…И я ценил размах японского сортира

Здесь знают, как в сортире мочить, а в Японии — как получать удовольствие. Об истории модернизации в рамках туалетного вопроса

Эволюция известных мест (Москва, Исторический музей, сентябрь 2010)

Краткий ликбез по туалетному вопросу  — это первое, чем очень часто приходится заниматься с приезжающими в Японию соотечественниками. И все равно культурного шока удается избежать не всегда.

«Я никогда с этим не разберусь», — грустно признался мне высокопоставленный российский чиновник, когда увидел покрытую непонятными кнопками панель унитаза в своем номере в стиле  хай-тек в отеле на берегу Токийского залива.

Еще один командированный из Москвы не на шутку испугался, когда унитаз сам беззвучно поднял перед ним крышку в полумраке ресторанного сортира. И почти всегда приезжающие из России поначалу смущенно шепчут мне на ухо: «Слушай, старик, спасай — я не знаю, как там спустить воду».

В туалетном деле Япония, бесспорно, идет впереди всех на планете: ее достижения на этом фронте признают и ценящие новизну американцы, и изнеженные европейцы. 

Впрочем, для наших соседей по Дальнему Востоку это не просто одно из самых острых направлений бытового технологического прогресса. Туалет — это предмет общенационального культа в стране, которая с незапамятных времен была помешана на чистоплотности.

Популярная сентенция о дураках и дорогах как о главных бедах России с юношеских лет огорчала меня своей чрезмерной краткостью. К дуракам и дорогам, например, я бы с полной уверенностью добавил и сортиры. Как один из почти непреодолимых кошмаров российской жизни.

В первую половину жизни довелось мне поездить в поездах на восток нашей страны — вплоть до Хабаровска. Ох уж эти загаженные до тошноты вагонные уборные с педалью, сваливающей все ваше хозяйство на проносящуюся внизу земную твердь! Кто не помнит метания по городу в поисках общественного туалета! Не забыть и порванную на куски районную газетку, наколотую на ржавый гвоздок в заполненном жирными мухами вонючем сельском сортире. А знаменитый и, увы, не всегда соблюдавшийся закон армейской жизни — одно очко на десять человек!



Кстати, привычная для наших сельских уборных «позиция орлом» органична и для современной Японии — там до сих пор в ходу достаточно современные туалеты такого типа. Считается, что сидеть на корточках без контакта с унитазом и гигиеничнее, и полезнее для здоровья. Ничего определенного по этому поводу сказать не могу, однако ясно одно: первые специально организованные туалеты, если верить археологам, появились в Японии аж 1300 лет назад. Кстати, уже тогда наши нынешние соседи по Дальнему Востоку стали кое-где использовать сливные устройства — система канав подводила к отхожим местам проточную воду, которая и уносила нечистоты.

Но сливные туалеты в стране не закрепились, поскольку к продуктам человеческой жизнедеятельности в Японии в те далекие годы относились необыкновенно бережно. Япония, где до конца ХIХ века фактически не было скота, не имела навоза для удобрений — и с этой целью на рисовых полях использовали человеческие экскременты.

Система эта частично продержалась в стране до 1950-х годов, что во многом задержало развитие настоящей канализации западного типа. Однако японцы все умеют делать быстро: сейчас в стране новейшими сливными системами охвачено 75 процентов территории.

Я часто брожу по японским горам и не перестаю удивляться: даже на безлюдных перевалах там натыкаешься на бесплатные и чистые туалеты. За ними ухаживают местные власти или, например, расположенные поблизости буддистские храмы.

В японском городе проблемы туалетов, повсеместно бесплатных, вообще не существует — ими, например, снабжены очень многие мини-супермаркеты, по густоте распространения которых Япония занимает первое место в мире. В многочисленные кафе с такой же целью можно зайти, даже не заказывая там чашки чая в порядке компенсации.

Туалетов полно на станциях метро и в городских электричках. Кстати, лет двадцать назад они были там, честно говоря, не образцами чистоты. Сейчас эта проблема решена. Общественные муниципальные туалеты в Японии повсеместно оборудованы кабинками для инвалидов, специальными столами для пеленания младенцев, там никогда не кончаются туалетная бумага и мыло.

Вообще, как выяснилось, никто не знает, сколько в Японии уличных общественных туалетов: ими занимаются органы местного самоуправления, общей статистики не ведется. Но в моей округе такие заведения есть, например, в каждом крохотном скверике с детскими качелями. Впрочем, это совсем не чудо — настоящие туалетные чудеса располагаются в частных домах и квартирах японцев. А также в гостиничных номерах и более или менее приличных ресторанах.

Эта штука в свое время до глубины души потрясла американскую поп-диву Мадонну. «Теплый японский унитаз — символ любви»,  — заявила она в 2005 году и закупила для себя партию этих чудесных устройств, не подозревая, что они, собственно говоря, имеют американское происхождение. Именно в США родилась идея соединить унитаз с дополнительными устройствами: первый аппарат такого типа появился там еще в 1960 году. Новинка не пошла — а вот дотошные японцы довели идею до совершенства. К той сфере человеческой жизни, о которой мы или помалкиваем, или лишь грубовато пошучиваем, они относятся с предельной серьезностью и откровенностью. Главная цель разработок — обеспечить в туалете максимальную гигиену, идеальный комфорт, расслабленность. И использовать все это для укрепления здоровья.

Первые революционные товары такого типа появились в 1980 году — тогда крупнейший в мире производитель туалетной техники фирма «ТОТО» выбросила на рынок комбинацию унитаза с биде. Он мыл соответствующие места теплой водой, температуру которой можно было регулировать.

Новинка имела оглушительный успех и имеет сейчас кучу вариаций ценой от 500 до 5 тысяч  долларов. Теперь человек может выбирать место и режим обмывания, включая водяной пульсирующий массаж. Сиденье подогревается. Последние продвинутые модели запоминают время суток, когда хозяева пользуются унитазом. Поэтому они нагревают его сиденье только в этот период для экономии электроэнергии. Некоторые крышки унитазов светятся в темноте. Сенсор заставляет их самих подниматься и опускаться в нужный момент. Вода для, пардон, подмыва сейчас включается только в тот момент, когда на крышке сидит владелец, — чтобы избежать ситуации, когда струя бьет в лицо любопытному новичку, бездумно нажимающему кнопки на пульте.

Существуют модели с дезодорирующими устройствами, есть унитазы с кондиционерами локального действия — они поддерживают нужную температуру воздуха в зоне сиденья. В Японии это немаловажно, поскольку во многих домах воздух обычного кондиционера до туалетной комнаты не доходит: в результате зимой там холодно, а летом — удушливо жарко. Многие чудо-унитазы снабжены устройствами проигрывания специальной музыки, которая, как говорится, облегчает процесс (особым успехом пользуется одна из мелодий Мендельсона). Самые современные и пока еще редкие модели могут измерять содержание сахара в моче, кровяное давление, количество жира в организме — и отсылать информацию врачу по интернету.

Уже в 2002 году суперунитазами оснастила свои туалеты половина японских семей — степень их распространения в стране выше, чем у персональных компьютеров. Кое-где в мире и в России, в частности, были  горячие сторонники японских туалетных достижений. Например, такими штуками одним из первых оснастил свое жилище великий Мстислав Ростропович.

Это досадное упущение надеется исправить Японская туалетная ассоциация. Которая, в свою очередь, входит во Всемирную туалетную ассоциацию. Творцом этой организации со штаб-квартирой в Сингапуре был, кстати, не японец, а энтузиаст из Южной Кореи. Его цель  — заставить мир открыто говорить о туалетном вопросе, помочь распространению где-то ультрасовременных технологий, а в основном  — простых норм санитарии. Многие ли знают у нас, что в мире регулярно проходят Туалетные саммиты, что в России тоже есть свое отделение этой структуры?

Вспомните об этом 19 ноября, на которое приходится Всемирный день туалета. Или когда у вас прихватит живот в каком-нибудь лишенном уличных удобств московском районе. Или в ностальгическом сельском сортире, где так хорошо почитать обрывок прошлогодней газетки.

* Цитата из песни Ю. Шевчука «Я пил однажды с генералом ФСБ».

Василий Головнин,





Наш Instagram - @oppps_verrdi для улыбок





Комментарии:



Поиск по сайту
Архивы
© 2017   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //