Россия отказала ВТО в снижении пошлин на ввоз IT-продуктов


Российское государство начало вручную регулировать оголтелость рынка, давно пора!

Как стало известно, Россия не подпишет договор ВТО о снижении пошлин на ввоз IT-продуктов, который собираются подписать США, КНР и ЕС. Под соглашение попадает около 200 видов высокотехнологичных товаров.

Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков объясняет отказ желанием защитить отечественных производителей, поскольку соглашение касается большого количества товаров, производящихся в РФ: Россия не является крупным экспортером указанных в соглашении товаров, но производит или собирается запускать собственное производство части из них.

Обыватели часто воспринимают подобное не глубже одного «хода» вперёд: мол, так бы соответствующие товары подешевели из-за снятия пошлин, а этого не будет — незабудемнепростим! Во-первых, очень наивно думать, что торговцы будут снижать свои цены, они просто получат дополнительную прибыль. Во-вторых, думать надо несколько дальше и глубже.

Как оказалось (сам не знал), сейчас в России имеется интересная ситуация: ввозная пошлина на обсуждаемые типы товаров, в число которых входят комплектующие, составляет 5-15% (упоминается до 17,5%, но конкретных указаний я не встречал). При этом готовая IT-техника ввозится беспошлинно.

Обратите внимание: беспошлинно ввозится не только полностью готовая техника (компьютеры и т.п.), но и готовые высокотехнологичные детали — печатные платы, процессоры и т.д., а вот элементная база — микросхемы, микроконтроллеры, резисторы, конденсаторы и другая мелочёвка, из которой и производятся комплектующие платы, как раз облагается пошлиной.

Получается интересная картина: есть пошлина на ввоз деталей, но её нет на готовую продукцию — спрашивается: и зачем что-либо в России производить хотя бы «отвёрточной» сборкой? Уже готовое изделие зарубежного производства окажется по себестоимости в большинстве случаев дешевле, при этом оно будет состоять абсолютно из тех же деталей. И это без учета таких «мелочей», как проектирование и строительство самого производства, обучение персонала и т.д.

В феврале текущего года член Совета Федерации Виктор Рогоцкий уже предлагал сделать наоборот, как и должно быть, если исходить из логики пользы для страны: отменить пошлину на ввоз комплектующих и увеличить для готовой IT-продукции. В таком случае станет выгоднее производить сборку готовых изделий из комплектующих в России и гражданами России, т.е. будут созданы «отвёрточные» (для начала) производства, работники будут получать зарплату, платить налоги и т.д. На производство будут приходить новые технологические разработки, привлекаться инвесторы, включая зарубежных.

А потом постепенно можно заниматься импортозамещением буквально по деталям, а не осваивать сразу целые электронные платы, что в конце концов при минимальных вложениях капитала постепенно позволит подтянуть электронную отрасль до мирового уровня и заменить импортные комплектующие отечественными. Скажем, в Бразилию на элементарные комплектующие пошлин нет, зато готовая техника и детали облагаются пошлиной в 40%. На рынке присутствуют только местные производители, а транснациональные компании строят заводы.

Кстати говоря, согласно The Wall Street Journal, ежегодный мировой оборот подпадающих под новое соглашение товаров составляет $1 трлн, а в США планировалось создать 60 000 новых рабочих мест под подписание соглашения. Лучше мы уж как-нибудь сами, знаете ли.

Конечно, либералы возмущены.

«Мировая практика показывает, что в долгосрочной перспективе выигрывают свободные открытые экономики. Последние инициативы законодателей настораживают. Беспошлинный ввоз IT-техники позволил сотням тысяч российских предприятий модернизировать либо построить заново IT-инфраструктуру. Разве это не в духе указов правительства РФ о построении инновационной экономики? Возможно ли повышение производительности труда без современных интегрированных IT-систем? При этом правительство осознает, что Россия все еще сильно отстает от развитых экономик, прежде всего с точки зрения развития технологий. Боюсь, что введение пошлин приведет просто к повышению себестоимости продукции и массовому падению спроса на нее", - Вадим Степанишин, вице-президент и заместитель генерального менеджера по «ритейл-бизнесу» компании «Марвел-Дистрибуция».

Даже не вижу смысла комментировать — всё основывается на стандартной рыночной мантре «свободного рынка» при стандартном же «забывании» факта, что такая модель выгодна далеко не всем его участникам. Капитализм — это не только США, но и Зимбабве, это — одна система, не надо замалчивать напоказ.

Вообще средние 10% для конечного пользователя — не такая уж большая нагрузка, а вот для отечественного производителя, который должен конкурировать с транснациональными гигантами в отрасли, — весьма существенная прибыль.

Начальник Департамента коммуникации и информации госкорпорации «Ростех» Василий Бровко поясняет:

«Сейчас мы закупаем компьютеры для нашего офиса на платформе "Эльбрус" — по производительности они ничем не отличаются от зарубежных. Да, это чуть выше по цене — не 25 тыс. руб., а 45 тыс. руб. за компьютер — но для офиса это не так много. Понятно, что при росте производства падает цена, и мы очень рассчитываем на формирование госзаказа а-ля "Почта России" или Центризбирком в размере, условно говоря, 100 тыс. компьютеров в течение нескольких лет. Такой объем нам помог бы снизить стоимость до 20-25 тыс. руб. и иметь конкурентоспособный по цене продукт».

При этом санкции Евросоюза и США, указывает Бровко, дали «очень интересный побочный эффект»: в Индии, Вьетнаме и Латинской Америке, «увидев, как западные партнеры трактуют рыночные соглашения, почувствовали себя вне зоны безопасности», начали проявлять интерес к российскому IT-оборудованию и созданию совместных предприятий в этой области.

Валентин Макаров, президент ассоциации РУССОФТ, комментирует принятое решение не подписывать соглашение:

«Поддерживаю интерес СовФеда к выработке мер поддержки российского производства электронной техники. …На протяжении долгих лет ввозные пошлины на комплектующие и компоненты в России были выше, чем пошлины на конечные изделия.

Это была искусственная ситуация, напрочь лишавшая российских производителей всяких стимулов заниматься сборкой электроники в России (как для местного рынка, так и для реэкспорта). Но высокие пошлины на комплектующие — не единственный административный барьер, стоящий на пути производства электроники в России и в развитии экспорта российской электронной техники.

Другие барьеры: процедуры таможенного оформления (для малых партий расходы вполне соизмеримы с самой пошлиной); экспортный и валютный контроль при экспорте российской электроники; процедуры контроля наличия элементов криптографии; взимание авансовых платежей при экспорте и валютный контроль в целом.

Для того, чтобы позволить электронике развиваться эффективно, необходимо устранить все эти барьеры, в противном случае (по теории массового обслуживания) производительность всей системы будет определяться производительностью самого неэффективного ее элемента».

Для развития российской микроэлектроники требуются заказы массового рынка — России нужна чипизация. Так что требуется организация для отечественных производителей электроники режима максимального благоприятствования, включая отмену пошлин на элементную базу, но под обязательства заменять её на российские аналоги в будущем.

Зависимость России от импортной компонентной базы недопустима, и очень радует, что государство начало вручную регулировать оголтелость рынка. Давно пора, и не только в этой области.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //