Кулинария по Гуглу


Как-то в один из ресторанов, в котором я работала, к нам на кухню приехал стажироваться всего на неделю молодой повар из Голландии. Все шло нормально, пока он не попросил меня подробно рассказать рецепт одного из блюд.

Я, как ни в чем не бывало, начала рассказывать, пока не поймала на себе странный, явно о чем-то сигнализирующий взгляд шефа. Позже мне объяснили, что нельзя давать подробные рецепты новичкам. Это меня слегка удивило, ведь совсем недавно у ресторана вышла своя кулинарная книга. Так почему же не рассказать всего лишь об одном блюде, если каждый может купить книгу со всеми нашими рецептами? Позже я обратила внимание, что в книге под фотографиями наших ресторанных блюд идут совсем не те рецепты, по котором мы на самом деле готовим. Точнее, «те, да не те».

Шефы старательно оберегают свои рецепты и совсем не торопятся ими ни с кем делиться. В этом я потом убеждалась не раз. И продолжаю убеждаться.

В ресторанах высокой кухни обычно совсем короткое меню- максимум 10 блюд. 10 авторских блюд, которые больше не встретишь нигде, попробовать которые приезжают люди со всего мира. Рецепт — это авторская собственность. В профессиональной среде воровать рецепты — дурной тон и повод для насмешек. Но только не в России.

Доказывая всем, что рецепты воровать нельзя, я чувствовала себя шизанутой сектанткой, раздающей с просветленными безумными глазами книги в переходе. Я и вправду чуть было не поверила что слегка «ку-ку» пока на днях не прочитала высказывание Комма о братьях Березуцких: «Они оба шикарные именно рабочие шефы, но все, что они делают, — это, в общем, плагиат. Они что-то увидели у одного повара, у второго повара и повторили. Я не вижу за этим будущего». Значит я все-таки не псих! Или я не один псих на всю Россию. Плагиат — это плохо, и я не одна так считаю.

И еще я точно знаю, почему от одной лишь фразы про авторство на рецепт в России раздается громкий смех. Талантливый российский журналист, но бесталанный повар, чье имя не стану поминать всуе, неоднократно и чуть ли не с гордостью называл кухню своего ресторана “воровской”. «Зачем придумывать новое, если все уже придумано?».

Похвальная честность, нечасто такое встретишь. Каждый мыслит в меру своих способностей и меряет по себе. Думаю, что китайцы, срисовывающие свои машины с моделей немецкого автопрома, придерживаются такого же мнения. Благодаря бесспорному авторитету автора, все с легкостью поддержали его позицию и каждый раз приводят мне в качестве аргумента именно эту фразу.

К слову, мне, как посетителю ресторана, все равно, кто у кого что украл, главное, чтобы вкусно было и все довольны остались. Тем более что уличить шефа в воровстве и вычислить в меню 9 рецептов Томаса Келлера из 10-ти, помимо меня, смогут еще пара человек на весь город. Но почему же такие повара представляют Россию на международных фестивалях, где никто больше такого мнения не придерживается? Это весьма позорно!

Приведу пример. Если я сегодня вдруг решу стать модельером и полностью срисую всю коллекцию с Prada, то очевидно, что я никогда не смогу представлять Россию на неделе высокой моды в Нью-Йорке по одной простой причине - всем вокруг будет ясно, что моя коллекция — это плагиат Prada. Если бы французский шеф-повар начал готовить по рецептам Томаса Келлера, он никогда не стал бы гастрономической звездой Франции, так как для всех вокруг было бы очевидно, по чьим рецептам он готовит. Уровень гастрономической культуры там очень высок и чтобы прославиться в профессии, надо привнести что-то новое, удивить, сломать стереотипы. Другими словами — иметь талант (помимо профессионализма, это само собой). В России же сегодня об уровне гастрономической культуры у большинства вообще говорить не приходится. Поэтому, чтобы о тебе заговорили, достаточно заказать книгу на Амазоне и с уверенностью проталкивать теорию о невозможности привнести в профессию что-то новое.

Я часто затрагивала тему плагиата со своими коллегами в других странах, и все, не сговариваясь, называли таких умельцев одним словом — “asshole”. Привычка из 90-х вести дела, пользуясь невежеством большинства, до сих пор работает на страницах кулинарных журналов и кухнях московских ресторанов.

Но на деле все еще смешнее. Далеко не каждый додумается заказать книгу Келлера на Амазоне, гораздо проще купить Оливера в ближайшем к дому книжном. Оливер теперь — наше все. По его рецептам готовит каждый русскоязычный тв-шеф. Сколько русских непрофессиональных поваров построили себе карьеру благодаря его рецептам! Этот простой английский парень стал настоящим кормильцем всея Руси. Ребят, ну серьезно, хватит уже у Оливера тырить! В конце концов, он один, а вас много.

Сейчас в России настоящий гастрономический бум, каждый день что-то открывается, от статей на кулинарные темы уже всех воротит, но прилетев сюда после длительного отсутствия, я с сожалением смотрю, насколько мы отстали.

И пока на обложках журналов будут печатать молодых гастрономических звезд, готовящих по рецептам, найденным в интернете или книжке Оливера, ничего не изменится. Хотя, если они научатся готовить по этим рецептам здорово и продавать эти блюда недорого, то будет уже неплохо.

Россия по-прежнему — уникальная страна. Ловите момент - готовьте по гуглу, делайте карьеру. Пока прокатит. Пока.






Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Архивы
© 2017   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //