Рисунки на самолетах или носеарт (nose art)


Образцы носеарта времен 2-й мировой войны

Носеарт (nose art) - это искусство декоративной живописи на фюзеляжах самолетов, как правило, расположенной в районе их носа. По своей сути носеарт является ничем иным, как разновидностью самолетного граффити. В момент своего зарождения (в годы 1-й мировой войны) он представлял собой вид дружеских изображений (типа символов крестовых и бубновых мастей), которые немецкие и итальянские военные летчики стали наносить на свои самолеты.

Но в достаточно скором времени инициатива в этой области была перехвачена летчиками армии США. В годы 2-й мировой войны носеарт их усилиями был превращен в весьма своеобразный способ снятия определенных ограничений своей жизни и психологической защиты от стрессов, получаемых в ходе участия в боевых действиях. Главными фигурами фюзеляжных картин с этого времени стали либо грозные создания (типа злобных тигров, зубастых драконов и когтистых орлов) либо девушки (в самых различных обличиях и позах) и персонажи веселых комиксов. Согласно негласно возникшим традициям такие изображения позволялось наносить только летчикам боевых самолетов (типа истребителей и бомбардировщиков) за свой собственный счет, а для все остальных категорий пилотов на такой способ индивидуализации и самовыражения был установлен строгий запрет.

В послевоенных условиях в прямой связи с фактом повышением роли женщин в жизни общества в США стало быстро набирать обороты феминистское движение, многочисленные представительницы которого принялись громко требовать прекращения практики продолжения рассмотрения их в качестве не совсем полноценных существ и объектов сексуальных домогательств. Все это привело к тому, что после завершения Корейской войны (в 1953 году) командование военно-воздушных сил США - в целях обеспечения соответствий новым общественным требованиям - оказалось вынужденным покуситься на уже установившиеся традиции военных летчиков и ввести официальный запрет на нанесение изображений любых женских фигур на фюзеляжи боевых самолетов.

По этой самой причине уже в годы войны во Вьетнаме носеарт был сведен к нанесению на носы самолетов почти исключительно каких-либо злобных существ или их характерных частей и в достаточно скором времени почти полностью сошел на нет.

Образцы носеарта, характерные для 60-х годов 20 века


Своим вторым рождением носеарт обязан событиям, связанным с военной операцией «Буря в пустыне» и вторжением войск США на территорию Ирака в 1991 году (в связи с попыткой оккупации им территории Кувейта). Все дело в том, что впервые в истории ведения войн было решено использовать самолеты военной авиации в качестве главной ударной силы. Командование ВВС США - в целях всяческого способствования успеху своей новой стратегии - стало поощрять летчиков боевых самолетов к возвращению к прежним традициям (ограничив их неофициальным запретом на нанесение изображений обнаженных и полураздетых женщин).

На практике это вскоре привело к тому, что разного рода энтузиасты и отставные пилоты, которые на досуге занимались восстановлением и осуществлением показательных полетов на раритетных военных самолетах, в своем стремлении оторваться и показно обойти такие запреты, принялись вовсю наносить на их фюзеляжи все виды изображений, которые являлись типичны для времен 2-й мировой войны. Летчики-любители и частные владельцы других типов самолетов (как раритетных, так и не очень) в своем стремлении выделить свои детища на фоне своеобразно разукрашенных военных перед началом своих фестивальных шоу и слетов так же стали наносить на них самые разнообразные изображения, которые вообще не имели под собой какой-либо традиционной подоплеки.

В результате всего описанного в США, Канаде, а затем и в некоторых странах Западной Европы, родилась мода на украшение носов и фюзеляжей самых разных типов частных самолетов весьма выразительными рисунками и надписями. Более того, подобную моду вскоре стали перенимать и некоторые авиакомпании - в целях обретения дополнительных возможностей для привлечения к себе внимания со стороны потенциальных авиаперевозчиков и пассажиров.

Впрочем, это уже другая история и другая категория изобразительного искусства, которая выходит за рамки обозначенной темы.

Образцы традиционного и нетрадиционного носеарта, характерные для настоящего времени




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //