Тайны Рёконьской пустыни

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Есть в России затерянные уголки, добраться до которых очень трудно. В незапамятные времена многие здешние земли облюбовали для себя монахи с тем, чтобы уйти подальше от суетного мира. Рёконьская пустынь относится к таким святым местам - огромный монастырь, спрятавшийся среди непроходимых болот и лесов...

Загадочный странник

История Рёконьской пустыни, расположенной в глухомани Любытинского района Новгородской области, началась в стародавние времена. Согласно дошедшим до нас легендам, в XIII веке на берегу маленькой реки Рёконьки нашли икону Живоначальной Святой Троицы, лежащую на гранитном валуне. В память об этом чудесном явлении здесь был устроен скит, где поселились первые монахи.

Трудно сказать, когда конкретно основана пустынь. Первые документальные свидетельства о ней относятся к 1680 году, когда царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю 1800 десятин земли.

Свято-Троицкая Рёконьская пустынь (литография XIX века)

В те времена пустынь не отличалась богатством. Согласно описи 1686 года, в ней имелись Троицкая деревянная церковь (в 1979 году она была перевезена в Новгородский музей деревянного зодчества) и «две кельи да конюшеи, коровеи двор, ограда, двои ворота, одни святые воротцы покрыты тесом, другие простые». К 1764 году пустынь пришла в полный упадок и была упразднена вместе с сотнями других захиревших обителей. В документах 1768 года имеется упоминание о состоянии церковных построек: «все сие строение самое ветхое».

Своим возрождением Рёконь обязана загадочному страннику, известному под именем Андрея Ивановича Шапошникова. В 1812 году он появился в заброшенной пустыни и поселился в ней. Его настоящего имени и возраста никто не знал...

Старец Амфилохий

Известно, что был он выходцем из Риги, родился примерно в 70-е годы XVIII века. Отец его, священник в лютеранской кирхе, готовил и сына к посвящению в сан. Но юноша вдруг перешел в православную веру и при крещении получил имя своего крестного отца.

Старец Амфилохий (Андрей Иванович Шапошников)

Долгое время скитался Андрей по России и, наконец, добрался до Рёкони, где в то время одиноко обитало семейство пономаря Михаила Захарова.

Шапошников целыми днями молился в заброшенной церкви, но тем не менее полиция умудрилась заинтересоваться им и обвинить его в бродяжничестве. Девять месяцев провел Андрей в Тихвинском остроге, где по-прежнему молился дни напролет, пока не получил высочайшее прощение и дозволение жить в Рёконьской пустыни в качестве сторожа.

Но тут произошел конфликт между ним и пономарем Захаровым, и Шапошников поселился в землянке неподалеку от Рёкони. Лишь после смерти пономаря ему удалось вернуться в пустынь.

Спустя некоторое время Шапошников был тайно облечен в схиму и принял имя Амфилохия.

Через болота к нему постоянно добирались странники: «знатные и низкие. старые и юные, миряне и иноки». Старец имел славу пророка и целителя. Он предсказал Крымскую и Польскую войны, мог предвидеть неурожаи, пожары и многое другое.

Возродить Рёконь!

Отец Амфилохий решил возродить Реконь и положил на это всю свою жизнь. Однажды он прознал о том. что некогда две тысячи десятин земли, отписанных государством в пользу Рёконьской пустыни, по недоразумению были отданы частному лицу. Шапошников подал прошение в суд о возвращении земель монастырю. Тяжбы длились несколько лет, следовали все новые прошения, в том числе и на высочайшее имя, но все это не приносило никаких результатов. Более того, старца несколько раз отправляли в тюрьму - ибо паспортом он так и не обзавелся. В 1839 году Амфилохия приговорили к наказанию плетьми и ссылке в Сибирь, и лишь вмешательство Синода помогло ему избежать этой участи.

Так выглядит Рёконьская пустынь сейчас

Но в конце концов многолетние старания неугомонного отца Амфилохия увенчались полным успехом. В 1858 году было принято решение заплатить монастырю 43 тысячи рублей в качестве компенсации за некогда незаконно отобранные земли.

А в 1860 году вышел императорский указ о восстановлении в Рёкони монастыря. Некоторое время отец Амфилохий принимал участие в возрождении пустыни, а затем перебрался в глухой скит неподалеку от стройки. Позже ему срубили келью в лесной чаще, где он и жил до своей смерти в 1865 году.

В воскрешенном его стараниями монастыре тем временем кипела жизнь. 8 января 1861 года была торжественно открыта новая церковь во имя святых преподобных Сергия и Германа - валаамских чудотворцев. Постепенно появились настоятельские и братские кельи, каменный странноприимный дом, кузница, скотный двор, мельница и другие хозяйственные постройки.

В 1870 году при поддержке благотворителей и под руководством петербургского архитектора Михаила Щурупова началось строительство нового грандиозного монастырского комплекса с собором. колокольнями и многочисленными хозяйственными постройками.

Несметные сокровища

После революции у монастыря отобрали все имущество, и в пустыни был организован совхоз «Рёконь», позже вполне символично переименованный в «Безбожник».

Монастырь приходил в запустение, разрушались дороги, некогда любовно построенные монахами на землях, с трудом отвоеванных у непроходимых болот.

Во время Великой Отечественной войны на территории Рёконьской пустыни велись бои, и монастырь подвергся сильным разрушениям. Но гораздо сильней монастырь пострадал от «черных следопытов». В 1990 году Александр Невзоров в своей скандально знаменитой передаче «600 секунд», выходившей на ленинградском телевидении. для красного словца поведал о том, что в Рёкони монахи некогда припрятали несметные сокровища. После этой передачи предприимчивые вандалы взорвали и взломали в монастыре все, что попалось под руку...

В наше время Рёконьская пустынь начинает понемногу возрождаться. Сейчас там в очень трудных бытовых условиях постоянно живет отец Симеон, охраняющий Рёконь от современных вандалов. Энтузиасты-добровольцы из Санкт-Петербурга, Москвы и Новгорода помогают ему в восстановлении монастыря. Но добраться до пустыни очень трудно - от ближайшей деревни до Рёкони семь километров разрушенной дороги по непролазной грязи и болотам...

Впрочем, так было практически всегда. Архимандрит Владимир в 1857 году писал: “…сообщение с пустынью идет по узкой лесной тропинке… для моего приезда в санях с одной лошадью необходимо было прорубать дорогу”.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //