Тайная жизнь старых кладбищ

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

По мнению исследователей-«аномальщиков», в последние полтора-два десятилетия на большинстве кладбищ нашей страны возросло количество необъяснимых явлений, которые с пугающей регулярностью отмечаются многочисленными очевидцами. Особенно часто такое случается на старых и заброшенных погостах.

Хозяин погоста

Неподалеку от железнодорожной станции Асино, что в Томской области, находится забытый, давно никем не посещаемый погост, последние захоронения которого датируются 50-ми годами прошлого века. Жителей стоявшего рядом села погребали там на протяжении более чем 100 лет. Но во времена кампании Н.С. Хрущева по укрупнению колхозов и совхозов село обезлюдело, хоронить стало некого.

В 80-е годы XX века напротив кладбища разросся дачный массив. Его обитатели с первых же дней существования садоводства стали видеть призрака, которого довольно быстро окрестили Хозяином погоста. Сероватую фигуру согбенного старика, бесшумно плывущую мимо порушенных надгробий и сгнивших крестов, дачники частенько наблюдали в сумеречные рассветные и вечерние часы.

С Хозяином погоста люди настолько свыклись, что уже и не обращали на него особого внимания, проходя иногда по своим делам через заросшее кладбище. Однако безобидное привидение неожиданно проявило свой грозный норов в конце 1990-х годов. Тогда один из богатых бизнесменов построил на окраине садоводства просторный особняк, отхватив своим участком большой кусок земли у заброшенного кладбища.

Странные события в дачном поселке

С этого времени в дачном поселке стало твориться что-то странное: самопроизвольно двигались предметы, кто-то невидимый ходил по чердакам и крышам, скрипел половицами. На садовых участках развелось небывалое количество мышей и крыс, уничтожавших-урожай, а дома осаждали муравьи. Фигура же Хозяина погоста, до этого не покидавшая пределов кладбища, стала регулярно наведываться к садоводам.

А в один из вечеров загорелся добротный дом бизнесмена. Огонь настолько быстро охватил строение, что его хозяин со своей молодой женой едва успели выбежать из пылавшего особняка...

Позже погорелец утверждал, что собственными глазами видел, как вдруг ни с того ни с сего сами по себе вспыхнули дорогие портьеры на окнах, после чего языки пламени стали расползаться по стенам. Однако пожарно-техническая экспертиза выдала заключение, что пожар произошел из-за неисправности электропроводки. Бизнесмен не стал восстанавливать сгоревший дотла особняк, обугленные развалины которого еще долгие годы портили дачный пейзаж. Вот только с тех пор Хозяин погоста никогда больше не беспокоил садоводов своим появлением.

Дома на костях

В Казани, на том месте, где сейчас пролегает улица Сабан, некогда находилось старое мусульманское кладбище. Потом долгие годы там была свалка, а затем пустырь, который суеверные жители обходили стороной. Но вот наступил XXI век, и территорию заброшенного погоста застроили многоэтажными домами. Заселившиеся в высотки жильцы вскоре стали свидетелями необъяснимых вещей. Так, по ночам из своих окон они видели странные, будто пляшущие на детских площадках и в пустынных сквериках огоньки, во время «танцев» которых домашние животные проявляли необъяснимое беспокойство.

А вскоре среди жильцов квартала разлетелся слух о Женщине в белом, молочного цвета силуэт которой временами возникал перед окнами квартир и стучал в стекло. В один из дней встреча с этим призраком произошла у Эльвиры Сабировой, проживавшей на восьмом этаже одного из домов. Со слов женщины, однажды вечером, находясь на кухне, она боковым зрением увидела, как между штор промелькнуло что-то белое. Отдернув занавеску, Эльвира с ужасом увидела белую женскую фигуру, парившую в воздухе напротив ее окна. Хозяйка квартиры, сама не зная почему, вдруг погрозила призраку пальцем, и в следующее мгновение тот исчез...

А через несколько месяцев Эльвира узнала, что ее пожилая соседка по лестничной площадке пыталась покончить жизнь самоубийством после того, как Женщина в белом на протяжении нескольких дней стучала в окна ее квартиры, а однажды даже залетела в комнату через открытую форточку. Позже выяснилось, что незадолго до этого старушка, накопав во дворе земли, принесла ее домой и рассыпала по ящикам для будущей рассады. Вот только грунт этот оказался кладбищенским, о чем, видимо, хозяйке квартиры настойчиво напоминала Женщина в белом.

Неупокоенные язычники

Повышенной аномальной активностью всегда отличались места, где некогда хоронили язычников. Такие кладбища есть в Карелии, Удмуртии, Мордовии, во многих сибирских регионах и на Камчатке. В частности, в Республике Тыва, неподалеку от поселка Ырбан, стоит Духов холм, в котором вплоть до середины прошлого века находили свой покой местные жители. После сильного пожара, случившегося в 1957 году, языческое кладбище выгорело, и десятилетия спустя над старыми родовыми могилами вырос густой березняк, который местное население обходит стороной. Согласно поверью, в березняке обитают души предков, лишившиеся своего пристанища и вырвавшиеся из подземного мира.

Летом 2000 года Анатолию Баринову из Красноярска довелось в составе туристической группы останавливаться в этом березняке на ночлег. Как рассказывал Анатолий, едва завечерело, как в лагере туристов стала твориться всякая чертовщина. Началось с того, что сам собой погас костер. Сразу за этим пространство вокруг небольшой поляны наполнилось странными звуками: шагами, вздохами, сдавленными хрипами. Сидящие в палатках напуганные люди чувствовали рядом с собой чье-то незримое присутствие, некоторые из них позже вспоминали, что даже ощущали прикосновение невидимых холодных пальцев.

Так и не сомкнув за всю ночь глаз, путешественники с первыми лучами солнца в спешке покинули «нехороший» березняк...

Места последнего упокоения усопших во все времена вызывали к себе особое отношение, связанное с религиозным мироощущением людей. В наши дни кладбища продолжают хранить множество мистических тайн и загадок, главной из которых является великая тайна смерти.

***

К кладбищам люди издревле питали особое отношение. Могилам поклонялись, их использовали в магических ритуалах и религиозных действах. Мистический страх, который вызывали захоронения, был связан не только с отношением человека к смерти, но и с теми необъяснимыми явлениями, которые народная память бережно сохранила до наших дней.

И после смерти нет покоя...

В 1823 году в Томске умер купец Тимофей Сидорович Квасников. Родственники уважаемого в городе человека выбрали для погребения довольно удачное, на их взгляд, место - пригорок в центре городского кладбища, окруженный редким березняком. Вскоре наступила снежная зима, и несколько месяцев близкие не навещали могилу купца. Когда же, сразу после праздника Пасхи, в мае следующего года они приехали на кладбище, то, к своему ужасу, не обнаружили захоронения Квасникова.

На месте могильного холма зеленела ровная лужайка. После долгих поисков могилу купца все же удалось обнаружить. Осевший холм с покосившимся крестом, на котором были указаны фамилия покойного и даты его рождения и смерти, находился в двухстах метрах от пригорка к югу. После долгих разбирательств со смотрителем кладбища родственники выяснили, что никто и не думал перезахоранивать усопшего. Но как могла могила переместиться в другое место, так и осталось загадкой.

Месть мертвецов

Многие знают, что незадолго до начала Великой Отечественной войны советские ученые вскрыли гробницу Тамерлана. До сих пор поговаривают, что фашистское нашествие на СССР явилось жестокой местью духа великого завоевателя за осквернение своих останков.

Издавна у многих народов считалось большим грехом осквернять могилы, ибо виновных в этом преступлении обязательно настигнет гнев потревоженного покойника. Так, в Средние века в Западной Европе человека, посягнувшего на могилу, объявляли чернокнижником и сжигали на костре. Таких людей в Х1-ХП веках зачастую подвергали смерти и на Руси. После казни тело преступника выбрасывали в поле, где его поедали хищные звери. Если осквернителя могилы найти не удавалось, все жители ближайших селений переезжали в другое место, так как считалось, что это селение теперь проклято и на него должны обрушиться страшные беды. Данное поверье, к сожалению, не раз подтверждалось.

В 1926 году в десяти километрах севернее города Усолье-Сибирское Иркутской губернии располагалась деревенька Малая Талая. В неурожайный год местные крестьяне, страдавшие от голода, решили раскопать могилу бывшего старосты деревни, умершего за несколько лет до этого, который, по слухам, повелел похоронить вместе с собой драгоценные украшения покойной жены.

Могилу вскрыли, но вместо несметных богатств обнаружили несколько серебряных колец да маленький золотой браслетик. На сходе жители решили отправить в город посланцев, чтобы там выменять найденные украшения на хлеб. Однако ходоки к назначенному сроку не вернулись. Через некоторое время выяснилось, что, когда посланцы возвращались домой с хлебом, на них напали бандиты, ограбили и убили, а тела бросили в ров неподалеку от дороги.

Вскоре одной из жительниц деревни приснился покойный староста, который грозил ей пальцем. А вечером следующего дня заполыхал один из деревенских домов. Несмотря на безветренную погоду, в считанные минуты загорелось все вокруг. Люди в панике выбегали из охваченных пламенем жилищ. К следующему утру деревеньки Малая Талая не существовало.

Немалой опасности подвергают себя археологи, занимающиеся изучением древних захоронений. Игорю М. из Новосибирска в середине девяностых годов прошлого века довелось принимать участие в экспедиции на Алтай, занимавшейся раскопками скифских курганов. В состав его группы входил молодой аспирант, который относился к экспедиции, как к некой увеселительной прогулке. Археологи, по опыту знавшие, насколько необходимо уважительно относиться к захоронениям, не раз делали парню замечания за то, что тот позволял себе весьма фривольно обращаться с артефактами.

Так, к примеру, он мог жонглировать найденными человеческими костями или наряжать скелеты в шутовские наряды, развлекая этим работавших с ним бок о бок сокурсниц. В один из дней, оступившись, аспирант упал в глубокий раскоп и повредил позвоночник. Травма оказалась настолько серьезной, что молодой человек навсегда остался инвалидом.

Могильная магия

Места захоронений столетиями привлекали к себе жрецов и шаманов, колдунов и знахарей. Согласно древнерусским поверьям, земля, взятая с могилы некрещеного младенца, служит основным компонентом в приготовлении так называемого ведьминого зелья. Это зелье будто бы давало возможность колдуну летать или превращаться в животных.

Считается, что комья земли, взятые с могилы колдуна и положенные под подушку, позволяют видеть вещие сны. У северных славян, даже в языческие времена предпочитавших не сжигать, а закапывать умерших соплеменников, на могиле ведуна или знахаря совершали обряд посвящения в колдуны, принося кровавые жертвы вначале языческим богам, а после крещения Руси - Князю тьмы.

В старину, для того чтобы разрушить чье-то семейное счастье, колдуны и ведьмы рассыпали могильную землю на пути следования свадебного поезда. Это приводило к тому, что вскоре умирал один из молодоженов. Если этого не происходило, то трое первых детей в молодой семье погибали при рождении либо не доживали до годовалого возраста.

По поверью, трава, сорванная с могилы, позволяет излечивать многие заболевания, обладает приворотной силой и отпугивает злых духов. У западных славян было принято сразу после погребения закапывать в могильную землю семена различных растений. Если семена прорастали, то считалось, что род умершего будет иметь долгое и счастливое продолжение, а по количеству взошедших ростков определяли, сколько лиц мужского пола продолжат династию покойного.

В Центральной России вплоть до середины XIX века имел хождение ритуал получения неразменного рубля. Глубокой ночью в полнолуние на свежей могиле убивали черного кота, читая определенный наговор. Вскоре за спиной человека появлялся некто, бросавший на могильный холм рубль. После этого следовало схватить рубль и, не оглядываясь, бежать с кладбища до самого дома. Неразменный рубль всегда возвращался к своему владельцу...

***

Ожившие мертвецы, кровожадные мумии и летающие в гробах ведьмы - это кадры из фильмов ужасов и фантастических книг.

В жизни все бывает более скромным, но от этого не менее жутким и загадочным. Однако разум человека, находящийся в плену обыденности, защищается от столкновений с невероятным поиском логичных объяснений того, что объяснить невозможно.

Что за глупые шутки?

Относительно недавно, в конце 1989 года, происшествие в западном Канзасе потрясло привыкших к сенсациям американцев. Владелец одной из ферм в Фоли-крик, 60-летний Джо Берни, почувствовал себя героем фильма ужасов или участником какого-то глупого реалити-шоу. День на ферме начинается рано, и вот в предрассветных сумерках Джо вышел из дома и наткнулся на могильный холм с покосившимся каменным надгробием - не где-нибудь, а прямо у себя во дворе. От греха подальше фермер вернулся в дом и вызвал полицию.

Прибывшие на место происшествия стражи порядка констатировали наличие непонятно откуда взявшегося надгробия. Камень был такой старый, что надпись на нем прочесть не удалось, поэтому определить, откуда неизвестные «шутники» притащили его, оказалось невозможно. В том, что это шутка, хоть и глупая и трудновыполнимая, не сомневались до тех пор, пока не начали срывать могильный холм. Под полуметровым слоем земли обнаружили истлевший гроб с человеческими останками. Для того чтобы извлечь гроб, потребовался экскаватор. После эксгумации неопознанные останки были перевезены за пределы фермерского участка и захоронены в глубокой яме.

При расследовании идею о розыгрыше пришлось отбросить: перевезти могильную плиту хоть на сто километров и тихо установить на новом месте - это дело трудное, но выполнимое. А вот проникнуть на огороженную территорию на экскаваторе или другой технике, способной переместить целый пласт грунта вместе с костями, - задача уже из ряда вон. Проделать же все это бесшумно и не оставляя никаких следов вряд ли по силам даже Дэвиду Копперфилду. Да и кому и зачем понадобилось такое делать? Вопросов в этой истории куда больше, чем ответов.

Австрийский колдун

Между тем это далеко не первый подобный случай. Могилы вместе со своими «жильцами» перемещались и раньше, но тогда объяснение было простым и однозначным - это колдовство. С останками в таких случаях поступали соответствующим образом.

В XVI веке в австрийском городе Линце могила бюргера Штетенберга исчезла со своего обычного места и обнаружилась в совершенно другом, о чем была сделана соответствующая запись в архиве местной церкви Св. Фомы. Случай вызвал бурную реакцию среди населения. При большом скоплении народа тело колдуна было извлечено из «новой» могилы и немедленно сожжено. Яма, оставшаяся от захоронения, была закидана камнями, а сверху водружен осиновый крест. С тех пор колдун Штетенберг местных жителей своими «переездами» не пугал.

В Испании же подобными случаями занималась святая инквизиция. В 1627 году проводилось расследование о тайном перемещении могилы Педро Асунтоса. Как и в других случаях, могильный камень переместился вместе с останками и большим слоем почвы.

На все воля Божия

Подобные казусы случались и с весьма почетными гражданами, которых заподозрить в колдовстве было просто немыслимо. В 1740-х годах в Германии в окрестностях Равенсбурга пастухами была замечена на берегу реки могила с надгробным камнем, которой раньше там не было. Благодаря хорошо сохранившейся надписи «Здесь покоится Христина Бауэр, прихожанка церкви Равенсбурга» удалось легко установить, откуда появилась эта бродячая могила. Пастухи немедленно известили священника, удивлению которого не было предела: могила Христины Бауэр находилась на видном месте церковного кладбища.

При жизни эта прихожанка делала очень щедрые пожертвования и тем обеспечила себе посмертный почет. Между тем на положенном месте не обнаружили ни камня, ни могильного холма. При многочисленных свидетелях на кладбище были проведены раскопки, но никаких останков на месте захоронения обнаружено не было.

Тогда провели раскопки на берегу реки и, к изумлению собравшихся, выкопали гроб с человеческими костями, которые явно находились все это время в земле. Священник не стал бороться с ведьмами, а рассудил, что если высшей силе было угодно переместить кости Христины Бауэр в другое место, то так тому и быть. Истлевший гроб и останки окропили святой водой и оставили под камнем на берегу реки. Местные жители долго обходили это место стороной, пока во время Первой мировой войны злополучная могила не была разрушена.

Чудеса на Глэнсвиллском кладбище

Но самым хорошо освещенным прессой случаем о загадочном перемещении могилы стал случай в Шотландии. Сэр Артур Хейзлем осенью 1928 года оказался проездом в городке Глэнсвилл, где более 60 лет назад был похоронен его родственник Роджер Хейзлем. Сэр Артур намеревался отдать долг памяти и навестить могилу покойного, однако это оказалось не так просто. Место расположения могилы он помнил прекрасно, хотя последний раз был здесь 15 лет назад. В тот день сэру Артуру пришлось усомниться в своей памяти - на месте могилы Роджера был ровный, заросший травой участок.

Кладбищенский сторож не смог прояснить ситуацию, и Хейзлем обратился в городской муниципалитет, где хранилась старая схема кладбища, подтверждавшая, что могила должна находиться именно там, где ее искал сэр Артур.

Тем временем сторож обнаружил надгробие Роджера Хейзлема в шестистах футах от места захоронения. Чтобы разобраться в этой истории, сэр Артур нанял землекопов, и на старом месте захоронения была вырыта достаточно глубокая яма... Гроба там не было! Напрашивался вывод, что Роджер Хейзлем вообще никогда не был здесь похоронен, а камень переместили по каким-то непонятным соображениям на другой конец кладбища.

К расследованию этой загадочной истории подключилась родственница сэра Артура, леди Берил, которая специально приехала из Лондона по просьбе своего племянника. Решив идти до конца, сэр Артур велел раскопать место под надгробием. На глубине полутора метров землекопы наткнулись на гроб, который был немедленно вскрыт. Сэр Артур был уверен, что к его родственнику эти останки не имеют никакого отношения, но леди Берил настояла на осмотре останков. По преданию, покойный Роджер носил перстень с монограммами «Я» и «Н». Сэр Артур лично спустился в могилу и обнаружил на безымянном пальце скелета именно такой перстень, подтвердивший таким образом, что перед ними останки именно Роджера Хейзлема, которые непостижимым образом переместились вместе с землей и надгробием на новое место.

В порядке вещей

Все эти загадочные истории необъяснимы лишь для цивилизованных европейцев. Некоторые африканские племена и коренные жители Полинезии воспринимают подобные явления как данность и даже научились предпринимать меры по их предотвращению. Жрецы на тихоокеанских островах сразу после похорон обливают свежую могилу древесным соком или обкладывают ракушками - именно для того, чтобы могила не «ушла». Примерно так же поступают жрецы культа вуду на Гаити.

Перемещения могил объясняют желанием души покойного переменить место. Чтобы этому воспрепятствовать, на островах Тонго хоронят в одной могиле обязательно двух человек. Местные жители считают, что даже если душе одного человека захочется сменить обстановку, то душа другого непременно помешает, и тогда могила останется на месте. Остается непонятным, почему туземцы считают, что души не смогут договориться и уйти вместе, но, наверное, им виднее - на островах Тонго не испытывают шока от исчезновения могил.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //