Рабочее место авиадиспетчера


В диспетчерской вышке аэродрома надо успевать контролировать обстановку одновременно и на земле, и в воздухе. Диспетчер ориентируется по четырем основным мониторам и еще успевает приглядывать за самолетами в окно.

Система обзора летного поля (монитор А)

1. Аэродром со взлетно-посадочными полосами (ВПП). Обычно одна из них используется для взлета, другая — для посадки

2. В окно диспетчер видит только что приземлившийся самолет, а на экране отображается его номер рейса (ДЛХ2994 — Lufthansa № 2994), скорость движения по полосе, тип воздушного судна и авиационный код аэродрома вылета (ЕДДТ — Тегель в Берлине)

3. Когда самолет в воздухе, вместо скорости отображается высота

4. Улетающие самолеты показаны другим цветом, чтобы в экстренной ситуации их было проще отличить Пульт радиосвязи

5. Диспетчер нажимает на клавишу, называет номер рейса, к которому обращается, и произносит команду

6. Все системы диспетчерского пункта, в том числе и радиосвязь, многократно защищены от поломки — есть резервные радиочастоты, радиопередатчики и источники питания

7. Кнопки прослушивания радиоэфира. Чтобы оценить обстановку, диспетчер аэродрома может послушать разговоры коллег, которые контролируют воздушное движение в радиусе до 120 км или перемещения по перрону и рулежным дорожкам аэродрома

8. Радиоэфир АТИС — Автоматической терминальной информационной системы, которая собирает, обрабатывает и каждые полчаса транслирует данные о метеорологической и орнитологической обстановке

 

Фактическая погода (монитор B)

9. Горизонтальную видимость измеряют в начале, середине и конце полосы. При видимости менее 2 км диспетчер включает сигнальные огни

10. Угол и скорость ветра. Направление полосы для взлета или посадки диспетчер выбирает таким образом, чтобы ветер дул навстречу самолету

11. Сокращенное обозначение явлений погоды. SHowery SNow — ливневый снег. При ливневом дожде с видимостью менее 600 м продолжать полет нежелательно

12. Коэффициент сцепления колес с поверхностью ВПП. Значение 040 (0,4) — полоса довольно скользкая из-за снега. Максимум 0,7, при значении ниже 0,3 диспетчер рекомендует экипажу не эксплуатировать полосу

13. Тип облачности с указанием нижней границы

14. Температура воздуха, точка росы и относительная влажность. По этим параметрам диспетчер и пилот могут оценить возможность образования тумана и конденсата на деталях самолета

15. Давление на уровне аэродрома. Высота полета определяется по разнице между давлением на уровне самолета и аэродрома

16. Метеопрогноз на два часа. NOSIG (NO SIGnificant change) — изменений погоды не ожидается

 

Воздушная обстановка аэродрома (монитор C)

17. Установленная для этого аэродрома траектория захода на посадку

18. Заходящий на посадку самолет. В первой строке номер рейса, во второй — высота (в десятках метров), в третьей — скорость, в четвертой — аэродром назначения (УУДД — Домодедово)

19. Точка входа в глиссаду — отсюда начинается финальное снижение самолета перед посадкой

20. Радионавигационная точка. При отказе более современного оборудования самолет может ориентироваться по пеленгам на эти точки

21. Красные метки самолетов означают что сработала система предупреждения опасного сближения. Диспетчер немедленно поочередно дает команду бортам уйти в сторону или изменить высоту

22. Неопознанный и неконтролируемый летающий объект — чаще всего это стая птиц. Если устойчиво виден на радаре, диспетчер сообщает экипажу точные координаты

Воздушная обстановка малой авиации в радиусе 120 км (монитор D)

23. Специальный диспетчер отвечает за контроль полетов мелкомоторной авиации. Такие самолеты летают на высотах до 200 м и только каждый третий из них засекается радаром

24. В заштрихованной зоне разрешение на вылет судам малой авиации получать не требуется

25. Линия установленных маршрутов пассажирской авиации. Перед ее пересечением необходимо запросить разрешение у диспетчера

Светотехнические системы аэродрома (монитор E)

26. Включенное светосигнальное оборудование взлетно-посадочных полос показывается оранжевым цветом

Метеорологическая обстановка в радиусе 200 км (монитор F)

27. Преобладающее направление ветра на высоте 600 м

28. Карта количества осадков помогает диспетчеру сопоставлять движение самолетов с изменениями погодных условий




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //