Вера в духов села Казановка

В 1994-м археолог Еремин вместе со своим питерским преподавателем оказался в Казановке — хакасской деревне, где сохранялась традиционная культура и вера в духов.

Учительница местной школы Вика Кулимеева показала гостям сотни древних памятников, петроглифы, разрушенные и действующие хакасские святилища, привела гостей к камню Ах-Тас.

Гость понял, что ему важно и нужно стать здешним, ему хорошо среди этих соразмерных человеку гор, где «комфортно жить и не страшно умирать»

Белый Камень Ах-Тас стал для Леонида не только местом природной силы – но точкой приложения силы собственной…
Аскизский район, Республика Хакасия, июнь 2013

Леонид и Виктория стали семьёй; в 1995-м выпускник Санкт-Петербургской Академии культуры Еремин поселился в Казановке.
В Питере его хорошо учили тому, что в мире есть лишь три абсолютные ценности – сохранение человечества как части живой вселенной, сохранение его уникальной культуры и сохранения среды обитания. Следуя этой триединой цели, Еремин научился собирать, проектировать и создавать культурные пространства разных масштабов. Он научился строить музеи, и теперь пришло время воплощать.

Музей в Казановке был открыт в 1996 году, когда в регионе не было ни денег, ни понимания. Много сил отнимали административные согласования, но постепенно идеи музейного проектирования получили признание на республиканском уровне. Стройка и исследования начались, и продолжаются до сих пор. Под музей-заповедник были выделены более восемнадцати гектаров, где располагается две с лишним тысячи разведанных памятников, в том числе ставший широко известным Ах-Тас.

Триединство в музейной концепции Еремина: хакасские традиции + археологические памятники + горные ландшафты. Культура была спроецирована на место. Задача музея состояла в том, чтобы воссоздать связь времен от истоков до современности и вернуть еще сохранившимся вещам уже утраченные смыслы.

Еще на стадии проектирования стало понятно, что создание национального парка-музея в окрестностях Казановки будет бессмысленным вне контекста живой культуры. Возрождение традиций общества было невозможно без обжитого пространства, в котором оно зарождалось.. Так центром музея стал историко-этнографический комплекс «Хакасский аал» поблизости от Ах-Таса.

Для музейного аала собирали вещи по всему Аскизкому району. Потом Еремин написал работу «Современная хакасская юрта», отдельную главу посвятив технологии ее возведения – подробная методичка для самостоятельного строительства….
И юрты стали возвращаться в деревни.

Леонид Еремин: «Как-то ехал я на электричке. Смотрю двое моих земляков казановских, молодые парни. И к ним постарше гражданин привязался – дескать, что тут у вас в Казановке – дыра-дырой. Как они поднялись, с такой гордостью – да у нас музей, памятники, и кого здесь только ни было – и министры, и президенты. И это была самая высокая оценка десяти лет работы — гордость хакасов за свою землю…

В нашем музее иностранцы составляют только пятую часть от общего числа посещений.
Большей частью к нам едут свои же, из ближних мест, из Сибири.
Это важно, мы становимся интересны сами себе. А если мы будем интересны себе – мы будем интересны всему миру. Главное выбрать правильное место и правильное дело»



*** Информация о герое***
Леонид Валентинович Еремин – научный сотрудник Хакасского национального республиканского музея-заповедника, кандидат исторических наук, заместитель председателя Совета по культурному наследию Республики Хакасия, председатель геральдической комиссии при Верховном Совете Республики Хакасия, эксперт по оценке культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.


Леонид Ерёмин рассказывает о пространстве хакасской юрты и пространстве традиционной культуры

Виктория Кулимеева — директор музея, археолог, историк, учитель

Портрет реки Аскиз.

Во время советского «расшаманивания сибирских народов» в окрестностях Казановки была взорвана родовая скала Иней-Тас.

Сотрудники музея

«Хакасы – один из немногих народов, у которых был опыт государственной культуры, при этом они категорически несоотносимы ни с одной из мировых религий. Сейчас основу духовного мира хакасов составляют в той или иной форме исполнение двух культов – культ гор и культ предков… Личины на скалах – это лики горных духов, хозяев мест, тагэзи».
Еремин залезал туда, к глазам этой скалы. Один глаз — естественная ниша, второй — подработан древними скульпторами несколько тысяч лет назад. «Люди имели возможность, даже будучи в одиночестве, выходить на иной уровень общения; чувства брошенности совершенно не было по той причине, что люди, обращаясь к образам природы, могли найти бога во всём»

Ерёмин: «Передо мной проблемы веры никогда не существовало. Есть люди, я им могу верить или не верить, но когда их много — и разные люди говорят об одном и том же — я не могу отрицать , что что-то происходило, а уже это «что-то» я оцениваю с той точки зрения, насколько это положительно в целом для народа.

Культ гор – штука положительная, потому что она объединяла народ довольно долго, поэтому его надо сохранять и восстанавливать насколько это возможно.

Если говорить условно – есть люди, которые выполняют функцию трансляторов, а есть просто хранители. Я к хранителям отношусь, моя задача – сохранять информацию, предметы… Перед хранителями не стоит вопрос веры либо неверия. Мне неинтересна оценка, мне интересно – полезно это или нет»

Дом Еремина — тоже юрта, хоть и в модернизированной версии

Дома у Леонида и Виктории: в гости заехал питерский учитель и друг Еремина, археолог Николай Боковенко.

С момента создания музея школа в Казановке превратилась в экспериментальную площадку по музейной педагогике. Здесь готовили экскурсоводов, разрабатывали программы по историческому краеведению и государственный стандарт национально-регионального компонента. Школа фактически превратилась в центр музейно-этнографического образования; возникла идея строительства для нее нового здания. Этот проект поддержали на республиканском уровне: школа, специализирующаяся на музейной педагогике открылась 1 сентября 2012 года.

Создание музея-заповедника стало началом преобразования села Казановка


Леонид у одного из шаманских мест: останец над Анчил-Чоном.
«Здесь действует общий принцип – если в пределах гор ты ведешь себя уважительно, то на равнине тебе будет житься очень хорошо. Горы – это место, где напрямую встречаются и утрачивают прежние признаки молодость и опыт, появляется что-то третье. Горы – это точно не наш дом, но это место, готовое стать нашим домом. Здесь не надо искать другой жизни – если будет нужно, она мгновенно вас отыщет»

В это отверстие шаманы ловили первый луч солнца

Древний могильник Анчил чон. Соседство с прошлым заставляет временно живых быть бережнее к скоротечному


Юные художницы из Абакана приехали на этюды в Казановку

Учитель хакасского языка привез своих учениц к Ах-Тасу

Прокаливание зерен для приготовления талкана


Леонид показывает горное святилище — «све».
«В древности самыми уважаемыми людьми уникальных знаний о правильной жизни и ее закономерностях были носители ярко выраженной интуиции. Они не знали – они понимали. Сейчас же мы не понимаем, как это здание мира должно стоять, каким оно должно быть, но мы знаем положение каждого кирпичика. Люди древности старательно и неистово расшифровывали подсказки, общение с богом состояло не из, преимущественно, наших пожеланий — как сейчас — и а из игры в вопросы и ответы. Жрец прочитывал подсказку, получались образцы религиозного искусства, выбирались места для обрядов.. Эта гора не самая высокая и, может быть, не самая красивая. Но она отмечена. Здесь есть дорога в небеса»

Ерёмин: «Я считаю себя вправе жить, как мне нравится, не считая зазорным, что я небогат. Лучше всего у меня получалось проектировать и создавать музеи — так появился музей в Казановке. Мы с этим местом сильно подружились. И тут сил особых моих и не надо было. Сила – это способность понимать энергию и следовать ей. Сложно сопротивляться тебе, если ты используешь ресурсы целой территории, которые корешками уходят в прошлое как минимум на шесть тысячелетий. Это и создает впечатление силы»

РАССКАЗ ЛЕОНИДА ЕРЕМИНА О КАМНЕ АХ ТАС:

ЕРЕМИН: В ХАКАСИИ КОМФОРТНО ЖИТЬ И НЕ СТРАШНО УМИРАТЬ

Фото, видео, звук: © Валерий Кламм, © Артем Кламм.
Текст и подписи: © Ирина Октябрьская, © Валерий Кламм






Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту



Архивы
© 2018   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //