Российский Закон об НКО (иностранных агентах) точная копия американского

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


О чем так не любят "вспоминать" либеральные деятели, так это о том, что Российский Закон об НКО-«иностранных агентах» практически полностью копирует изобретенный и используемый в США Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Подпадающие под действие закона организации и в США и в России обязаны регулярно отчитываться о своей деятельности и указывать во всех публикуемых материалах свой статус "иностранного агента".

Сходство российского Закона об НКО с американским, выражается практически в одинаковом изложении принципиальных моментов и во многом - со второстепенными деталями.

Так, оба закона (России и США) определяют организации, деятельность которых регулируют, как "иностранных агентов". При этом оба закона касаются организаций, участвующих в политической жизни государства. В связи с этим, сторонники этих законов как в России, так и в США считают одним из их главных достоинств то, что они позволяют лучше понимать, в чьих интересах действуют те или иные НКО.

Еще одно важное сходство заключается в жестких санкциях, грозящих нарушителям. В частности, американский закон предусматривает для них уголовную ответственность в виде штрафа в размере до 10 тысяч долларов либо тюремного заключения на срок до пяти лет. В свою очередь в России нарушителям закона об НКО грозят более жесткие финансовые санкции - в случае если «агенты» предоставят недостоверные сведения, они рискуют нарваться на штраф до 5000 рублей для физлиц и до 1 млн. рублей для юрлиц. Те же организаторы, которые будут призывать граждан к отказу от выполнения гражданских обязанностей, могут быть осуждены на срок до четырех лет.

Закон России о НКО выглядит вполне логично. Ведь политические и правозащитные НКО постоянно призывают к открытости власти и в том, что власть выдвинула им аналогичное требование, нет ничего удивительного. Поэтому не совсем понятна реакция правозащитников в России, которым, видимо, есть что скрывать от российского народа.

Практически, в США любую некоммерческую организацию могут обязать зарегистрироваться в качестве иностранного агента в случае, если она не поддерживает и препятствует внешней и внутренней политике Белого Дома.

Сравнивая российский закон об НКО с FARA, можно убедиться, что на территории США НКО, получающие иностранное финансирование, также сдают отдельную отчетность и находятся под пристальным контролем государства.

Напомним, что российский вариант Закона об НКО стал использоваться в ответ на попытки "повлиять на российскую политическую жизнь со стороны американских "партнеров". Таким образом, необходимость закона совершенно очевидна, поскольку любое государство обязано защищать свои национальные интересы от иностранного влияния.

Оба Закона об НКО (российский и американский) направлены на повышение прозрачности законотворческого процесса, за счет информирования общественности об источниках финансирования НКО. FARA изначально разрабатывался как закон, позволяющий донести до властей и граждан США сведения об источниках информации, призванной повлиять на американское общество, политику и законодателей, а также о людях, пытающихся оказать такое влияние. FARA справился с задачей повысить прозрачность политической жизни США, дав обществу возможность ознакомиться с источниками дохода влиятельных лоббистов.

Один из представителей Минюста США Дин Бойд подчеркнул, что избиратель имеет право знать, какие государства готовы тратить огромные деньги для того, чтобы повлиять на законодателя, которому тот отдал свой голос. Тоже самое, без сомнения, можно отнести и к российским избирателям, - граждане России имеют право знать в интересах какого государства работает та или иная организация на территории Российской Федерации.

FARA успешно справился с поставленной перед ним задачей помочь американцам и властям страны оценить деятельность таких людей и распространяемую ими информацию с точки зрения их аффилированности с другими государствами. Российский Закон об НКО призван решить ту же задачу.

В свое время, комментируя новый российский закон о НКО, который предусматривает, что организации, получающие западные гранты должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов», президент Владимир Путин сослался на опыт США.

Выступая на Селигере он сказал: «Полагаю, что мы в России можем иметь такой же закон, который был принят и действует в Соединенных Штатах Америки еще в 1938 году. Почему они оградили себя соответствующим образом от влияния из-за рубежа и используют этот закон на протяжении десятилетий? Почему мы в России не можем этого сделать? (…) Что плохого в том, что тот, кто получает финансирование из-за рубежа и занимается внутри страны политической деятельностью, должен зарегистрироваться в качестве иностранного агента? Если иностранцы платят за политическую деятельность в нашей стране, то они, видимо, рассчитывают на какой-то результат».

История изобретения американского Закона об НКО (FARA)

В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Пять лет спустя Германия аннексировала Австрию и поглотила Чехословакию. Мир оказался на пороге новой мировой войны.

Нацистские и пронацистские партии были крайне активны во многих государствах мира, в том числе и в США, где жило много выходцев из Германии. Они занимались пропагандой, агитацией и лоббистской деятельностью.

В октябре 1933 года известная американская PR-компания Carl Byoir and Associates (по иронии судьбы ее основатель и директор Карл Байор был евреем) заключила соглашение с государственным Германским туристическим агентством, которое было заинтересовано в привлечении американских туристов и готово было заплатить за помощь 108 тыс долларов.

Интересы агентства в США представлял известный американский журналист и поэт немецкого происхождения Джордж Вьерек, который и подписал контракт. Однако авансовый платеж – 4 тыс долларов – был произведен со счета германского консульства в Нью-Йорке. Эти средства были израсходованы на улучшение имиджа Германии в США и на опровержение сообщений об антисемитской политике нацистов.

В 1934 году разразился скандал. О сделке между Carl Byoir and Associates и Германией стало известно в результате расследования Конгресса. Конгрессмены сочли, что речь идет о скрытой антиамериканской пропаганде и возможно о шпионаже.

Конгрессмен Райт Патмэн назвал Карла Байора «американским гражданином, который втащил гитлеровского троянского коня в нашу страну». Контракт Carl Byoir and Associates с Германией был немедленно расторгнут. В результате расследования ФБР не было выявлено нарушений со стороны Carl Byoir and Associates (расследование было завершено осенью 1940 года).

В Соединенных Штатах была крайне активна и германская агентура, которая, в отличие от пропагандистов, действовала скрытно.

В конце 1937 года произошло знаковое событие. В Нью-Йорке работала компания Carl L. Norden, выпускавшая суперпередовые и поэтому сверхсекретные прицелы для бомбометания, изобретенные основателем фирмы – Карлом Норденом. Сотрудник Carl L. Norden – эмигрант из Германии Герман Ланг передал агенту германской военной разведки – майору Николаусу Риттеру все чертежи этого устройства.

Ланг категорически отказался от предложенного вознаграждения, заявив, что хочет помочь родной стране. Германские бомбардировщики, которые наводили ужас на противника в начале Второй мировой войны, были оснащены прицелами, изготовленными в Германии по украденным американским чертежам.

Масштабы нацистской пропаганды в США, рост числа организаций, которые тайно финансировались Берлином, и участившиеся похищения американских технологических секретов германскими шпионами, привели к тому, что Конгресс решил вмешаться.

В 1938 году был принят Закон о регистрации иностранных агентов на территории США.

Изначально предполагалось, что FARA должен упорядочить ситуацию с публикацией нацистской пропаганды в США.

Неприкосновенность свободы слова и право высказывать любую точку зрения защищены Конституцией Соединенных Штатов, поэтому закон лишь предусматривал, что организация или физическое лицо, занимающая выполнением каких-либо тайных заданий иностранного государства, должно официально сообщить об этом и пройти соответствующую регистрацию (сперва в Госдепартаменте США, с 1943 года – в Министерстве юстиции).

Для обозначения таких организаций и физлиц в законе использовалось слово «агент», которое, однако, в английском языке – в отличие от русского – не имеет негативной коннотации.

В годы Второй мировой войны американские суды рассмотрели 23 дела, фигуранты которых обвинялись в нарушении FARA.

За нарушение этого закона в 1942 году был осужден упоминавшийся выше Джордж Вьерек, который основал издательство, публиковавшее материалы, обелявшие действия нацистской Германии (стоит добавить, что в начале 1920-х годов Вьерек оказался одним из первых американских журналистов, проинтервьюировавших Гитлера, он никогда не скрывал своей симпатии к нацизму). Вьерек вышел на свободу в 1947 году.

В 1966 году закон был изменен. Конгресс США принял решение, что кроме борьбы с пропагандой враждебных режимов, он должен регулировать деятельность иностранных лоббистов. Любопытно, что тогда из текста закона пропало слово «пропаганда», которое было заменено на «информационные материалы».

Согласно закону FARA, соответствующим образом должны регистрироваться люди или структуры, которые отвечают четырем критериям:

  • вовлечены в политическую деятельность;
  • действуют в интересах иностранного заказчика;
  • запрашивают или распространяют в США любого рода ценности в интересах иностранного заказчика;
  • представляют интересы иностранного заказчика перед любым агентством или официальным лицом США.

Cтоит привести ряд показательных примеров.

Так, к ответственности была привлечена американская PR-компания, которая за 11 млн долларов организовала серию демонстраций в поддержку шаха Ирана, который прибыл в США с официальным визитом. Деньги были выделены иранским правительством.

Благодаря FARA была сорвана сделка, в рамках которой власти ЮАР пытались приобрести влиятельную вашингтонскую газету The Washington Star (обанкротилась в 1981 году), чтобы защищать от критики режим апартеида.

Этот закон также позволил привлечь к ответственности южнокорейского бизнесмена, который всячески ублажал и даже пытался подкупать американских чиновников и законодателей в интересах правительства Южной Кореи (позднее стало известно, что он был агентом южнокорейских спецслужб).

Вероятно, наиболее громкая история произошла в 1980 году, когда выяснилось, что родной брат президента США Джимми Картера – Билли – получал деньги от Ливии. После начала официального расследования, Билли Картер зарегистрировался как агент иностранного государства. В рамках этого дела уголовной ответственности никто не понес, однако Министерство юстиции резюмировало, что брат президента США лгал официальным лицам Соединенных Штатов о своих связях с режимом Каддафи.

Таким образом, американский Закон FARA, как и его российский аналог, требует, чтобы иностранные агенты, представляющие в политике иностранные правительства, а также зарубежные физические и юридические лица, раскрывали свои занятия и источники финансирования.

Иностранным агентом в США (по состоянию на 2015 год) считается лицо (физическое или юридическое), которое действует «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» и при этом занимается «политической деятельностью в интересах иностранного принципала».

Целью Законa о НКО в США является облегчение «оценки правительством и американским народом заявлений и действий таких лиц». Под политической активностью понимается деятельность, направленная на изменение позиции федерального правительства США или «любой части населения» по поводу внутренней или внешней политики США или по отношению к иностранному правительству или политической партии.

Такая же цель и такие же принципы у российского Закона о НКО - защита национальной обороны, внутренней безопасности и внешней политики от иностранного влияния. Россия, также как и США, должна знать предателей поименно.

Другие законы против иностранных агентов, действующие в США

Деятельность иностранных агентов в США, также, ограничена следующими законами и распоряжениями президента:

  • 18 U.S.C. § 951;
  • Public Law 893, 50 U.S.C. §§ 851-857;
  • 18 U.S.C. § 2386 (the Voorhis Act);
  • запрещение 1981 на размещение в Вашингтоне представительства Организации освобождения Палестины;
  • E.O. 12947 (1995) запрещает сбор денег в США организациями, продиводействующими мирному процессу;
  • Раздел 401 Antiterrorism and Effective Death Penalty Act of 1996 запрещает сбор денег для организаций экстремистской и террористической направленности.

***

По данным Министерство юстиции в 2015 году на территории России действует 4108 НКО, получивших иностранное финансирование на общую сумму свыше 70 млрд рублей. И только 54 из этих организаций было зарегистрировано в качестве «иностранного агента». Согласно закону, иностранные агенты должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.

25 ноября 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещающий российским партиям совершать сделки с иностранными государствами, международными организациями и общественными движениями, выполняющими функцию иностранного агента НКО, а также российскими юрлицами с иностранным участием более 30% уставного капитала.

Цель закона об НКО как в США, так и в России — сократить влияние иностранных государств на политику страны.

При этом закон России значительно мягче американского. Он вообще ничего не запрещает, но он говорит, что если вы НКО и одновременно получаете от иностранных государств, фондов и т. п., и одновременно занимаетесь политикой, то есть боретесь за власть, вы обязаны проинформировать об этом российских граждан.

Те, кто выступают против этого закона в России, делают это по двум причинам:

Первая — либо они хотят захватить власть в России, в интересах иностранных государств и против интересов России,

Вторая — либо они получают западные деньги и хотят их пограбить, продолжая мелко пакостить интересам России.

Также, в целях защиты российских интересов, в России с мая 2015 года действует закон о нежелательных в России иностранных и международных организациях. Согласно закону, любой организации, признанной «нежелательной», будет запрещено работать в России

По закону, нежелательной может быть признана неправительственная организация, которая представляет угрозу безопасности государства и основам конституционного строя.

Согласно закону, по согласовании с МИДом России власти смогут запрещать деятельность нежелательных организаций на территории России. Решение будет приниматься генеральным прокурором или его заместителями. Кроме того, организация может быть исключена из списка нежелательных.

В случае внесения в список нежелательных организаций счета организаций будут заморожены, а дочерние отделения закрыты. Информация о включении иностранной организации в список нежелательных будет появляться на сайте Минюста.

Согласно закону, в случае, если иностранные НКО будут работать в России вопреки запрету, они должны будут заплатить административный штраф до 100 тыс. руб. или понести уголовное наказание (до 500 тыс. руб. штрафа, до пяти лет принудительных работ, до восьми лет лишения свободы).

За сотрудничество с нежелательными организациями также будут штрафовать банки — размер штрафа составит 50–100 тыс. руб.

О фактах отказов в проведении операций с нежелательными организациями банки и некредитные организации должны будут сообщать в Росфинмониторинг, а тот — в Генпрокуратуру.

Штраф за сотрудничество с запрещенными организациями для должностных лиц составит 20–25 тыс. руб.

Все правильно делаем, с подлецами, предателями и американскими грантоедами нужно действовать жестко, предельно жестко.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //