Прежде, чем б/у автомобиль купить

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Чем грозит бездумная покупка б/у автомобиля?

Предпочесть новый авто или подержанный, но более высокого класса? Вторичный рынок сегодня удовлетворит самые смелые амбиции: скажем, за стоимость Lada Granta можно купить Mercedes-Benz S500 конца 90-х. Но стоит ли?

Соблазны б/у

Соблазны подержанных авто велики. При одинаковой цене «бэу» будет крупнее, проходимее, мощнее и оснащеннее. Бесплатными бонусами, скорее всего, станут сигнализация, коврики, комплект зимней резины и другие «допы», за которые в салоне с вас бы содрали тысяч этак 50. Подержанная машина не привязана к дилерским ТО и меньше теряет в цене. Наконец, у вас шире выбор: за умеренные деньги вы можете посмотреть купе, полноприводный седан или внедорожник.

Но прежде, чем вы углубитесь в изучение объявлений, давайте рассмотрим некоторые риски подержанных машин.

1. Стоимость обслуживания

Любая поломка нового или подержанного авто – вопрос вероятности. Может сломаться, а может – нет. Вы без труда найдете в интернете тысячу историй, как кто-то купил машину с пробегом 400 тысяч, и накатал столько же «меняя только масло», равно как полно историй про поломку почти новой машины.

Но вот вам пища для размышлений. В таблице ниже мы собрали стоимость популярных запчастей для двух автомобилей близкой цены: нового Citroen C4 и полноприводного Mercedes-Benz E280 4matic в возрасте примерно 10 лет. Соблазн купить машину с кожаным салоном, полным оснащением и мощным двигателем вполне понятен, но бесплатного сыра не бывает.

Как видите, в некоторых случаях затраты на ремонт «Мерса» будут осязаемо выше. Мы не станем спекулировать на теме вероятных поломок – многое зависит от состояния конкретного авто. Но если поломка все-таки произошла, нужно быть готовым вложиться. При этом в случае с новой машиной часть неисправностей попадает под гарантийные обязательства производителей.

Кроме того, подержанные машины обычно сложнее, и если наличие полного привода или хитрых электронных систем в момент покупки рассматривается как плюс, то при обслуживании может превратиться в серьезный минус. У «Ситроен С4» значительно проще и дешевле задняя подвеска, и у него не может сломаться полный привод. Потому что полного привода у него просто нет.

2. «Убитые» авто

Важно понимать, что чаще всего удовольствие или разочарование от подержанной машины определяется ее состоянием. И главный риск здесь – купить «убитый» авто. «Убить» автомобиль можно двумя способами: попав в серьезное ДТП или небрежно эксплуатируя.

Битая машина — сама по себе не приговор. Самое неприятное – это нарушение геометрии кузова, плохая сборка после ремонта, плохая покраска и возможная коррозия в местах восстановления. Визуальная инспекция с помощью специалиста обычно позволяет выявить проблемную машину. Есть и инструментальные методы: измерение толщины ЛКП «толщиномером», а также анализ геометрии кузова. У машин с нарушенной геометрией могут быть трудности с регулировкой развала/схождения и, как следствие, проблемы с управляемостью.

К сожалению, некоторые драйверские авто попадают на вторичный рынок почти стопроцентно битыми, поэтому потенциальному владельцу остается лишь отыскать из многих зол меньшее.

Любой автомобиль, а тем более высокого класса, имеет массу дорогостоящих узлов: двигатель, коробку передач, полноприводную трансмиссию, многорычажную заднюю подвеску... Важно убедиться, что все эти узлы готовы отходить еще сотню-другую тысяч. Способ один — диагностика в автосервисе, заслуживающем доверия. Так, например, «потеющий» амортизатор у машины премиум-класса может вылиться в расходы порядка 5-15 тысяч рублей, а «замученная» муфта полного привода Haldex, которая используется на многих кроссоверах, для иных моделей стоит порядка 200 тысяч рублей.

3. Естественный износ

Не надо иллюзий, что если подержанная машина в идеальном состоянии, она не требует вложений. Множество элементов подвержено естественному износу, и обычно к 100 тысячам километров побега накапливается критическая масса деталей, которые необходимо заменить в плановом порядке: элементы подвески, ремень привода ГРМ и т.п. Поэтому плановое ТО на 60-100 тысяч километрах пробега для многих машин в 2-3 раза (а иногда и в пять раз) дороже «среднестатистического» ТО на малых пробегах. Скажем, если в среднем за ТО Renault Duster берут 6400-6600, то на 60 тыс. км - около 20 тысяч рублей. Для Audi A4 Allroad Quattro каждые 30 тысяч проводится ТО ценой более 40 тысяч рублей, у Mercedes-Benz GLK на 60 тысячах есть ТО под 55 тысяч рублей.

Немаловажно, что распространенным мотивом к продаже автомобиля как раз и является критический возраст: хозяин чувствует, что машина вот-вот попросит вложений, и стремится избавиться от нее. Вполне логично, что при этом он не проводит никаких ремонтных работ, оставляя это «счастье» будущему владельцу.

4. Юридические нюансы

Эти риски, пожалуй, самые серьезные. Если изношенный авто еще можно отремонтировать – тут вопрос только в деньгах, – то машину с нечистой историей могут попросту изъять. Российское законодательство при этом не предполагает каких-либо компенсаций последнему владельцу: он может разве что подать в суд на предыдущего хозяина, если, конечно, сумеет его найти.

Опасностей две: нарваться на угнанный экземпляр или машину, находящуюся в залоге у банка или ломбарда, которую кредитор способен изъять через суд. К сожалению, сегодня в кредит продается половина новых машин, и вероятность попасть на жуликоватого продавца, который не расплатился с банком, присутствует. Проверкой юридической чистоты занимаются специализированные фирмы, но стопроцентной гарантии не даст никто. Скажем, база данных залогового имущества Национального бюро кредитных историй (НБКИ) охватывает далеко не все случаи залога автомобилей. В конечном итоге, большинство таких компаний проверяют машину разными косвенными способами, например, устанавливают выгодоприобретателей по страховке КАСКО: если это банк – машина в залоге.

Чем старше машина – тем больше технические риски, чем моложе (до 3 лет) – юридические. Особенно подозрительны сравнительно новые (год-два) и дорогие машины.

5. Налоги и страховки

Какой смыл в подержанном авто, если он не мощнее и не круче нового? Однако порой заманчивые цены на б/у машины обуславливаются как раз тем, что их владельцы платят неслабый «оброк». В таблице ниже мы собрали данные о страховках, транспортном налоге и расходе топлива для двух автомобилей близкой стоимости: новой Skoda Octavia и шестилетнего Volvo XC70. Заметьте, мы выбрали далеко не самый экстремальный вариант подержанного автомобиля.

* Расчет проведен для следующих условий: страховая стоимость – 850 тыс. руб, водитель – мужчина, 30 лет, 12 лет стажа, проживает в Москве. Автомобиль Volvo XC70 (185 л.с.) приобретен первый раз 1 июля 2008 года, автомобиль Skoda Octavia (110 л.с.) – 1 апреля 2014 года. Противоугонное устройство отсутствует, сумма без франшизы, ремонт на станции ТО по направлению страховой. Риски: угон + ущерб.

** Вычислены на основании паспортных данных о среднем расходе топлива для ежегодного пробега в 20 тыс. км (для Skoda – двигатель 1.6 MPI). Стоимость бензина АИ-95 – 32,6 руб/л, стоимость дизтоплива – 33,2 руб/л.

6. Ничто не вечно

На репутацию подержанных автомобилей в 1990-е очень сильно поработали «долгожители», вроде Mercedes-Benz W123 или Volvo P40, которые умудрялись проехать миллионы километров без серьезного вмешательства.

К сожалению, сейчас ситуация изменилась. С одной стороны, долговечность автомобиля в принципе не является приоритетом для современных производителей, поскольку машины с умеренным сроком эксплуатации стимулируют потребление. Есть и политическая подоплека: скажем, слишком долговечные машины затормозили бы прогресс в области экологии и безопасности.

Но дело не только в этом: современные машины становятся все сложнее, в них больше электроники и капризных узлов, а также деталей с программируемым ресурсом. Причем премиум-марки грешат этим чаще, и порой складывает парадоксальная ситуация: отдав несколько миллионов за автомобиль, вы получаете более капризный аппарат, чем если бы купили его нелюксовый аналог за треть цены. Соответственно, рынок подержанных машин изобилует предложением сравнительно недорогих, но крайне рисковых премиум-автомобилей, которые с возрастом требуют все больше внимания.

Не стоит забывать и о том, что автомобиль «устает»: теряется жесткость кузова, ослабевают пружины, снижается мощность мотора. Бывает, что естественный износ убивает ряд плюсов, ради которой машина покупалась, вроде отточенной управляемости или повышенного комфорта.

Резюме

Мы вовсе не отговариваем вас от покупки подержанного авто. Напротив, удачно выбранная «бэушка» почти всегда опередит новую по степени удовлетворенности владельца. Другое дело, что выбрать удачно достаточно трудно, и всегда есть риск, что на самом деле выбрал неудачно.

Главная рекомендация такая: при выборе вторичной машины трезво взвешивайте свои силы. Низкая цена за шикарную машину – это, по большому счету, лишь замануха.

Покупка «бэушного» премиум-авто оправдана, если вы в принципе способны содержать премиум-авто. Если ваш «потолок» - это новый Renault Logan, то эксплуатация сильно поюзанного авто престижного бренда с изрядной долей вероятности будет не в кайф. Радость владения омрачат дорогие ремонты или их предчувствие, а также большие расходы на страховку, налоги и топливо.

На вторичном рынке разумнее выбирать машину того же класса или на один размер больше, чем вы можете позволить себе в новом состоянии. Скажем, вместо свежего Ford Focus можно посмотреть Nissan Qashqai в возрасте 3-4 лет, если вам нужен кузов «универсал» и повышенный дорожный просвет. В этом случае расходы будут плюс-минус сопоставимы. Можно предпочесть подержанный Mercedes-Benz A-класса новому Opel Astra. Но вариант из начала статьи – S-класс вместо «Гранты» - это уже чистейший авантюризм.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //