Съеден за супружескую измену


Что писали 1895, № 12

У племени батаков, населявших Суматру в конце XIX века, была слава людоедов. Корреспондент журнала провел на острове несколько месяцев и остался в живых.

Хотите видеть людоедов, то есть каннибалов? Съездите на Суматру. Для этого вам стоит только сесть в Одессе на один из пароходов Добровольного флота, отходящий на Дальний Восток.

На Суматре, помимо других туземных племен, живет племя батаков. Они еще недавно были людоедами, и сохранились подозрения, что они занимаются каннибализмом до сих пор. Я встречал батаков на Суматре, общался с ними.

Я ни разу не имел повода заподозрить их в поедании человеческого мяса, не говоря уже о том, что сам не был съеден ни в супе, ни под соусом.
Первая моя встреча с ними произошла совсем случайно. Исследуя остров, я углубился в джунгли. Со мной была свита из четырех китайцев, но они отстали от меня в чаще. Неожиданно для себя я оказался на открытом пространстве, обсаженном молодыми деревьями. То была перечная плантация.
До моего слуха донесся лай собаки. Перцовые деревья мешали мне видеть, что впереди. Но вот я повернул за группу деревьев и увидел перед собой соломенную хижину, построенную высоко от земли на жердях. В нее входили по приставной лестнице. По лестнице взбиралась женщина с ребенком на руках.

Внизу стоял мужчина с длинным ножом в руках. По постройке хижины, по темной коже мужчины, по платку, обмотанному вокруг головы наподобие чалмы, по голому торсу и черно-синему саронгу, окружавшему нижнюю часть тела, я догадался, что передо мной дикарь-батак. Я смело пошел вперед и поздоровался по-малайски. Он ответил, но видно было, что ему не по себе. Он был напуган, но напуган не как трус, а как храбрец. Очевидно, этот дикарь первый раз видел европейца. Я взял спичку и чиркнул ее о коробок. Огонек вспыхнул. Я объяснил употребление спичек и подарил коробок туземцу. Знакомство состоялось. Я предложил батаку покупать у него рис и бананы и попросил его сообщить об этом другим туземцам. С этого дня все окрестные «батаки-людоеды» стали моими друзьями.

Я нахожу, что страх — самое опасное чувство, какое только может внушить путешественник-исследователь диким туземцам, к которым он проникает. Убежден, что из ста случаев убийства путешественников дикарями девяносто вызываются страхом, девять какой-нибудь несправедливостью, причиненной туземцу, и только один можно приписать природной жестокости. Если путешественнику удалось развеять страх, внушенный его появлением, если на первых порах общения он выскажет гуманность и порядочность, то его безопасность обеспечена.

Сегодня

Съеден за измену

Первым европейцем, рассказавшим о диких нравах коренных жителей Суматры, стал Марко Поло. Однако венецианский путешественник не был свидетелем ритуального каннибализма, а описал его с чужих слов.

Лично наблюдать каннибализм удалось только путешественнику Оскару фон Кесселю в 1840-е годы. Он описал этот обряд как разновидность редкого наказания за преступления: кражи, прелюбодеяния, измену племени — и опроверг слухи, что батаки поедают своих стариков. Родственники приговоренного к смерти через поедание приносили соль, перец и лимоны в знак согласия с подобной формой наказания. В ритуальном пиршестве принимали участие исключительно мужчины. Последние 100 лет на Суматре не было зафиксировано ни одного случая каннибализма, а большинство батаков приняли ислам или христианство.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //