Три звезды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Иван Никитович Кожедуб стал самым результативным советским летчиком Великой Отечественной войны, уничтожив за неполные два года 62 немецких самолета. Преданный авиации, принимал участие он и в Корейской войне.

Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье, в которой помимо него было еще пятеро детей. Иван был младшим в семье, нежданным «последышком», родившимся после большого голода. Официальная дата его рождения, 8 июня 1920 года, неточна, настоящая дата - 6 июля 1922 года. Эти приписанные два года были нужны Ивану, чтобы поступить в техникум.

Его отец был незаурядным человеком, который, разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, находил в себе силы читать книги и сочинять стихи, был очень религиозен, обладал тонким и взыскательным умом, также был строгим и настойчивым воспитателем, приучал сына к трудолюбию, упорству и исполнительности. Невзирая на протесты матери, отец посылал 5-летнего Ивана сторожить ночью сад, и когда позднее сын спросил: «Зачем это?» - ведь воровство тогда было редким явлением, а от такого сторожа, как Иван, случись что, было бы мало толка, отец ответил: «Приучал тебя к испытаниям».

К 6 годам по книжке сестры Иван научился читать и писать, после чего пошёл в школу, и после окончания семилетки был принят на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума, а в 1938 году судьба привела его в аэроклуб, причем нарядная форма учеников лётчиков сыграла в этом решении не последнюю роль.

В апреле 1939 года Кожедуб совершил свой первый полёт, во время которого красота земли, открывшаяся ему с высоты 1500 метров, произвела на Ивана сильнейшее впечатление. В начале 1940 года Иван Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, где прошёл летную подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Осенью того же года, совершив 2 полета на И-16, он, к своему глубокому разочарованию, был оставлен работать в училище инструктором.

Начало боевого пути

В 1941 году курсанты за глаза называли строгого инструктора "Триждыдубом", но Иван Никитович с иронией относился к этому прозвищу. После начала войны авиашколола была эвакуирована в Чимкент в Кахахстане. Многократные рапорты Кожедуба с просьбой о переводе в действующую армию отклонялись. И только в ноябре 1942 года летчик был направлен в 240-й истребительный авиационный полк в Иваново.

Развитие авиационной техники всегда идет гораздо быстрее, чем артиллерийских систем или стрелкового вооружения. Кожедубу пришлось теперь осваивать новую для себя технику — истребитель Ла-5. Машина имела две 20 мм автоматические пушки и по огневой мощи не уступала немецким истребителям. Недостатком был, пожалуй, очень небольшой для воздушного боя боекомплект — по 60 снарядов на ствол, что было часто недостаточно.

Первый воздушный бой будущего аса оказался не из простых — получив повреждения от огня истребителей противника, самолет Кожедуба попал под огонь советских зениток. С большим трудом летчик сумел посадить поврежденную машину.

Победы


Свою первую победу будущий ас Великой Отечественной одержал далеко не сразу — 6 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге, совершая 40-й к тому времени боевой вылет, когда был сбит немецкий бомбардировщик Ju-87.

Всего в боях на Курской дуге Кожедуб одержал не менее 5 воздушных побед. 4 февраля 1944 года Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов.

Начиная с мая 1944 года Кожедуб сражался на Ла-5ФН, построенном на накопления колхозника Сталинградской области В. В. Конева, чей сын погиб в ходе войны. В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Никитович был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка, и стал воевать на новом истребителе Ла-7.

Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. К концу войны Иван Кожедуб — уже гвардии майор совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.

Советский ас действовал по принципу, который исповедовал еще при работе с курсантами - «любой неизвестный самолет — враг». За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Наряду с отвагой находили место здравый расчет и опыт, необходимые в воздушном бою. Кожедуб, обладавший прекрасным глазомером, предпочитал открывать огонь с расстояния в 200—300 метров, поражая противника на средних дистанциях и стараясь избегать ненужного риска.

В небе Кореи


Серьезным испытанием для советской авиации стала воздушная война в Корее, которая бала отмечена первыми боями между реактивными самолетами. 1950 году в состав 64-го авиакорпуса прибыла 324-я истребительная авиационная дивизия под командованием трижды Героя Советского Союза полковника Кожедуба, в составе 176-го и 196-го полков (60 Миг-15).

Всего со 2 апреля 1951 года по 5 января 1952 года летчиками дивизии под командованием Кожедуба было произведено 6269 боевых вылетов и уничтожено как минимум 216 ( а по другим данным 258) самолётов противника. Собственные потери составили 27 самолётов и 9 лётчиков.

Сам Кожедуб на боевые задания не летал — ему запрещалось непосредственно принимать участие в боях с противником. На командире дивизии лежала не менее ответственная и сложная задача руководства воздушными боями и огромная ответственность за вверенных ему людей и технику. Большую работу Иван Никитович проводил и с корейскими пилотами, которых американцы сбивали куда чаще, чем подчиненных Кожедуба.

Грудь в орденах


Среди наград Ивана Никитовича три звезды Героя Советского Союза. Он стал третьим и последним человеком, удостоенным звания Трижды Героя до конца Второй мировой войны. И Брежнев и Буденный были удостоены высшей степени отличия намного позднее. Кожедуб отмечен был двумя орденами Ленина, (орден до брежневской эпохи вручался лишь при первичном присвоении звания Героя Советского Союза), семью орденами Красного Знамени.

Среди иностранных наград - Орден возрождения Польши — высшая награда Польской республики, восстановленная в 1944 году. Награжден Кожедуб был не первой степенью этой награды. Хотя надо сказать, что ордена Возрождения Польши лишь 2-й и 3-й степеней были удостоены маршалы Жуков, Рокоссовский, Василевский, внесшие немалый вклад в освобождение польской территории.

Другой интересной наградой Ивана Никитовича стал корейский орден Государственного флага. Первоначально очень высокая награда Северной Кореи, правда в дальнейшем подвергшаяся приличной девальвации, когда многие корейские военачальники-старожилы были отмечены шестью-девятью орденами Государственного Флага за выслугу лет.

Послевоенная карьера Ивана Никитовича сложилась относительно скромно. Ряд исследователей связывает это с нежеланием прославленного летчика принимать участие в развенчании культа личности Сталина. Так ли это точно сказать сложно, но званием маршала авиации Кожедуб был удостоен лишь в мае 1985 года.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //