Если ребёнок приносит из школы двойки…


Что делать с ребенком, который дома все отвечает, а из школы приносит одни двойки. Как победить тревожность у ребенка, не прибегая к ругани и ремню.

«Дома вроде все отвечает, а из школы одни пары приносит!»

«Скорее всего, в двойках за, казалось бы, выученные уроки виновата тревога, которая начинает формироваться еще в младших классах и затем нарастает с каждым годом, — предполагает Татьяна Свиридова, ведущий психолог семейного центра «Мы», к.псх.н. — Чтобы страх отвечать у доски и писать контрольную не перерос со временем в личностную тревожность, когда тревога становится частью личности, тебе надо начать бороться с ней сразу же».

Вспомни, как работает тревога. Предположим, ты должен сделать доклад со слайдами перед аудиторией. До этого ты выступал перед публикой лишь раз, произнося тост на свадьбе лучшего (по крайней мере, до того самого тоста) друга. И вот вместо триумфа ты уже настроился на фиаско, и все твои силы тратятся на дрожь в коленях, а психологические ресурсы уходят на волнение и ожидание неудачи. При этом дома перед зеркалом у тебя вышло неплохо, отражение тебе даже поаплодировало. У ребенка все происходит точно так же, однако есть и разница: старый психологический трюк — представить, что учительница голая, после чего смело начать отвечать — школьнику не подойдет.


Снять тревогу одним махом не получится, результат придет постепенно. Итак, вот что надо делать. Выберите с ребенком какую-нибудь одну тему (для начала даже одно задание), досконально разберите ее и вызубрите. Теперь, если его вызовут (хотя лучше, конечно, если он сам поднимет свою дрожащую руку), он сможет, несмотря на волнение, ответить на автопилоте. Браво! Вот ты и сформировал первую ситуацию социального успеха, которую надо закрепить тем же самым способом. Иначе...

Помнишь, как Билли из «Полета над гнездом кукушки» после ситуации социального успеха (потери невинности) перестал заикаться? Короче, если бы после этого он успел закрепить достигнутое, роман кончился бы по-другому, и мы бы о нем сейчас и не вспомнили.

Впрочем, мы отвлеклись...

Прелесть успеха состоит в том, что, даже если свою первую пятерку ребенок получит по пению, положительное влияние оценки (и уверенность в себе) скажется и на всех остальных предметах. Кроме того, важно разобраться в изначальной причине тревоги. Обычно ее порождаешь ты, предъявляя завышенные требования.

Особенно велики шансы развиться в тревожную личность, по ошибке родившись в семье строгих и крикливых родителей (это же касается и школьников, попавших в класс с авторитарным учителем). Но даже если у тебя нет привычки устраивать головомойку за каждую двойку, угрожающе помахивая ремнем, ребенок хочет тебе угодить. А когда не справляется, испытывает стресс.

Поэтому перестаньте с матерью давить на ребенка. Если у тебя всегда были пятерки по труду, это не значит, что они автоматически должны быть и у него. Может, их трудовик принимает выполненные задания трезвым! И вот еще что. Если школьнику нет десяти лет, попробуй применить психологическую уловку.

Подари ему какой-нибудь мелкий талисман, сопроводив рассказом о том, как он часто тебя выручал, и пообещай, что с его помощью ребенок станет получать одни пятерки. («Если бы не эта фляжка, сынок, меня бы тут не было. Но, к счастью, сигнализация в магазине не сработала, и я спокойно пронес фляжку в трусах не заплатив!») Как уверяет наш консультант, для тревожных младшеклассников этот фокус работает почти со стопроцентным успехом.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //