Польские штрафбаты

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Об истории штрафных частей польской армии, воевавшей на стороне СССР в годы Второй Мировой войны.

Сегодня уже хорошо известно, что еще в конце 1940 года советское руководство рассматривало возможность создания на своей территории стрелковой дивизии из состава польских военнослужащих, «взятых в плен» Красной Армией в сентябре 1939 года. Впрочем дело сдвинулось с мертвой точки лишь после нападения Третьего Рейха на Советский Союз.

«Дисциплинарные отряды»

Весной 1942 года большая часть польских граждан записалась в армию Владислава Андерса, которая покинула СССР и впоследствии сражалась на стороне западных союзников по антигитлеровской коалиции в Африке и Европе. В свою очередь, в мае 1943 года в Сельцах под Москвой началось формирование 1-й польской пехотной дивизии им. Тадеуша Костюшко, которой предстояло воевать на советско-германском фронте. Таким образом, Иосиф Сталин создал свое собственное «Войско Польское».

Солдаты 1-й польской пехотной дивизии им. Т.Костюшко

Польские части формировались по штатам, принятым в советских стрелковых частях. Обучение солдат проводилось по уставу РККА. Кроме обычных подразделений в составе «костюшковской» дивизии были созданы и свои «дисциплинарные» отряды. Срок нахождения в штрафных частях варьировался от одного до трех месяцев. На протяжения этого времени «костюшковцы» теряли свои звания и награды и именовались «временными солдатами».

Штрафные части были пехотными, но при этом в них попадали представители различных родов войск. Впрочем, долгое время «ссылка» в польские дисциплинарные отряды была не самым страшным наказанием. Наихудшим было лишение звание и отправка в лагерь, из которого «костюшковец» был призван в дивизию. Так, по воспоминаниям командира дивизии Зигмунта Берлинга, «в ссылку» были отправлены один офицер артиллерии и шесть рядовых, которые высказали свою лояльность польскому эмигрантскому правительству в Лондоне.

Униформа солдата 1-й польской пехотной дивизии им. Т.Костюшко

Штрафники «амнистировались» лишь в случае прохождения полного срока «службы», ранения, или героического поступка, совершенного ими на поле боя. После этого, солдатам и офицерам сразу же возвращались звания и награды.

Жизнь в «хороших условиях»

7 августа 1943 года командовавший 1-й польской пехотной дивизией Зигмунт Берлинг издал приказ о создании штрафной роты. Решение о направлении туда принимал дивизионный полевой суд. Впрочем, окончательно определить условия прохождения службы в польских штрафных частях удалось лишь к началу 1944 года. С этого времени в «дисциплинарные» отряды направлялись лишь рядовые или офицеры, разжалованные за преступления, предусмотренные Кодексом польских вооруженных сил в СССР.

"Костюшковец"

Впрочем, можно сказать, что польским штрафникам того периода везло. Их не направляли на «передок» и не поднимали в «бессмысленные лобовые атаки». Военный прокурор Ян Масталеж в одном из своих донесений писал: «Приговоренные к службе в дисциплинарных подразделениях живут в очень хороших условиях – в домах колхозников. В боях с немецко-фашистскими оккупантами не участвуют, потерь не несут, что оказывает отрицательное влияние на моральное состояние солдат».

В апреле 1944 года была введена Инструкция штрафного отдела 1-го корпуса польских вооруженных сил в СССР. В соответствии с ней, существующую «дисциплинарную» роту заменили на штрафной отряд Польских вооруженных сил в Советском Союзе, находившийся под надзором главного военного прокурора корпуса.

Агитационный плакат

Это решение объяснялось еще и увеличением количества «штрафников». В составе отряда были две роты, в каждой из которых было по три взвода. В инструкции также четко прописывалось необходимость использования штрафных подразделений на опасных участках фронта.

Освобождая Польшу

16 марта 1944 года была создана 1-я польская армия. В ее составе было сформировано пять штрафных рот. Находясь на территории Польши летом-осенью 1944 года, командование Народного Войска Польского активно использует штрафные части, как авангард в наступлении. Особенно кровопролитные бои полякам пришлось вести во время переправ через Вислу и Одер, а также на Поморском валу. Для многих «штрафников» Народного Войска Польского они стали последними.

Солдат 1-й польской пехотно дивизии им. Т.Костюшко

К примеру, в сражении на пражском предместье польской столицы 13 сентября 1944 года среди прочих погиб уроженец Винницкой области, проживавший до войны в Киеве, штрафник, бывший помощник начальника автомобильного отделения армии, поручик 1-й польской пехотной дивизии им. Т.Костюшко Людвиг Панасевич. Местом его погребения стала братская могила на Таргувке. Тогда же «смертью храбрых» погиб и другой штрафник, бывший командир взвода управления отдельной зенитной дивизии, поручик Станислав Харковский. В 1941-1944 гг. этот человек проходил службу в частях Красной Армии, а затем был переведен в Войско Польское.

Среди погибших под Варшавой «костюшковцев» были не только поляки. На Таргувке похоронен и штрафник, бывший командир стрелкового взвода 1-й польской пехотной дивизии им. Т.Костюшко, поручик Петр Тихонов. Этот человек родился в 1923 году в Вологодской области и был призван в польскую армию в 1944 году.

Многие из бойцов «дисциплинарных» частей продемонстрировали в тех сражениях мужество и героизм и были удостоены высоких наград. Одним из таких был командир штрафной роты 4-й польской пехотной дивизии, уроженец Свердловска, поручик Николай Водяницкий. Вот выдержка из наградного листа на этого человека: «В наступательных боях с 13 по 18 марта 1945 года при овладении сильно укрепленным городом и портом на Берегу Балтийского моря Кольбергом (Колобжегом) ст. лейтенант Водяницкий проявил мужество и героизм, чем самым помог выполнить полку поставленную задачу.

Солдаты Народного Войска Польского у Балтийского моря в Колобжеге

Выполняя обязанности командира штрафной роты при выбытии из строя командира 3-го батальона, принял командование батальоном, поднял его вперед и занял депо. Немцы перешли в контратаку, которую батальон отбил при поддержке приданной артиллерии. Сломив сопротивление в районе фабрики, батальон ворвался на окраину города и выбил оттуда немцев. Повернув к морю, солдаты батальона разрезали оборону немцев на две части, которые были разбиты через несколько часов. В бою батальон имел большие трофеи».

Еще одним участником боев за Колобжег был командир роты второго отдельного моторизованного батальона огнеметчиков, сержант Чеслав Коморовский. В январе 1945 года этого военнослужащего обвинили в самовольной отлучке из расположения части, когда его подразделение находилось в освобожденной Варшаве. 9 марта решением полевого суда Коморовский был разжалован и приговорен к месячному сроку службы в «штрафроте», которая вскоре приняла участия в кровопролитной битве за Колобжег. Именно бывший огнеметчик был в составе штурмовой группы, которая сходу ворвалась в порт, и участвовала в штурме маяка. Уже 19 марта приговор Коморовскому был отменен и «жолнеж» был восстановлен в звании.

Среди штрафников-костюшковцев были и белорусы. Так, к награждению орденом Красной Звезды в сентябре 1944 года был представлен уроженец Витебской области, поручик Дмитрий Азарёнок. В октябре 1943 года этот человек участвовал в легендарной и кровопролитной битве под Ленино, а в августе 1944-го в боях под Демблином и Гурой Кальварией. Во время боев в варшавском предместье Прага белорус заменил убитого командира батальона и повел солдат в атаку, в результате которой «костюшковцам» удалось выбить врага с его позиций. Позднее поручик Азаренок командовал штрафной ротой 1-й польской армии.

Такова история формирования и деятельности штрафных частей 1-й польской пехотной дивизии им. Тадеуша Костюшко и Народного Войска Польского, воевавших на стороне СССР. «Костюшковцы» до конца выполнили свой долг и внесли свой вклад в победу над нацисткой Германией.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //