Тонкости сибирских дорог

Оцениваем сообщение между центральной Россией и Сибирью.

Съездить на выходные из Москвы в Питер по М10 или в Минск по М1 относительно просто. Да и на недельку-другую рвануть на Черное море по шикарной М4 тоже необременительно. А вот целесообразность автопутешествия, например, на Байкал уже под большим сомнением. Почему?

Выбор направления

Попасть на автомобиле из Москвы в Сибирь можно... тремя разными путями. Это где-нибудь в Штатах выбирать дороги не приходится – там сообщения между крупнейшими городами проходят по совершенно конкретным интерстейтам. У нас же всё гораздо интереснее.

По идее, мы должны сразу положить глаз на трассу М5 «Урал» только исходя из её названия. Но в настоящее время практически никто из Москвы, к примеру, в Иркутск по М5 не поедет. Во-первых, это на 100 км длиннее, чем по... М7 «Волга». А теперь подробнее.

М5 «Урал»

Москвичам эта дорога более известна как «Новорязанка». И первые 10 километров после МКАД будут относительно безмятежными. Но уже в пос. Октябрьский начинаются светофоры, которые станут донимать создаваемыми ими пробками. И на оперативный простор можно будет вырваться только за Бронницами. Но примерно через полтора-два часа езды четырёхполосная халява закончится. И начнется... ад.

Да, именно так – ад! И заключается он в том, что дальнейшая езда превращается в следующее: долго едем за вереницей автомобилей, скопившихся за тихоходом, и постоянно высматриваем встречку на предмет возможности обгона. Но там тоже точно такие же вереницы. И вот, наконец, образовался просвет. Передачу пониже, педаль газа в пол и идём на обгон. Который длится недолго, потому что появляются встречные, и нужно возвращаться на свою полосу.

Оттормаживаемся практически «в пол» и заныриваем в просвет. И в таком режиме ПОСТОЯННО на всём протяжении пути до Челябинска, а это более полутора тысяч километров. Одновременно нужно следить за тем, чтобы не попасть в ямы, так как качество покрытия местами просто аховое.

И самое главное – нужно перманентно следить за знаками «Обгон запрещён», «Конец зоны запрещения обгона» и «Перекрёсток», который, как известно, отменяет почти все запрещения. Вполне может оказаться, что знак «Конец зоны запрещения обгона» «забыли» поставить. А после реально опасного участка начинается «прямик» с прерывистой линией разметки. Но знак «Обгон запрещён» формально продолжает действовать. А на ближайшем перекрёстке могут ждать доблестные сотрудники ДПС, которые радостно предъявят ст. 12.15 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона). Статья эта, если кто не знает – «лишенческая»: от 4 до 6 месяцев. Если судья будет в благостном расположении духа, то впаяет штраф 5000 рублей.

В районе Тольятти будет вожделенный четырехполосный отрезок. Но радости от него немного. Он относительно короткий, а качество покрытия характеризуется одним словом – ужас.

Ещё один «автобан» будет на подъезде к Уфе. Но он примерно такой же, как тот, что за Тольятти. И ещё один четырехполосный участок будет на подступах к Челябинску. Можно, конечно, упомянуть 40 км «автобана» около Новосибирска, 15 км около Омска и 60-70 км на участке Ачинск – Красноярск. Но в Сибири с её небольшой интенсивностью движения такие дороги не очень актуальны. Вполне достаточно 3-х полос.

За Уфой практически сразу начинается Урал. 250 километров подъёмов и спусков с местами ужасным покрытием и бесконечными вереницами фур. На отдельных подъёмах имеются две полосы наверх, поэтому можно безопасно обогнать несколько тихоходов. Этот участок можно объехать, например, через Белорецк. Дорога хорошая, почти пустая, но крюк – 140 км!

Ну а после Челябинска трафик существенно падает. Если бы не ужасная своей неровностью дорога М51 по Курганской области, то ехать уже можно относительно спокойно.

И тут самое время решить – экономить 150 километров, проезжая небольшой отрезок по Казахстану или – в объезд. С казахами нынче Таможенный союз, поэтому на границе остался только паспортный контроль. Хотя давно бы уже сделали как с Белоруссией – свободный проезд. Но в любом случае понадобится местная страховка и особое внимание к соблюдению казахских ПДД. По итогу – время особо не сэкономим. Да и деньги тоже, так как разница по топливу нивелируется ценой страховки.

Объездов же два – через Бердюжье с выходом на трассу Тюмень – Омск в районе Ишима. Или через Миасское, Шадринск и Исетское с выходом на ту же трассу около Ялуторовска. Второй – чуть длиннее, но с меньшим трафиком.

Чем дальше на Восток, тем интенсивность движения всё меньше и меньше. А от границы Омской области до развилки на Барабинск (а это практически 300 км) ведёт одна из самых примечательных дорог России. Она построена из монолитного цементобетона в 1998 году. И до сих пор находится в хорошем состоянии. Вы можете представить российскую дорогу, которая 17 лет не знала ремонта и до сих пор относительно ровная? Эта как раз такая. Могут же – когда захотят!

А вообще, дороги в Сибири, в целом, наверное, лучшие в России. Трафик небольшой. Покрытие – относительно ровное. Виды, особенно после Кемерово, – изумительные. Но чтобы этим насладиться – нужно преодолеть почти 2000 км того самого, вышеизложенного ада.

М7 «Волга»

Самое популярное направление для начала поездки из Москвы в Сибирь – это трасса М7 «Волга». Правда, до Нижнего очень много населённых пунктов, которые вынуждают сбрасывать скорость. После Нижнего Новгорода активно строят четырехполоску, и по Чувашии уже немало таких участков. Объезд Казани тоже четырехполосный, но с большим количеством нелогичных знаков «70». А вот от Казани опять возможны варианты. Я два последних раза ездил через Альметьевск и Бугульму. И всем советую именно такой маршрут. Трафик небольшой, качество покрытия – от хорошего до отличного. В отличие от продолжения М7 через Набережные Челны, где и ям больше, и фур немало. Ну а дальше попадаем на М5.

Северный маршрут

Третья возможность попасть из Москвы в Сибирь – это дорога через Ярославль, Кострому, Киров, Пермь, Екатеринбург и Тюмень с выходом далее на упомянутую трассу Тюмень – Омск. Главное достоинство этой дороги – малая загруженность. Больше, правда, достоинств нет. Во-первых, этот маршрут длиннее, чем вариант по М7, на целых 200 км. А, во-вторых, качество покрытия там нормальное только в Свердловской области и на объездной Перми. В Костромской же области – сущий ад, в Кировской – чуток получше, чем в Костромской.

Лирико-антропологическое отступление

Хотите тест на адекватность? Только он подходит лишь обладателям водительских удостоверений с открытыми категориями С и Е. Вопрос – будете ездить по трассе на старом 300-сильном грузовике с грузом 40 тонн? Если ответ положительный, то такого индивидуума можно сразу отправлять на исследование в институт антропологии. Или психиатрии. Потому что маломощный перегруженный старый грузовик – это 20 км/ч на подъёме. Да со страшным удушливым чёрным шлейфом за собой. А за ним – вереница тех, кто может и должен ехать разрешённые «90». Обогнать невозможно, потому что подъём – это ограниченная видимость и знак «Обгон запрещён». Что должен чувствовать водитель такого грузовика? Да он должен умереть со стыда, так как вызывает у всех плетущихся за ним вал праведного возмущения. К тому же ПДД предписывают пропустить скопившуюся колонну. Но водилы перегруженных маломощных грузовиков едут и в ус не дуют.

Резюме

Так стоят ли красоты Алтая, Хакасии или Байкала того, чтобы добираться до них из европейской части страны на собственном автомобиле? Вопрос этот непростой. Если нервы крепкие, как стальные тросы, то можно и на автомобиле. Лично я ездил 14 раз. Но больше не поеду. По крайней мере, до тех пор, пока не построят четырехполосный автобан «Москва – Челябинск» или «Москва – Екатеринбург». Но, скорее всего, до этого знаменательного момента в истории России я не доживу.

Кирилл Цивинюк




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //