Самолет на атомной тяге

Приглашаем подписаться на наш Telegram канал @VerrDi (https://t.me/VerrDi)


С разработкой атомных технологий для получения атомной энергии, возник резонный вопрос, можно ли применять атомную энергию для военных целей, кроме атомных бомб?

Макет крылатой межконтинентальной ракеты на атомной тяге

Вот именно тогда и появились атомные подводные лодки, атомные ледоколы. А вот нельзя ли создать самолет на атомной тяге? Чем плохи самолеты на обычно керосине? Все на самом деле просто, взять на борт топлива самолет может относительно немного, так как емкость баков ограничена, а энергоемкость керосина невелика. На обычном топливе самолет имеет достаточно ограниченный радиус действия и время...

... нахождения в воздухе, причем при увеличении скорости (что очень не маловажно для современных самолетов), растет и расход топлива.

Другим параметром, делающим атомный самолет более привлекательным, это стоимость керосина, так как большой транспортный самолет только на форсаже при взлете может сожрать десять тонн керосина. А если перебрасывать по воздуху дивизию ВДВ с бронетехникой, то надо сотни и тысячи тонн керосина, причем только в один конец, что очень дорого.

Естественно, что идея создать атомный самолет или атомолет, родилась не только в Советском Союзе, но и в Америке. Тем более, что в отсутствии баллистических ракет, обе сверхдержавы очень нуждались в средствах доставки атомных бомб.



В начале пятидесятых годов, принципиальная возможность создания атомного самолета или атомолета была научно обоснована. Еще около трех лет велась детальная проработка принципиального устройства атомной силовой установки для атомного самолета. Однако, вместо разработки атомного двигателя для самолета, технологию отрабатывали на ракете «Буря» которая имела атомный двигатель вместо обычного прямоточного, который работал на керосине. Однако, сложности в компоновке ракеты (из-за отсутствия баков для топлива) привели к закрытию проекта, воплощенной ракеты с атомных двигателем так и не было создано. Но, не смотря на все трудности, основные технологии создания атомного двигателя были отработаны. Прямоточный атомный двигатель был достаточно простой конструкции, активная зона нагревала попадающий в нее через жерло воздух, который выбрасывался позади ракеты, таким образом создавалась реактивная тяга.

В результате продолжения работ над атомным самолетом или атомолетом, были разработаны различные варианты, такие как М-50, М-60 и необычный М-30.Во всех типах самолетов предлагалось использовать атомные двигатели открытого типа. Однако, в таком случае, возникал вопрос радиационной безопасности, экипажа, который планировалось закрыть в цельнометаллической капсуле, однако, еще требовалось обеспечить нормальный обзор и средства спасения экипажа. Более того, открытый тип двигателя был опасен и для наземного персонала, так как после одного полета, самолет еще фонил в течение нескольких месяцев. Предполагалось создать средства дистанционного обслуживания самолета. Однако, ни один из вышеуказанных модификаций так и не был воплощен в металле.

Первый, воплощенный в металле атомный самолет был создан на базе Ту-95 и назывался Ту-95ЛАЛ. В середине фюзеляжа был создан специальный отсек для реактора, для которого пришлось устанавливать выпуклый фонарь, так как реактор был достаточно габаритным. Ту-95ЛАЛ был первой советской летающей лабораторией, тестирующий различные режимы работы реакторов в полете. В 1958 первый пробный реактор был установлен на борту атомного самолета Ту-95ЛАЛ. Уже в 1959 году данный реактор вышел на расчетную мощность. Сам реактор охлаждался обычной водой, которая циркулировала по каналам внутри него. В мае 1961 года Ту-95ЛАЛ впервые совершил полет с работающим реактором. Всего было выполнено более тридцати вылетов для тестирования различных режимов работы.

Атомный реактор во время демонтажа с ТУ-95ЛАЛ

Далее, последовали разработки атомных самолетов проектов «119» и «120», однако, они носили больше экспериментальных характер. Наиболее интересными, оказались разработки атомного самолета на базе Ан-22, габариты которого позволяли без проблем установить атомный реактор. Ан-22 с атомным двигателем совершил несколько десятков экспериментальных полетов, однако, до настоящего времени ни один атомный самолет не вошел в серию и не эксплуатируется.

Атомный самолет АН-22

Основной проблемой для атомного самолета, является его безопасность, так как в случае его падения, зараженной окажется очень большая территория, причем заражение будет вызвано долгоживущими изотопами. Все-таки, атомные технологии еще слишком небезопасны и громоздки, чтобы использоваться на самолетах.





Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Архивы
© 2017   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //