Почему те, кто на машине, не любит тех, кто на мотоцикле

Взгляд автомобилиста на «двухколесных братьев»

В больших российских городах мотоцикл – это средство досуга, лайфстайл, декларация независимости. И это накладывает отпечаток, потому что на байк не садятся с мыслью: «Как бы побезопаснее доехать из пункта А в Б».

Горячий испанский байкер

В Испании на хвост моему автомобилю «упал» байкер. Нет, не упал – просто подъехал сзади, выдерживая разрешенные в том месте 120 км/час. Он был в шлеме, комбинезоне, и главное, не предпринимал попыток выделиться из потока. Держал дистанцию в пять-шесть корпусов. Когда мне понадобилось съехать с магистрали, он отреагировал, включил поворотник, и опередил меня по соседней полосе без лишней драмы. Возник ли у меня негатив к ему? Да ни на йоту. Обычный транспорт, просто двухколесный.

В странах с мягким климатом байки вообще довольно популярны именно в качестве транспорта. Скажем, в Таиланде на них садятся не ради драйва, а потому что скутеры и легкие мотоциклы дешевле машин во всех смыслах. Но для России это почти не актуально.

Байк – не транспорт

В России байк – это фильтр, который оставляет за бортом наиболее педантичную и осторожную часть общества. Коль скоро сами российские условия исключают круглогодичное использование мотоцикла, как обычного транспорта, главный смысл – в удовольствии. А что за удовольствие тащиться на лимите разрешенной скорости?

Российских байкеров нельзя грести под одну гребенку. Они разные, как и автомобилисты. Есть те, кто получает удовольствие не от чумового разгона, а, скорее, от непосредственности ощущений: чувствуешь запахи, скорость, полет... Байкер, который намерен ездить регулярно и жить долго, вполне осознает свою уязвимость. Он способен ехать в потоке и даже соблюдать основные ПДД (чем не всегда занимаются автомобилисты).

Но проблема в том, что самыми заметными в байкерском сообществе являются наименее адекватные. Они, как видимая часть айсберга, создают репутацию. И даже естественный отбор, происходящий особенно интенсивно по весне, не способен переломить ситуации.

Оседлать ракету

Спортбайки большой кубатуры – те еще провокаторы. Это самый дешевый механизм, способный разгонятся до первой-второй сотни в темпе суперкара с десятизначным ценником. Купить пистолет и ни разу не выстрелить? Маловероятно. Было бы сложно понять психологию человека, который потратится на непрактичную (в России) игрушку, и будет педантично соблюдать скоростные лимиты. Короче говоря, провокация заложена в технической сути вопроса.

Каждый год байкеры обращаются к населению с призывами быть внимательней к ним, но с учетом манеры езды многих мотоциклистов, это почти то же самое, что просить водителей не сбивать стрекоз. И по тем же причинам: стрекозы плохо заметны и слишком внезапны.

Любители и профи

Байк весьма требователен к водителю. Он сложнее в управлении каких-нибудь кроссоверов с «автоматами» и системами стабилизации. И он опаснее. Собственно, за этот вызов многие его и любят.

Но получается странная штука: российское законодательство и исполнительная власть не предъявляет к водителям шустрых байков каких-то специфических требований. Права категории «А» подразумевают овладение базовыми навыками, но есть огромная разница между экзаменационными тестами и проверкой паспортных цифр разгона на реальной дороге.

По сути, все байкеры в той или иной мере самоучки, и это тоже сказывается: наряду со зрелыми профи, откатавшими не один сезон и набившими шишек, по дорогам пуляют те, кто де-факто научился ездить только по прямой ровной дороге. Может быть, потому и пуляют, что не представляют сложности мало-мальски хитрого маневра, вроде лосиной переставки.

В мотошколе ведь не учат экстренно тормозить с 200 км/час, а в иной байкерской жизни этот элемент востребован чаще, чем включение поворотника. Получается, процент любителей высок там, где за любительщину можно жестоко расплатиться.

В режиме «анлимитед»

В России от контроля байкеров устранились все органы власти. Поймать мотоциклиста, который не хочет быть пойманным, без спецоперации почти невозможно. Хуже того, при попытках загнать байкера, особенно неопытного, есть большой риск спровоцировать серьезную аварию, поэтому в ряде регионов существует неофициальный запрет на полицейские гонки с двухколесными.

Отсюда – чувство полной безнаказанности. Езда без номеров, без прав, без шлемов и комбинезонов встречается сплошь и рядом. Представители байкерских сообществ в неофициальных беседах рассказывают о мелких «грешках», среди которых не только превышение скорости, но и езда в не вполне трезвом состоянии. Раскурочивание зеркал неугодных автомобилистов – из той же серии. Все равно не поймают.

Понятно, что нарушениями правил грешат не только байкеры. Просто мотоцикл сам по себе прощает меньше ошибок, цена которых значительно выше (особенно для самого мотоциклиста). По сочетанию опасности и легкодоступности мотоцикл напоминает огнестрельное оружие, которое можно купить в супермаркете без каких-либо разрешений.

Имидж – все

В России, в отличие от южной Европы или Тайланда, байк – это чаще всего декларация. Это попытка позиционировать себя особенно смелым, умелым и свободным. Это стремление ассоциировать себя с определенным сообществом, с близкими по духу людьми. Это естественное желание быть самым-самым среди них.

И, похоже, байкеры становятся заложниками этого имиджа, что порождает стремление проявить себя при любой возможности.

Во многих авариях с байками есть доля вины автомобилистов. Но иногда, просматривая очередное видео, где признали виновным водителя машины, невольно задаешь вопрос: «Пусть автомобиль виноват, но если бы байкер не стрельнул со светофора на всю гашетку, может, обошлось бы?» Скромность не только украшает, но иногда и спасает жизнь.

Почему автомобилисты не любят байкеров?

Да нет никакой нелюбви. Обычный водитель вряд ли испытывает какие-то особые чувства к мотоциклу, который спокойно и предсказуемо едет в соседней полосе – ну разве что положительные. Тяжелые чопперы, для которых характерна степенная езда, если и попадают в ДТП, то в «среднестатистическом» режиме, как и любые транспортные средства.

Раздражают не байкерство как феномен, а распространенная среди неопытных и дерзких мотоциклистов манера езды. Раздражает желание переложить ответственность.

Я не буду соблюдать скоростной режим, а ты смотри по зеркалам, чтобы заметить хилый одноглазый огонек, несущейся где-то позади на 160 км/час. Я буду вышивать по рядам, а ты уступай мне место, потому что я – уязвим. Я езжу без шлема, а ты будешь пожизненно платить за вред здоровью, если при выезде со второстепенной дороги не учтешь, что кто-то может ехать здесь 200.

Байкерские клубы и сообщества стараются бороться с беспредельщиками, которые создают всему культу негативный имидж. В некоторых городах именно наличие авторитетов дисциплинирует мотоциклетное движение куда больше, чем ГИБДД и власти вообще. К сожалению, даже лидеры байкерского движения не имеют прямого воздействия на тех, кто садиться на байк впервые, а тем более по случаю – дали прокатиться во время пьяной вечеринки.

И поскольку люди склонны обобщать, негатив против «отморозков» переносится на все байкерское сообщество.

Как бы то ни было, мотосезон начинается, поэтому автомобилистам нужно иметь в виду, что время от времени в зеркале заднего вида будет появляться быстролетящий объект. Относиться к нему можно по-разному, но быть внимательным – в любом случае.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //