История русского подстаканника

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Подстаканник — неизменный атрибут русского чаепития, вещь редкая и ценная, не теряющая своего очарования и актуальности.

Подстаканники появились в российском быту в начале XX века, когда в изготовлении посуды отказывались от фарфора и фаянса в пользу стекла. Чтобы горячий стакан не обжигал руки, его ставили в металлический подстаканник с ручкой. Со временем качественные подстаканники стали обязательным атрибутом домов и кабинетов крупных руководителей — а теперь стали ярким символом ушедшей эпохи.

Правда, многие культурологи высказывают мнение, что , скорее, подстаканник, как атрибут чайного стола, появился в России еще в первой четверти XIX века. Это было веяние восточной моды, принесённой из кавказских походов.

Интересно и другое распространённое мнение, что за одним столом женщины пили чай из чашек, мужчины – чаще всего из стаканов. Так ли это — достоверно не известно — но упоминание об этом встречается часто.

Помимо выполнения чисто утилитарных функций, подстаканник, особенно из серебра, стал играть роль предмета, украшавшего обыденную жизнь. Серебряный подстаканник относился к числу самых популярных подарков. Его дарили коллеги сослуживцу, пациенты врачам, студенты преподавателям, преподносили родственникам в дни семейных праздников, близким друзьям, любимому мужчине.

«Можно даже предположить, что подстаканник – русское изобретение. В пользу этого говорит не только традиция нескончаемого русского чаепития, в котором нет четкой привязанности к определённым часам и ритуалам, но и то обстоятельство, что подстаканник как предмет сервировки чайного стола весьма редко встречается в мировых специализированных коллекциях и соответствующей литературе».

Подстаканники, которые часто делались на заказ и отражали индивидуальные вкусы, могут многое рассказать о структуре русского общества, о социальной психологии его различных слоев. Подобно русским средневековым чаркам и чашам, подстаканники зачастую имели традиционные надписи-пожелания. Самая распространённая из них, выполненная в технике резьбы или чеканки, – «Пейте на здоровье!» – размещалась в верхней части. Очень часто подстаканники украшались надписями с именем владельца или художественными монограммами из двух-трех букв.

Формы подстаканников

Чрезвычайно разнообразны и интересны формы подстаканников. В середине XIX века в оформлении тулова (корпуса) и ручки преобладали мотивы неорококо и неоклассицизма. С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Тулово подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными гирляндами, гравюрами, изображающими сельские или городские романтические пейзажи. По гладкой поверхности летели резные стайки ласточек и рассыпались трогательные букетики ландышей и фиалок. Чеканные, а чаще штампованные, с высоким рельефом, подстаканники конца XIX – начала ХХ века являли миру вереницы стремительных троек, сцены удачной охоты.

Всеобщее увлечение музыкой Вагнера и его знаменитой оперой «Лоэнгрин» отразилось в оформлении подстаканников в виде фигуры лебедя с поднятыми и экспрессивно изогнутыми крыльями.

Популярны были также рельефные изображения древнерусских богатырей, богатырских застав, а также царевен в роскошных кокошниках. Как и во всем русском ювелирном искусстве рубежа XIX – ХХ столетий, в декоре подстаканников нашли яркое отражение былинные и сказочные, а также исторические сюжеты. Для начала ХХ века характерно горельефное изображение лошадиной головы на длинной изогнутой шее в обрамлении хомутов, подков, стеков, охотничьих рожков и других атрибутов охоты и скачек.

Старинные русские подстаканники — сейчас предмет коллекционирования, роскошь, которую могут позволить себе немногие.

Подстаканник «Лебеди» в стилистике русского модерна. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, фирма поставщиков Двора Бр. Грачевых, 1899-1908гг. Продан за 330 000 руб.

Подстаканник большой с массивной литой композицией «Тройка». Серебро, литье, гравировка, монтировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Андреева Г.А. , 1896год.

Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год. Продан за 220 000 руб.

Подстаканник «Кавказъ» в виде бочонка с черневым орнаментом. Серебро, литье, гравировка, чернь. Россия, Москва, 1886год.

Подстаканник в форме плетеного лукошка с ручкой, имитирующей веточку березы. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, неизвестный мастер, 1890год.

Подстаканник в неорусском стиле. Серебро, литье, монтировка, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская Исакова М.Я., конец 19в. Продан за 8 500 $

Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей «Горожанин и горожанка». Серебро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 г. Продан за 153 000 руб.

Подстаканник в неорусском стиле с крышкой, украшенной фигуркой ящерицы, ползущей к поленнице дров и серебряной ложкой с мишками на дереве. Россия, конец XIX века. Продан за 350 00 руб.

Подстаканник «Тройка в еловом лесу » на фигурном резном основании. Серебро, литье, штамп, выпиловка, монтировка, гравировка. Россия, Москва, фабрика серебряных изделий Баладановой В.А., 1896-1908гг. Продан за 150 000 руб.

Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная «витражная» эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894год. Продан за 420 000 руб.

К счастью, и сейчас мастера продолжают изготавливать подстаканники по старинным образцам и по старинным техникам. Причем, разнообразие их поражает. Это и жостовские подстаканники, и подстаканники в технике «ростовская финифть», и даже филигранные образцы. Цена их велика. Подстаканник и сейчас остается дорогим подарком. Правда, по сравнению с образцами XIX-начала XX века, они все-таки более доступны.

Подстаканник «Жостово» — 9 000 рублей

Подстаканник «Ростовская финифть» — 52 000 рублей

Набор из филигранных подстаканников — 12 000 рублей


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //