Переулочки Булгакова,часть 3…..Еще пара слов о Булгакове. Под протокол…

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Оригинал взят у в Переулочки Михаила Булгакова. Часть 3

Оригинал взят у в Переулочки Михаила Булгакова. Часть 3

В октябре 1932 года Булгаков разводится с Любовью Белозерской и сразу же вступает в новый брак с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей верным и преданным другом последних лет его жизни, вдохновительницей и неустанной помощницей в работе. Для каждого из них это был третий брак и венчание в церкви оказалось невозможным. Брак был зарегистрирован в районном загсе. Загс Хамовнического района, в котором за семь лет до того был оформлен и брак Булгакова с Л. Белозерской, находился в те годы также в арбатских переулках, причем адрес был выбран со вкусом - "брачующиеся" приходили в Малый Могильцевский, дом № 3.

булг.е.с.
Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы

Поездка в Ленинград по театральным делам Булгакова заменила им свадебное путешествие. Впрочем, для Елены Сергеевны любые дела Булгакова стали самым важным и интересным в жизни. В первые же месяцы после свадьбы она взяла на себя деловую переписку и всякие неприятные хлопоты, отвлекающие Мастера от процесса творчества. В марте 1933 года Булгаков оформил доверенность на имя жены, позволяющую ей заключать от его лица любые договоры с театрами и издательствами и получать все его гонорары. Проживать в прежней квартире писателя вместе с Любовью Евгеньевной даже временно было невозможно, слишком много отрицательных эмоций это рождало у всех троих. Булгакову удалось арендовать небольшую однокомнатную квартирку в том же доме на Пироговской, но это было лишь временное пристанище. Квартирный вопрос опять встал перед ним со всей остротой. Но судьба на этот раз улыбнулась писателю...
В феврале 1934 года Булгаков с новой женой переезжает на новую квартиру - в первый писательский кооператив в Нащокинском переулке (в том самом переулке, где жил когда-то в угловом доме у Павла Нащокинаего друг Пушкин). С 1926 года переулок официально именовался улицей Фурманова. Автор "Чапаева", Дмитрий Фурманов с оружием реквизировал для себя квартиру, выгнав семью "бывших" с маленьким ребенком и стариками на улицу, несмотря на имевшийся у них охранный мандат, и прожил свои последние годы здесь, в доме № 14.
Обозначать свой новый адрес - улица Фурманова - Булгаков не любил. Это был адрес лишь для официальных и деловых писем. Для друзей - прежнее старомосковское название Нащокинский переулок. (В 1990-е годы переулку вернули старое название, а потом при ремонте как-то тихо исчезла памятная доска с именем автора "Чапаева" с дома № 14).

Дом в Нащокинском под № 3 именовался "писательской надстройкой" - жилищно-строительное кооперативное товарищество "Советский писатель", председателем правления которого был А. Жаров, реконструировало два старинных каменных особняка (Нарышкинские палаты),объединив их и надстроив до уровня пятиэтажного дома.

нащ.пер
Вид Нощикинского переулка в 1913 году

Некрасивая возня при распределении квартир, присущая многим кооперативам, очень раздражала Булгакова. Со слов Елены Сергеевны Владимир Лакшин записал историю о посещении Булгаковым собрания пайщиков в Союзе писателей. "Первым в списке называют Б-на. Булгаков тянет руку. "Что сделал Б-н? В чем его заслуга перед литературой?" - "О, его заслуги велики, - отвечает председательствующий. - Он достал для кооператива 70 унитазов". Булгаков снова тянет руку: "Скажите, а как он это сделал?" Тут председатель не выдержал: "Сядьте, товарищ Булгаков, ваша квартира № 44". Потом, когда они с Еленой Сергеевной встречали этого маленького, кругленького Б-на на улице, Булгаков говорил: "Смотри, смотри на него внимательнее, в нем зреет "Война и мир"!"
Долгожданному переезду на новую квартиру Булгаков был так рад и так торопился, что перевез Елену Сергеевну совершенно больную, с воспалением легких, с температурой 38...
В начале марта он писал В.В. Вересаеву: "Свое жилище я надеюсь Вам вскоре показать, лишь только устроюсь поуютнее. Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Викентий Викентьевич! Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом! Господи! Хоть бы скорее весна. О, какая длинная, утомительная была эта зима. Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я".


Писательский кооператив на улице Фурманова (фото из архива Е.С. Булгаковой из журнала sir_roof)

Среди соседей Булгакова по Нащокинскому переулку встречается много известных имен. Здесь жили Матэ Залка, Виктор Шкловский, Константин Тренев, Виктор Ардов, Евгений Габрилович, Семен Кирсанов, Осип Мандельштам...

Булгаков был счастлив вернуться в любимые места, в переулки между Арбатом и Пречистенкой. Работая над главной книгой своей жизни - романом "Мастер и Маргарита", он должен был "подпитываться" арбатским воздухом, которым насыщены страницы его великого романа.
Работа над "Мастером и Маргаритой" продолжалась свыше 12 лет. На рукописях сохранилась булгаковская пометка: "Дописать раньше, чем умереть. 30 октября 1934 г."
Писатель был уже неизлечимо болен и, как профессиональный врач, прекрасно понимал, каким будет течение болезни.
Отношения Булгакова с советской властью складывались неровно, порой мучительно тяжело для писателя. Будучи ранимым человеком, обостренно воспринимающим несправедливость, Булгаков часто страдал по вине чиновников самого высокого ранга. Его унижали, запрещали издание его произведений, постановку пьес, доводили до полунищего состояния, не давая заработать на хлеб. Сам Сталин проявлял интерес к жизни писателя, то сжимая "драконьей хваткой" его горло, то давая ему вздохнуть...
Но Михаил Афанасьевич боролся и упорно работал - писал свою главную и любимую книгу, которая должна была остаться потомкам.
В 1936 году Булгаков начал работу над новым романом - "Записки покойника" ("Театральный роман"). Книга, основанная на личных впечатлениях, чуть-чуть гиперболизированных, рассказывала о взаимоотношениях Булгакова-драматурга и Художественного театра и была почти документальной - все прототипы легко узнавали и друг друга и самих себя в булгаковских героях. Любимое Приарбатье властно ворвалось и на страницы "Театрального романа", пусть с некоторым ущербом для исторической правды. Квартиру основателя и корифея Независимого театра Ивана Васильевича Булгаков поместил в Сивцевом Вражке, в некоем особняке с колоннами - современники без труда узнавали дом Станиславского в Леонтьевском переулке, быт и нравы этого дома.

станисл
К.С. Станиславский у себя дома в Леонтьевском переулке

"Что скажет Сивцев?" - вопрошают друг друга персонажи романа, оказавшись перед необходимостью что-то решать. Незримые импульсы исходят из Сивцева Вражка и управляют всеми театральными процессами... Но почему именно Сивцев? Может быть, просто потому, что Сивцев Вражек тянулся за углом Нащокинского, что это были любимые и уже почти родные места для Михаила Афанасьевича.
В доме Булгаковых в Нащокинском переулке всегда была особая атмосфера любви и тепла. Сергей Ермолинский, близкий знакомый Михаила Афанасьевича, писал: "Дом их, словно назло всем враждебным стихиям, сиял счастьем. А были, пожалуй, одни лишь долги при довольно туманном будущем".

булг.нащок
Кабинет Булгакова в Нащокинском переулке

Елена Сергеевна отдавала все силы тому, чтобы сделать их дом уютным, а жизнь Михаила Афанасьевича комфортной, облегчить его муки, и физические, и духовные. Их квартира была очень нарядной - сверкал натертый паркет, предметы обстановки подобраны с большим вкусом (современники вспоминали, что Елене Сергеевне удалось подыскать в комиссионках и на распродажах великолепную антикварную мебель, которая стоила тогда очень недорого), причем каждая вещь в доме была не случайной, а продуманно приобретенной ради удобства обитателей дома. В комнатах было много света и цветов. Не удивительно, что небольшая трехкомнатная квартира, всего 47 кв. м., казалась почти дворцом. Сохранилось письмо Булгакова к жене: "Проходя в размышлениях из кухни к себе, остановился в средней комнате. Хорошо! Как во сне - такою должна быть одна из тех 8 комнат, которые мы с тобою должны были бы иметь. Делают это цветы. Верю в твой вкус и энергию".

булг.е.с.1.
Елена Сергеевна Булгакова

С квартирой в Нащокинском связано многое в жизни Булгакова. Здесь он работал над пьесами и инсценировками, отсюда пешком (вот оно счастье - отказаться от переполненных московских трамваев) отправлялся на работу в Художественный театр. Здесь легко, играючи, сразу набело был написан "Театральный роман" ("Записки покойника"). Здесь вместе с женой переживал Булгаков травлю, развернутую в прессе советскими литературными критиками. Здесь в 1936 году Булгаков принял решение оставить работу во МХАТе и перейти на должность либретиста в Большой театр. Но главное - шла непрекращающаяся работа над "Мастером и Маргаритой"...

булг.1
Булгаков на балконе дома в Нащокинском переулке

А болезнь писателя принимала все более и более тяжелую форму. Михаилу Афанасьевичу стало отказывать зрение. Он вынужден был прибегнуть к темным очкам, на окнах появились плотные, не пропускающие свет шторы. Сестра Елены Сергеевны, Ольга Сергеевна Бокшанская, в письме матери от 28 декабря 1939 г. писала о семье Булгаковых: "Мака-то ничего, держится оживленно, но Люся страшно изменилась: хоть и хорошенькая, в подтянутом виде, но в глазах такой трепет, такая грусть и столько выражается внутреннего напряжения, что на нее страшно смотреть. Бедняжка, - конечно, когда приходят навещать Маку, он оживляется, но самые его черные минуты она одна переносит, и все его мрачные предчувствия она выслушивает, и, выслушав, все время находится в напряженнейшем желании бороться за его жизнь".
Работа над романом продолжалась до середины февраля 1940 г. - 13 февраля Булгаков диктовал жене последние правки к сцене похорон Берлиоза. "Умирая, он говорил, - вспоминала позже Елена Сергеевна, - может быть, это и правильно... Что я мог бы написать после "Мастера"?.."

булг.Poslednyaya-sjomka
Последняя фотография Михаила Булгакова с женой, февраль 1940 год. Фотография Константина Венца

Писатель умирал, а великий роман оставался в несведенных черновиках с разрозненными листами вставок. Елена Сергеевна у постели умирающего Булгакова обещала отредактировать текст "Мастера и Маргариты" и сделать все от нее зависящее, чтобы роман пошел в печать. "Чтобы знали... Чтобы знали...", - с трудом шептал Мастер.
10 марта 1940 года в дневнике Елены Сергеевны появилась лаконичная запись: "16. 39. Миша умер"...
Дом № 3 по Нащокинскому переулку, тогда еще улице Фурманова, был снесен в 1976 году. Уже всему миру было ясно, каким большим писателем был Михаил Афанасьевич Булгаков - в 1962 году. увидела свет "Жизнь господина де Мольера", в 1963 были опубликованы "Записки юного врача", в 1966 - "Белая гвардия", в 1966-1967 - журнальный вариант "Мастера и Маргариты", в 1973 - полный текст романа... Начался настоящий культ Булгакова, и при этом никому не пришло в голову сохранить памятные места, связанные с именем Мастера... Дом, в котором писатель нашел последнее успокоение, завершив труд своей жизни, плохо гармонировал с новым генеральским жилищным комплексом, раскинувшимся на целый квартал по тогдашним улицам Рылеева, Мясковского и Фурманова.


Здесь, рядом с "генеральским" домом стоял когда-то "писательский" дом, где была последняя московская квартира Булгакова (фото из журнала sir_roof)

Чтобы не раздражать привилегированных соседей, бывшую писательскую надстройку вместе с Нарышкинскими палатами, на которые ее когда-то водрузили, снесли. И следа от последнего московского дома Мастера не осталось...

Оригинал взят у в Еще пара слов о Булгакове. Под протокол...

Булгаков, умирая, говорил жене: "Может быть, это и правильно... Что еще я мог бы написать после "Мастера и Маргариты"? Как ни страшно это звучит, смерть Булгакова в расцвете творческих сил дала ему тот покой, о котором он мечтал, а будь он жив и здоров в 1940 году - Бог весть, как все для него повернулось бы. Может быть, еще страшнее. В 1940 году доблестные "органы" во всю формировали дело "антисоветской контрреволюционной организации реакционного писателя Булгакова". И даже когда он уже лежал в могиле, дело все равно продолжали "ваять".  По нему проходил один из друзей Булгакова - сценарист Сергей Ермолинский.

булг.ермолинский
Михаил Булгаков и Сергей Ермолинский с женой

Мы его знаем, как автора сценариев таких фильмов как "Дело Артамоновых", "Машенька" (совместно с Габриловичем), "Дело № 306", "Друг мой Колька", "Неуловимые мстители" (совместно с Кеосаяном), "Эскадрон гусар летучих" и еще нескольких десятков работ. Впрочем, "знаем" - громко сказано, имя Ермолинского, как и факты его биографии, никогда особенно не популяризировались.
Булгаков, который чувствовал, что в его окружении работает агент ГПУ, одно время даже подозревал Ермолинского и придал некоторые его черты образу Алоизия Могарыча. Но Мастер ошибался в своих подозрениях - даже под арестом обвиняемый Ермолинский старался держаться достойно. насколько позволяли те обстоятельства... Просто приведу несколько протоколов допросов (из архива ФСБ) - их и комментировать особо незачем. Тот, кто возьмет на себя труд их внимательно прочитать, откроет много нового для оценки фактов биографии М.А. Булгакова.
Протоколы размещены на сайте Музея и Общественного центра им Сахарова http://www.sakharov-center.ru.

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
Обв. Ермолинского Сергея Александровича от 13 -14 декабря 1940 года

 Вопрос: С писателем БУЛГАКОВЫМ вы знакомы?
Ответ: С писателем БУЛГАКОВЫМ до его смерти был хорошо знаком.

Вопрос: Произведение БУЛГАКОВА «Роковые яйца» вы читали?
Ответ: Произведение «Роковые яйца» БУЛГАКОВА я читал, когда оно было помещено в альманахе «Недра».
Вопрос: Каково ваше мнение об этом произведении?
Ответ: Я считаю «Роковые яйца» наиболее реакционным произведением БУЛГАКОВА из всех, которые я читал.
Вопрос: В чем заключается реакционность произведения «Роковые яйца»?
Ответ: Основной идеей этого произведения является неверие в созидательные силы революции.
Вопрос: О своем мнении вы как писатель сообщали в соответствующие органы?
Ответ: О реакционном содержании произведения «Роковые яйца» никуда не сообщал потому, что произведение было опубликовано в печати.
Вопрос: С БУЛГАКОВЫМ вы говорили о контрреволюционном содержании этого произведения?
Ответ: «Роковые яйца» были опубликованы задолго до моего знакомства с БУЛГАКОВЫМ, поэтому разговоров по существу произведения не было, но я помню, что БУЛГАКОВ говорил мне о том, что «Роковые яйца» сыграли резко отрицательную роль в его литературной судьбе, он стал рассматриваться как реакционный писатель.
Вопрос: Ваша дружба с контрреволюционным писателем БУЛГАКОВЫМ явление не случайное, а есть результат ваших антисоветских взглядов?
Ответ: Антисоветских взглядов у меня не было, а о своей дружбе с БУЛГАКОВЫМ, если нужно, могу рассказать. Причем ничего антисоветского в этой дружбе не было.

Протокол записан с моих слов верно и мною прочитан.
С. Ермолинский.
Допросил: Оперуполн. 5 отд. 2 отдела ГУГБ НКВД мл. лейтенант госбезопасности (подпись).

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
Ермолинского Сергея Александровича
от 27 декабря 1940 г.
Допрос начался в 11 часов
Окончился в 0 час. 30 мин.

Вопрос: 14 декабря 1940 г. Вы показали, что произведение БУЛГАКОВА «Роковые яйца» является контрреволюционным. Зачем же вы его у себя хранили?
Ответ: Альманах, в котором было напечатано реакционное произведение «Роковые яйца» был подарен мне автором в числе других своих произведений. Ничего преступного в этом хранении я не видел.
Вопрос: Вы не только хранили его контрреволюционные произведения, но и разделяли его антисоветские взгляды. Следствие требует рассказать о вашей совместной антисоветской работе.
Ответ: Никакой антисоветской работы я не вел ни с кем, в том числе и с БУЛГАКОВЫМ. Реакционное произведение «Роковые яйца» хранил потому, что оно было подарено мне автором.
Вопрос: БУЛГАКОВ в своем автографе на контрреволюционном произведении «Роковые яйца» посвящал вас в свою «литературную неудачу». Что это за неудача?
Ответ: БУЛГАКОВ в беседе со мной говорил, что произведение «Роковые яйца» сыграло отрицательную роль в его литературной судьбе потому, что критика квалифицировала его как реакционного писателя.
Вопрос: Как БУЛГАКОВ в беседе с вами расценивал свое произведение «Роковые яйца» и как он отнесся к критике?
Ответ: Разговор по этому поводу происходил давно, мне трудно восстановить в памяти формулировки БУЛГАКОВА. Примерно он называл это произведение сатирическим памфлетом на ряд недостатков советской действительности 1922-23 года.
Вопрос: Как вы расценивали высказывание БУЛГАКОВА?
Ответ: Я соглашался с тем, что произведение сатирическое, но говорил, что у критики есть все основания назвать это произведение реакционным.
Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с БУЛГАКОВЫМ?
Ответ: В 1929 году меня с БУЛГАКОВЫМ познакомила его тогдашняя жена БЕЛОЗЕРСКАЯ Любовь Евгеньевна.
Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с БЕЛОЗЕРСКОЙ?
Ответ: С БЕЛОЗЕРСКОЙ Любовью Евгеньевной я познакомился на волжском пароходе примерно в 1929 году.
Вопрос: Каковы политические взгляды БЕЛОЗЕРСКОЙ?
Ответ: Ничего о политических взглядах БЕЛОЗЕРСКОЙ сказать не могу. Тем более за последнее время, так как я с ней совершенно не встречался.
Вопрос: Вследствие каких причин вы с ней не встречаетесь?
Ответ: Охлаждение наших взаимоотношений с БЕЛОЗЕРСКОЙ объясняется тем, что после ее развода с БУЛГАКОВЫМ я продолжал с ним и его женой встречаться и поддерживать дружеские взаимоотношения.
Вопрос: БЕЛОЗЕРСКАЯ была в эмиграции?
Ответ: БЕЛОЗЕРСКАЯ Любовь Евгеньевна в эмиграции была.
Вопрос: Что вам известно о жизни БЕЛОЗЕРСКОЙ в эмиграции?
Ответ: Со слов БЕЛОЗЕРСКОЙ мне известно, что она выехала за границу в первые годы после революции вместе со своим тогдашним мужем литератором ВАСИЛЕВСКИМ. Подробности ее пребывания за границей мне не известны, так же как неизвестны подробности ее возвращения в СССР.
Вопрос: Когда и с кем из иностранцев БЕЛОЗЕРСКАЯ БЫЛА ЗНАКОМА?
Ответ: Мне известно о ее знакомстве с французом СТЕБЕРОМ. Годы ее знакомства не помню.
Вопрос: Вы были знакомы со СТЕБЕРОМ?
Ответ: Да, с французом СТЕБЕРОМ я был знаком.
Вопрос: Когда, где и при каких обстоятельствах вы познакомились со СТЕБЕРОМ?
Ответ: Год знакомства со СТЕБЕРОМ не помню. Познакомила меня с ним БЕЛОЗЕРСКАЯ на моей квартире по Мансуровскому переулку в доме № 9, кв. 1. Встреч у меня с ним после знакомства не было.
 Допрос прерывается."
Протокол записан с моих слов верно и мной прочитан.
С. Ермолинский.
Допросил Оперуполн. 5 отделения 2 отдела ГУГЬ НКВД мл. лейтенант госбезопасности (подпись).

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
Обвиняемого Ермолинского Сергея Александровича
от 21 января 1941 года
Начало допроса 11 час.
Окончен допрос 15 час. 12 мин.

Вопрос: Кто из общих знакомых у вас с ПИЧИНИ проживает сейчас в Москве?
Ответ: Общие знакомые в данное время в Москве проживают следующие:
1. БЕЛОЗЕРСКАЯ Любовь Евгеньевна - быв. жена БУЛГАКОВА.
2. Мать жены ПИЧИНИ - ФЛЕЙШЕР Нина Яковлевна.
3. Сестра жены ПИЧИНИ - ФЛЕЙШЕР Мария Сергеевна, ранее работала в конторе ПИЧИНИ, сейчас не знаю где.
4.   МЕНЧУКОВ - журналист, родственник Татьяны Сергеевны ПИЧИНИ.
Больше никого нет.
В настоящее время с указанными лицами знакомства не поддерживаю.
Вопрос: БУЛГАКОВ и его жена Елена Сергеевна были знакомы с ПИЧИНИ?
Ответ: БУЛГАКОВ был знаком с ПИЧИНИ, а Елена Сергеевна не знаю, была ли знакома.
Вопрос: У вас были совместные встречи с ПИЧИНИ и с БУЛГАКОВЫМ?
Ответ: Да, была у меня на даче в Болшево.
Вопрос: В каком году?
Ответ: Год нашей совместной встречи не помню.
Вопрос: Каков характер встречи?
Ответ: Встреча у меня на даче представителя итальянской автомобильной фирмы «Фиат» ПИЧИНИ с писателем БУЛГАКОВЫМ и со мной делового характера не носила.
Вопрос: В каких же целях на даче иностранный подданный, фашист ПИЧИНИ встречался с советским писателем БУЛГАКОВЫМ и вами?
Ответ: Никаких целей при встрече на даче не было.
Вопрос: Что же вас объединяло с фашистом ПИЧИНИ?
Ответ: Ничего не объединяло.
Вопрос: Однако вы с ним встречались в течение нескольких лет. Чем же это объяснить?
Ответ: Встречи с представителем итальянской автомобильной фирмы «Фиат» ПИЧИНИ и его женой происходили потому, что моя жена с детских лет подруга жены ПИЧИНИ, и резко порывать это знакомство я считал неудобным.
Вопрос: Вас с фашистом ПИЧИНИ объединяла совместная антисоветская работа. Следствие требует рассказать об этом.
Ответ: Никакой совместной антисоветской работы ни с ПИЧИНИ, ни с другими лицами я не вел.
Допрос прерывается.
Протокол записан с моих слов верно и мною прочитан.
С. Ермолинский.
Допросил: Оперуполн. 5 отд. 2 отдела ГУГБ НКВД мл. лейтенант госбезопасности (подпись).
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
Обвиняемого Ермолинского Сергея Александровича
от 31 января 1941 года
Допрос начат в 17 час. 45 мин.
Допрос окончен в 4 час. 30 мин.

Вопрос: Кто участвовал в проводившихся сборищах на квартире реакционного писателя БУЛГАКОВА?
Ответ: На сборищах на квартире писателя БУЛГАКОВА я не бывал, а заходя к нему вечерами чаще всего встречал Александра Шамильевича МЕЛИК-ПАШАЕВА - дирижера Большого театра, художника ВИЛЬЯМСА Петра Владимировича и художника ДМИТРИЕВА Владимира Владимировича. Значительно реже встречал у БУЛГАКОВА некоторых актеров МХАТа: СТАНИЦИНА Виктора Яковлевича, КАЧАЛОВА Василия Ивановича, САХНОВСКОГО Василия Григорьевича, ЯНШИНА Михаила Михайловича и других.
Вопрос: Для каких целей вы группой встречались на квартире БУЛГАКОВА?
Ответ: На квартире БУЛГАКОВА встречались указанные лица из-за хорошего отношения друг к другу, кроме того, БУЛГАКОВ был связан по театральной работе с указанными лицами.
Вопрос: Как часто проводились сборища на квартире БУЛГАКОВА указанных вами лиц?
Ответ: Встречи указанных лиц на квартире БУЛГАКОВА сборищами назвать не могу.
На квартире БУЛГАКОВА встречались с различными промежутками времени, то чаще, то реже.
Вопрос: Вы на всех встречах присутствовали?
Ответ: Нет, гости бывали у БУЛГАКОВА и без меня.
Вопрос: Представитель итальянской автомобильной фирмы ПИЧИНИ приходил на встречи к БУЛГАКОВУ?
 Ответ: Нет, с ПИЧИНИ я у БУЛГАКОВА не встречался, а ПИЧИНИ с БУЛГАКОВЫМ один раз встретились у меня на даче в Болшево. Год встречи не помню.
Вопрос: Кто раньше был знаком с ПИЧИНИ - вы или БУЛГАКОВ?
Ответ: БУЛГАКОВ был знаком раньше.
Вопрос: На проводившихся сборищах у БУЛГАКОВА что вы обсуждали?
Ответ: На квартире БУЛГАКОВА, когда приходили гости, мы беседовали на разные темы, главным образом о театре и музыке. Разговоров на политические темы не помню.
Кроме того, несколько раз были читки пьес БУЛГАКОВА «Пушкин» и «Дон-Кихот», отрывки из романа «Записки покойника», либретто оперы «Минин и Пожарский».
Вопрос: Произведения, которые запрещены цензурой, читались на квартире БУЛГАКОВА?
Ответ: Кроме перечисленных, я других читок не знаю.

Допрос прерывается.
Протокол допроса записан с моих слов и мною прочитан.
С.Ермолинский.
Допросил: Оперуполн. 5 отд. 2 отдела ГУГБ НКВД мл. лейтенант госбезопасности (подпись).

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
Обвиняемого Ермолинского Сергея Александровича
от 10 февраля 1941 года
Допрос начат в 24 час.
Допрос окончен в 2 час.

Вопрос: По какой линии шла ваша антисоветская деятельность?
 Ответ: На этот вопрос я ответить не могу, так как антисоветской деятельностью не занимался.
Вопрос: Расскажите о характере сборищ, происходивших на квартире БУЛГАКОВА.
Ответ: Сборищ на квартире Булгакова не было, у него собирались гости.
Вопрос: Как часто собирались названные вами гости у БУЛГАКОВА?
Ответ: На квартире БУЛГАКОВА гости собирались нерегулярно.
Вопрос: Постоянный контингент гостей был у БУЛГАКОВА?
Ответ: Да, у БУЛГАКОВА на квартире собирались одни и те же лица.
Вопрос: Перечислите всех лиц, которые собирались на квартире у БУЛГАКОВА.
Ответ: Чаще всего на квартире у БУЛГАКОВА бывали: МЕЛИК-ПАШАЕВ - дирижер ГАБТ, художник Дмитриев Владимир Владимирович, несколько раз я встречал (гл. образом на читках пьес) КАЧАЛОВА Василия Ивановича, САХНОВСКОГО Василия Григорьевича, СТАНИЦИНА Виктора Яковлевича, ХМЕЛЕВА Николая Петровича, ЛИТОВЦЕВУ - жену КАЧАЛОВА, ЯНШИНА Михаила Михайловича, МАРКОВА Павла Александровича, ВИЛЕНКИНА Виталия Яковлевича и других.
Вопрос: В течение какого периода времени указанные люди собирались на квартире БУЛГАКОВА?
Ответ: Указанных лиц на квартире БУЛГАКОВА я встречал на протяжении последних шести-семи лет.
Вопрос: Что объединяло между собой перечисленных вами лиц?
Ответ: С большинством из указанных лиц БУЛГАКОВ был связан совместной театральной работой, что касается меня, то я был в хороших отношениях с БУЛГАКОВЫМ и, бывая у него, встречался с указанными лицами.
Вопрос: На проводившихся встречах, какой характер бесед был?
Ответ: Люди приходили к БУЛГАКОВУ отдохнуть, повеселиться. Беседы были главным образом на театральные темы.
Вопрос: А на политические темы беседы велись?
Ответ: На политические темы бесед не помню.
Вопрос: Политические события как внутри страны, так и вне ее вас - собравшихся - не волновали?
Ответ: За собравшихся я ответить не могу, могу ответить только за себя.
Вопрос: Отвечайте.
Ответ: Меня интересовали.

Протокол допроса записан с моих слов верно и мною прочитан.               С.Ермолинский.
Допросили: Оперуполн. 5 отд. 2 отдела ГУГБ НКВД мл. лейтенант госбезопасности (подпись).
Оперуполн. 5 отд. 2 отдела ГУГБ НКВД мл. лейтенант госбезопасности (подпись).

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
Гор. Москва, 11 марта 1941 года.
Военный Прокурор Главной Военной Прокуратуры военюрист 2-го ранга - ХОРНАШОВ допросил в качестве обвиняемого ЕРМОЛИНСКОГО Сергея Александровича.
ДОПРОС начат в 13 час.
ДОПРОС окончен в 16 час.

Вопрос: С какого времени вы работаете киносценаристом?
 Ответ: В 1925 году я окончил МГУ - факультет общественных наук. Затем работал в газетах «Комсомольская правда» и «Правда», а с 1927 года и по день ареста я работал сценаристом.
Вопрос: Расскажите о вашей связи с БУЛГАКОВЫМ.
Ответ: С писателем БУЛГАКОВЫМ я познакомился в 1929 году у него на квартире через его жену БЕЛОЗЕРСКУЮ. В первые годы нашего знакомства я с ним встречался редко. Примерно в 1931-1932 гг., когда БУЛГАКОВ женился второй раз - на ШИЛОВСКОЙ, я с ним стал встречаться чаще, и в результате этих встреч у меня с ним установились дружеские отношения. За 3-4 года до его смерти (умер он в 1940 г.) я встречался с ним на квартире, где встречал дирижера Большого театра МЕЛИК-ПАШАЕВА, художника ВИЛЬЯМСА Петра Владимировича и художника ДМИТРИЕВА.
Кроме указанных лиц, у БУЛГАКОВА я встречал рад актеров, главным образом Художественного театра.
При посещении квартиры БУЛГАКОВА велись разговоры главным образом на театральные темы. В разговорах за последнее время БУЛГАКОВ увлекался СТАЛИНЫМ. Во всех разговорах БУЛГАКОВ хорошо отзывался о СТАЛИНЕ.
Никаких антисоветских разговоров на квартире БУЛГАКОВА не проводилось, во всяком случае я на таковых не присутствовал.
Вопрос: Показаниями ВЕКСТЕРНА Вл. Алексеевича вы изобличаетесь в том, что являетесь участником антисоветской группы.
Ответ: В антисоветской группе я не состоял и не состою. ВЕКСТЕРНА знаю очень мало, всего с ним виделся один раз на квартире его сестры.
Вопрос: БУЛГАКОВ знал ПИЧИНИ?
Ответ: Да, БУЛГАКОВ был знаком с ПИЧИНИ. Об их знакомстве я узнал следующим образом. Однажды на дачу, я не помню, в каком году это было, ко мне приехал БУЛГАКОВ. В это же время зашел ПИЧИНИ с женой, которые жили недалеко от моей дачи. Из их беседы я узнал, что они знают друг друга давно.
Вопрос: Чем объяснить, что при обыске у вас на квартире была изъята к.р. литература? Зачем вы ее хранили?
Ответ: Я это объясняю только своей халатностью. Библиотека у меня большая, и я давно ее не просматривал.
Вопрос: Кто, кроме вас, пользовался вашей библиотекой?
Ответ: Моей библиотекой пользовались, но редко и ограниченный круг лиц, в частности, я давал книги читать РАЙЗМАНУ, СТОЛПЕРУ и др.
Вопрос: Что вы хотите еще добавить?
Ответ: Я прошу вас изменить мне режим, т.к. я сижу в одиночной камере, и это отражается на моем здоровье. Кроме того, хотелось бы полностью ознакомиться с заключением экспертизы, так как выводы ее противоречат фактам моей литературной работы.

Протокол записан с моих слов и мной прочитан.
С. Ермолинский.
Допросил: Военный прокурор ГВП КА военюрист 2-го ранга Харнашов...

булг.ерм.сер
Булгаков, уже тяжело больной, с сыном Елены Сергеевны Сережей и Ермолинским

Сергей Ермолинский не признал своего участия в контрреволюционной деятельности и в начале Отечественной войны еще находился под следствием в тюрьме в городе Саратове. Как ни странно, война его спасла - все быстро поменялось, исполнители в "органах", их настроения. Громкий показательный процесс над представителями творческой интеллигенции уже не казался таким важным - появились иные задачи. Ермолинский получил мягкое по сравнению с довоенными приговорами наказание - ссылку в Кзыл-Ординскую область. В 1943 году Сергей Эйзенштейн и Николай Черкасов через наркома НКВД Казахстана добились перевода Ермолинского в Алма-Ату, куда были эвакуированы кинематографисты, для привлечения к сценарной работе. Фильм "Машенька", вышедший на экраны в 1942 году, поднимал настроение бойцам на фронте, и это было важным аргументом. Однако, и во время войны и после нее Ермолинский оставался со статусом ссыльнопоселенца. Только в 1949 году ему удалось вернуться в Москву. Реабилитирован Ермолинский был лишь в 1956 году. И только 16 июня 1962 года дело о "контрреволюционной организации писателя Булгакова" прекращено «за отсутствием состава преступления».


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //