Русская одежда — косоворотка


Ее называют исконно русской одеждой, старообрядцы носят, подчеркивая связь с русской стариной, а все экспортные фолк-коллективы не выходят на сцену ни в чем другом. Но настолько ли косоворотка исконно русская?

Исследователи так и не сошлись во мнении, в том числе и у нас в редакции, как и почему эта разновидность рубахи вошла в обиход у наших предков. Есть довольно сильная версия, но по порядку.

Косой ворот значит «неравнобежный с тем направлением, о котором идет речь», по Далю, то есть со срединным направлением разреза для сорочки, более древней формы русской рубахи, которую скорее всего и можно назвать исконной. Собственно, и кроили сорочку по «серединному» принципу: домотканое полотно складывали пополам и делали надрез для надевания. Затем к уже получившимся переду и спинке добавляли рукава и ластовицы (подмышечные вставки).

Что могло заставить отказаться от этого простого и естественного пути, продиктованного природой и физиологией (разрез соответствовал линии шеи), в пользу косого ворота? Как раз на этот вопрос нет четкого ответа. Версий, зачем, собственно, косоворотка, а не "прямоворотка", несколько. Есть знаменитая версия академика Лихачева, который объяснял подобный выбор разреза тем, чтобы во время работы наружу не выпадал нательный крест. Гипотеза красивая, но совершенно ничем не подтверждаемая.

Другие версии

Этнограф Дмитрий Зеленин в объяснении, почему косоворотка стала так популярна, исходил из принципа практичности. Ученый считал, что рубаха с разрезом сбоку лучше защищает от холода, поскольку не распахивается, и позволяет свободно двигаться. Действительно, в косоворотку требовалось вшивать несколько дополнительных элементов - клинья и боковины - чтобы сделать рубаху пригодной для движения. Зеленин, как и многие другие исследователи, относит время появление косоворотки к XVвеку.

Тут мы сталкиваемся с противоречием. Одежда, напоминающая косоворотку, у тюркских народов была известна еще задолго до того времени. Возможно, этим и объясняется появление более ранних свидетельств ее существования на Руси, например в XII веке в Новгороде. Торговые и другие контакты с иноземцами оказывали достаточно сильное влияние на костюм русских, поэтому в летописях XIIи XIIIвеков даже есть упоминания о том, что среди них уже встречалось иногда немецкое короткополое платье.

Для изменения подхода к крою требовались серьезные основания. И они появились одновременно с нашествием Орды. Именно тогда разрез рубахи стал делаться слева, как у татар, у которых запах всегда был на левую сторону. Тут как раз и становится объяснение Зеленина на свое место, ведь именно кочевым, степным народам требовалась одежда, защищающая их от ветра при верховой езде. Ученый, впрочем, не считает наличие подобных вырезов для воротников у татар достаточным основанием, чтобы связать появление косоворотки с их культурой.

Свидетельств однозначного преобладания косого воротника над серединным вплоть до XVIIвека нет, рубахи шили и с левосторонним разрезом, и с обычным. О чем можно говорить точно, так это о том, что окончательно вытеснила косоворотка свою древнюю, восточнославянскую конкурентку-рубаху только в XIXвеке, став частью традиционного праздничного наряда.

Вероятнее всего это связано с кавказскими и русско-турецкими войнами XIX века – в то время косоворотки были в тех местах в обиходе. Трендсеттером здесь, как часто бывает, выступила униформа. Вероятно, из соображений удобства при реформе военной униформы 1880-ых годов косоворотки вошли в обмундирование солдат. Соответственно, началось массовое фабричное производство таких рубах. Их стали шить из самых разных тканей, а разнообразие вышивок и украшений обеспечило народную любовь. Первый парень на деревне, а скорее даже на посаде, который и был законодателем моды, обязательно выступал в свет в косоворотке, картузе и с гармонью. Кстати, откуда пришли на Русь эти два последних якобы исконных атрибута мы еще посмотрим.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //