Жизнь изобретателя айкидо


Морихей Уэсиба, основатель айкидо, еще при жизни стал героем множества легенд. Ему, как уверяли ученики, являлись знамения с небес, он мог подниматься над землей и делаться невидимым… Документальных доказательств этому, разумеется, нет, но и без того Уэсиба – один из самых неординарных людей Японии XX века.

Морихей Уэсиба, основатель айкидо, еще при жизни стал героем множества легенд. Ему, как уверяли ученики, являлись знамения с небес, он мог подниматься над землей и делаться невидимым… Документальных доказательств этому, разумеется, нет, но и без того Уэсиба – один из самых неординарных людей Японии XX века.

Истинный патриот

Морихей Уэсиба родился в городе Танабэ в 1883 году. Происходил из знатной семьи, которая вела свою родословную с XVI века. И хотя сословие самураев к моменту рождения Уэсибы уже упразднили, мальчик с детства воспитывался в духе кодекса чести бусидо («путь воина»).

Морихей не вышел ростом (всего 155 сантиметров, что даже для Японии с ее низкорослым населением маловато) и был достаточно слаб, а потому нередко подвергался насмешкам со стороны сверстников. Чтобы постоять за себя, он вплотную занялся изучением боевых искусств. Несмотря на физическую немощь и частые болезни, годы упорных тренировок сделали из Уэсибы серьезного бойца – насмешки над ним прекратились.

В 1904 году, когда началась Русско-японская война, юноша решил вступить добровольцем в армию. Однако его физические данные оказались вроде бы неодолимым препятствием: минимальный рост японского военнослужащего должен был составлять 157 сантиметров. Несколько недель Морихей занимался самоистязанием: он часами висел с грузом на ногах, привязанный за руки к веткам дерева. Удивительно, но это помогло: Уэсиба набрал недостающие сантиметры и оказался в пехоте. В Маньчжурии он воевал против русских, получил звание сержанта и рекомендацию для обучения в офицерской академии.

Но ужасы войны навсегда отвратили будущего сэнсэя от воинской карьеры: демобилизовавшись, Уэсиба вернулся в Танабэ, где вновь занялся боевыми искусствами. В первую очередь дзю-дзюцу (в русской транскрипции – джиу-джитсу) и кендо (владение мечом). Вплоть до 1910 года молодой человек ездил по всей стране, обучаясь у самых известных мастеров того времени. Молодой Уэсиба был истинным патриотом.

В 1910 году он следует призыву японского правительства и отправляется на освоение незаселенных земель острова Хоккайдо, где, благодаря знатному происхождению и боевым заслугам, быстро становится лидером местной общины. Здесь Уэсиба познакомился с известным мастером айки-дзюцу – сэнсэем Сокаку Такеда, у которого и занимался на протяжении ряда лет, после чего получил диплом, дающий ему право создать собственную школу и набирать учеников.

Аскет-авантюрист

В 1920 году Уэсиба переехал в местечко Аябэ, где вступил в синтоистскую секту «Омото-ке» (приверженцы синтоизма обожествляют природные силы и явления и поклоняются им). Проникнувшись духом синто, Морихей выстроил на близлежащей горе маленькую хижину, в которой провел следующие четыре года, продолжая совершенствоваться в айки-дзюцу и предаваясь аскезе. А в 1924 году пустился в удивительную авантюру, которая едва не привела его к смерти. Лидер «Омото-ке» – сэнсэй Дэгути – призвал своих сторонников двинуться в Монголию в поисках Шамбалы.

Сев на белого коня, сэнсэй возглавил целую толпу пеших добровольцев-паломников. Шамбалы они не нашли, зато были арестованы китайской полицией. Всех паломников обвинили в шпионаже и приговорили к расстрелу. Часть их действительно казнили, но Дэгути и Уэсибе повезло больше – отсидев некоторое время в тюрьме, они, благодаря вмешательству японских дипломатов, были депортированы на родину.

Вернувшись в Аябэ и продолжив аскезу, будущий основатель айкидо внезапно испытал откровение свыше. Вот как сам Уэсиба описывал этот момент: «Внезапно я ощутил присутствие великого Творца в духовном обличье. Мысль озарила меня: “Основой всех воинских искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле”… Высокое положение в обществе, слава, почести, богатство – все это навсегда утратило для меня значение».

А еще Уэсиба осознал принцип, который и стал основополагающим в айкидо. Подлинное воинское искусство не имеет ничего общего с силой. Люди стареют. Бывшие чемпионы становятся немощными, на смену им приходят новые великие бойцы. И слабый человек должен использовать силу соперника для того, чтобы побеждать.

Искусство для избранных

С 1930 года школы айки-будо (название «айкидо» новое искусство получило лишь в 1942 году) открываются по всей Японии и Маньчжурии. Уэсиба не брал плату с учеников – он велел жертвовать ее духам. Одна из легенд гласит: когда сэнсею нужны были деньги на еду, он молился, и монеты появлялись из воздуха! Видимо, духи «возвращали долг». Несмотря на то что Уэсиба был бессребреником, бедняки крайне редко попадали в его школы айкидо (они отдавали предпочтение традиционным японским единоборствам). В основном новым боевым искусством овладевали военные, полицейские и аристократия.

В разные годы лично у сэнсэя обучались высшие чины армии и флота, в частности, адмиралы Такэсита Исаму, Такахаси Санкити, Ямамото Хидэсукэ.

И вдруг в какой-то момент Уэсиба бросил дело всей жизни и вновь поселился в жалкой хижине в горах. Его окружали лишь несколько самых преданных учеников. Дни и ночи Уэсиба проводил в воинских упражнениях и медитации и, наконец, добился изумительных успехов. 60-летний старик легко одолевал нескольких вооруженных мечами и палками учеников (причем он запрещал им поддаваться себе). Уклоняясь от ударов, Уэсиба мог полностью измотать соперника так, что тот терял сознание от усталости.

Именно в этот период у сэнсэя якобы появились сверхъестественные способности: он научился левитировать, мог стать невидимым, угадать траекторию полета пули и уклониться от нее.

В 1945 году американские оккупанты запретили в побежденной стране все боевые искусства как часть японского национализма. Исключение сделали для карате – янки считали его разновидностью гимнастики. Когда три года спустя запрет был снят, Уэсиба с учениками перебрался в Токио и основал центр по изучению айкидо. В дальнейшем последователи сэнсэя организовали свои школы во всех крупных японских городах. Раздавленная поражением нация поначалу нашла силы к возрождению именно в восстановлении боевых искусств. И одним из основных стало айкидо, которое совмещало в себе путь воина и глубокий философский аспект.

После войны Уэсиба пользовался огромным уважением у сограждан и был обласкан властью. Сэнсэю вручали огромное количество наград, в том числе и императорскую «Медаль чести с розовой лентой». При этом старец до последнего дня лично демонстрировал боевое искусство. В 85-летнем возрасте на глазах многотысячной толпы он с легкостью укладывал на татами десятки нападавших на него юношей. Свое последнее выступление он провел буквально за несколько дней до смерти – 26 апреля 1969 года. Его преемником стал сын – Киссемару Уэсиба.

Сегодня существуют десятки различных школ айкидо в 80 странах мира, а число людей, которые серьезно занимаются этим видом боевого искусства, составляет около 1,2 миллиона человек.

Интересные факты об айкидо

Незадолго до смерти Морихей Уэсиба утверждал, что в айкидо насчитывается три тысячи базовых техник, каждая из которых может выполняться в 16 базовых вариантах.

До второй половины XX века в Японии основной принцип боевых искусств составлял бу-дзюцу (умение убивать). Уэсиба заложил в айкидо совершенно противоположный принцип – будо (отказ от убийства). При всем том мастера айкидо изучают смертельные техники бу-дзюцу, но не для того, чтобы применять, а противостоять им.

Многие телезрители знакомы с техникой айкидо благодаря фильмам, где снимался Стивен Сигал. Этот актер много лет обучался айкидо у ведущих мастеров Японии и – едва ли не единственный из европейцев – стал обладателем седьмого (очень высокого) дана. Правда, многие специалисты не одобряют Сигала за излишнюю жесткость: он исповедует крайне опасные техники и даже в ходе демонстраций серьезно травмирует партнеров по татами.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //