Правила московских улиц 100 лет назад


Извозчик-водовоз. 1900 год

Сто лет назад московские улицы были совсем другими. Городская жизнь протекала в другом ритме и по другим правилам. Листая архивные документы, можно узнать, с какими проблемами сталкивались городские власти, как они их решали и какие требования предъявляли к горожанам. Одни сегодня кажутся нелепыми, а другие по-прежнему актуальны. Публикуем выдержки из постановлений Московской городской думы, предоставленные Главным архивным управлением города Москвы.

ПДД по-старомосковски

Даже сто лет назад городские власти уделяли большое внимание организации уличного движения. Правила регламентировали не только скоростной режим и приоритет проезда, но и поведение пешеходов, а также предупреждали владельцев гужевого транспорта о недопустимости «опасного вождения». О том, как москвичам и гостям столицы следовало вести себя на проезжей части и тротуарах, можно узнать из постановления «О мерах безопасности и порядке при движении по улицам», принятого в 1911 году.

§1. При езде по улицам правящие лошадьми обязаны:

а) держаться правой стороны;

б) ездить умеренной рысью;

в) не ездить на перегонку;

Примечание. Не запрещается объезжать умеренной рысью тихо едущих.

г) при выезде из ворот, при поворотах и в тех местах, где движение стеснено, ехать шагом;

д) при спуске под гору, на перекрестках, а равно перед переезжающими и переходящими улицу — сдерживать лошадей;

е) слушаться предупреждений, делаемых полицией, и в свою очередь предупреждать окриком проезжающих и проходящих;

ж) уступать дорогу крестным ходам, похоронным и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям, а при недостатке места для проезда останавливаться, пока они не проследуют;

з) у карет, колясок, дилижансов, фаэтонов и линеек зажигать фонари с наступлением сумерек;

и) не ездить на лошадях невзнузданных;

к) зимой не ездить на санях без подрезов, препятствующих раскату.

Примечание. Правило не распространяется на крестьянские воза.

Дополнение. Выезд из Спасских и Никольских ворот на Красную площадь должен производиться шагом.

***

Век назад в городе тоже были проблемы с парковкой. И что характерно, за сто лет в поведении водителей мало что изменилось. Основные нарушения остались теми же. К слову, на одной из московских улиц уже тогда не позволяли останавливаться абы кому.

Гостиный Двор на Ильинке

§2. При остановке на улицах правящие лошадьми обязаны:

а) не застанавливать проездов и становиться вдоль тротуара в один ряд, причем не заграждать проездов, ворот и входов;

б) не оставлять лошадей без надзора и не садиться внутрь карет и других экипажей.

Примечание. По разгрузке подвод со строительным материалом дальнейшая остановка их на Большой Дмитровке воспрещается.

***

Не обошли вниманием городские депутаты и пешеходов. К ним век назад предъявлялись весьма строгие требования. Как и к коммунальным службам.

§4. Проходящие по улицам, тротуарам и бульварам обязаны:

а) соблюдать осторожность, чтобы не толкать других;

б) не останавливаться там, где это препятствует движению;

в) не возить за собой по тротуарам и бульварам тележек и саней, исключая детских, и не носить за собой громоздких тяжестей и других предметов, стесняющих движение.

§5. Штукатурам, малярам с ушатами, ведрами и т.п. снарядами, а также в запачканном красками платье, а равно трубочистам — воспрещается ходить по тротуарам и бульварам.

§6. Не дозволяется на улицах, площадях и тротуарах играть в мячи, бабки и другие игры, пускать бумажные змеи и шары и т.п., а также носить непокрытые зеркала.

§9. Разделка товара на тротуарах и улицах, как то: рубка железа, пилка и рубка дерева и т.п., производящая шум или стесняющая движение, дозволяется только до 10 часов утра.

§10. Места на улицах и площадях, грозящие опасностью для движения, должны быть огораживаемы и освещаемы фонарями, с сумерек до рассвета, теми лицами и учреждениями, на которых лежит обязанность исправления тех мест.

На Сухаревском рынке

***

Москва того времени местами сильно напоминала деревню. И дело не только в обилии частной одноэтажной застройки, но и в домашнем скоте, чье перемещение по улицам тоже следовало регламентировать.

§11. При прогоне гуртов (стадо крупного рогатого скота мясного направления — прим. «Ленты.ру») по улицам, гуртовщики обязаны:

а) разделять гурты на партии по 10 голов;

б) при каждой партии иметь двух погонщиков;

в) между партиями соблюдать перерывы (промежутки) не менее 50 сажен.

§14. Следование быков в стаде воспрещается. Отдельный провод быков по городу допускается не иначе, как с проводником и на привязи.

Такси, такси...

Как выяснилось, наведение порядка в сфере общественного транспорта — почтенная московская традиция. Частные перевозчики работали по правилам, закрепленным в постановлении «О порядке вознаграждения легковых извозчиков, отправляющих свой промысел в экипажах, снабженных таксометрами» от 1903 года. Эти правила, однако, позволяли в ряде случаев договориться о цене без счетчика.


§1. Плата за пользование легковыми извозчичьими экипажами, снабженными таксометрами, определяется на основании особой таксы, одинаково обязательной как для извозчика, так и для седока.

§2. Обращаясь к услугам извозчика, седок обязан убедиться в том, что таксометр поставлен на нуль.

§3. Извозчик не вправе отказать в поездке нанимателю. Извозчикам, окончившим работу, или же занятым седоком, дозволяется выставлять на экипаже особый значок, форма которого устанавливается Городской Управой по соглашению с Начальником полиции.

§4. За плату по таксе извозчики обязаны везти в двухместном экипаже не более двух взрослых седоков и одного малолетнего, а в четырехместном — не более четырех взрослых и двух малолетних. Взрослых могут заменять малолетние, считая по два малолетних за одного взрослого.

Примечание 1-е. Извозчики обязаны везти вместе с седоками и их багаж, если он без труда помещается в экипаже и не может попортить этот последний.

§7. В первый и второй дни Св. Пасхи, в первый и второй дни Рождества Христова и в день Нового года действие таксы не применяется, и извозчикам предоставляется возить по соглашению.

Настоящие таксы оглашаются по распоряжению Городской Управы. Такса, отпечатанная на жестянках, должна быть прибита на переднем щитке экипажа, снабженного таксометром.

12+

Сегодняшние велосипедисты даже не представляют, сколь непросто было владеть двухколесными средствами передвижения сто лет назад. В ту пору еще не было велосипедных дорожек, зато были весьма строгие правила пользования этим транспортом, закрепленные в постановлении «О порядке езды по городу на велосипедах» от 1904 года.

§1. Движение по городу допускается только на низких двухколесных велосипедах или велосипедах иного типа, признанного безопасным Городскою Управою, по соглашению с Начальником городской полиции. К езде на велосипедах допускаются только лица, получившие на то именное разрешение по надлежащем испытании, произведенном ими в комиссии, состав которой определяется по соглашению Обер-Полицеймейстера с Городской управой. Лица моложе 12 лет к испытанию не допускаются.

§2. Каждый, получивший разрешение, должен получить от Городской Управы два номерных знака, которые имеют силу в пределах срока, установленного Городскою думою для взимания сбора с велосипедов. На каждом велосипеде должен быть звонок или рожковый сигнал и по заходе солнца зажженный фонарь с изображением номерного знака.

§3. Каждый велосипедист при езде обязан иметь при себе именное разрешение с напечатанными на нем настоящими правилами.

§За. Воспрещается передавать велосипед другому лицу вместе с номерными знаками без одновременного заявления Городской Управе, кому именно передается велосипед.

§4. Быстрая езда и езда в перегонку по городу воспрещается.

§5. Едущие на велосипедах обязаны держаться правой стороны улиц; им разрешается ехать по средине улиц, отнюдь, однако, не переезжая на левую сторону.

Улица Ильинка

§7. При обгоне пешехода или экипажа заблаговременно дается звонок и самый обгон делается умеренным ходом. Злоупотребление звонком воспрещается.

§8. В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде, последний обязан остановиться и сойти с велосипеда и по возможности скрыть его от испуганной лошади.

§9. Огибать угол и пересекать улицу дозволяется лишь тихим ходом, давая знать о своем приближении звонком.

§10. В местах большого скопления публики и экипажей надлежит сойти с велосипеда и вести его в руках.

§12. Воспрещается ездить на велосипедах, а также и проводить их в руках: по тротуарам, пешеходным дорожкам, бульварам, скверам и садам.

§13. Употребление при езде на велосипедах непривычных для публики, обращающих на себя внимание костюмов воспрещается.

§14. Езда на велосипедах по некоторым улицам по распоряжению полиции может быть останавливаема в нижеследующих случаях:

а) в дни пребывания в Москве Высочайших Особ, приезда почетных гостей и вообще в разных торжественных случаях

б) во время крестных ходов и вообще в местах большого случайного скопления экипажей, а равно и публики по каким бы то ни было причинам.

§15. Лица, признанные по суду виновными в нарушении этих правил, могут быть лишены Начальником городской полиции свидетельств, разрешающих езду, а выданные уже им свидетельства могут быть от них отобраны.

«Моя улица» 100 лет назад

У благоустройства московских улиц тоже давняя история. Городские власти внимательно следили за качеством дорожного покрытия. И особенно тротуаров. Об укладке гранитной плитки говорилось уже в постановлении «Об устройстве тротуаров» 1892 года.

§1. Устройство тротуаров и содержание их в исправности лежат на обязанности частных лиц и различных учреждений, владеющих в городе недвижимыми имуществами, примыкающими к проездам и площадям.

Примечание. Устройство и содержание тротуаров по набережным рек и каналов, а также переходных тротуаров чрез проезды и площади, состоят в ведении города.

§2. К устройству новых и к переустройству существующих тротуаров владельцы недвижимых имуществ приступают с разрешения Городской Управы.

§3. Поверхности тротуаров предоставляется покрывать гранитными и дикарными плитами, дикарными шашками и брусками, асфальтом, другого рода камнями твердого качества и свойства, от атмосферы не разрушающегося.

§6. Употребляемые на покрытие тротуаров гранитные и дикарные плиты и дикарные шашки должны быть плотно притесываемы друг к другу.

§7. Поверхность тротуара должна быть ровная, без выступов и углублений, продольный профиль поверхности тротуара должен быть параллелен продольному профилю мостовой.

§8. При устройстве вновь тротуаров и при переустройстве их на основании настоящих правил соблюдается ширина, определенная Городской Управой, сообразно ширине улицы и местным условиям, при чем линии тротуаров отводятся городскими техниками.

§12. Против устьев водосточных труб во всю ширину тротуара, начиная от примыкающего к нему здания, должны быть устроены в тротуаре сточные желобки, шириною не менее двух вершков и глубиной в ½ вершка.

§16. Проезды в ворота покрываются во всю ширину тротуара материалами, допускаемыми для поверхности тротуаров, кроме кирпича, а при крытых въездах могут быть замащиваемы булыжным камнем.

Убирать немедленно

Чистота столичных улиц — еще одна забота городских властей. Но постановлением «О порядке содержания в исправности улиц, площадей и тротуаров» 1876 года часть обязанностей, как и с ремонтом тротуаров, возлагалась на собственников близлежащих строений. Требования по срокам и качеству работ были довольно строгими.


§1. Обязанность очистки улиц и тротуаров лежит на владельцах домов и земель, к коим примыкают улицы и тротуары.

Примечание. Очистка улиц и тротуаров против имуществ, принадлежащих казне, благотворительным и богоугодным, обществам, учреждениям, церквам и монастырям, лежит на ответственности учреждений, церквей и монастырей по принадлежности.

§3. Очищение улиц и тротуаров должно быть производимо ежедневно.

§4. Пыль и сор с улиц и тротуаров должны быть сметаемы ежедневно в летнее и весеннее время к 7 часам, а в осеннее — к 8 часам утра.

§5. Сор и навоз, в течение дня появляющиеся на улицах и в особенности на тротуарах, должны быть убираемы немедленно. Сор, перевозимый в открытых повозках, должен быть покрываем рогожами.

§6. Грязь, сметенная в кучи, должна быть убираема и свозима с улиц: в летнее и весеннее время к 8 часам, а в осеннее – к 9 часам утра.

§7. Тротуары во время весенней и осенней гололедицы должны быть очищаемы до камня и усыпаны песком.

§8. Зимой сметание с тротуаров снега, скалывание льда и посыпание тротуаров песком должно быть производимо ежедневно.

Примечание 1-е. В случае выпадения снега или метели в течение дня, сметание снега должно быть производимо и по нескольку раз в день, так чтобы проход по тротуару был всегда свободен и расчищен.

Примечание 2-е. Сметаемый с тротуаров снег и скалываемый лед запрещается сваливать на улицу.

§10. В продолжение всей зимы ухабы на улице должны быть разравниваемы, а обочины около тротуаров очищаемы от рыхлого снега.

§11. Собранные кучи льда и снега должны быть свозимы с улицы в течение дня.

§18. Сваливать сор и вообще всякую нечистоту в реки, канавы и пруды воспрещается.

§19. Перекидывание сора, пыли и грязи с улицы и тротуара через забор и решетки воспрещается.

§20. Воспрещается вывешивать на улицу белье, одежду и т.п. предметы.

§ 21. Воспрещается мыть посуду, белье, экипажи и проч. на улице, а также в городских фонтанах.

При публикации старинная орфография частично сохранена.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //