Памятник на могилу с точки зрения религии


Надгробные памятные сооружения всегда были связаны с верованиями людей. С самого начала зарождения осознанной культуры живые старались устроить для своих умерших особое жилище, то есть могилу, которая осознавалась как новый дом. Известно, что первые регулярные и одинаково оформленные захоронения появились уже у неандертальцев, которые стремились отметить могилы специальными камнями.

Позже оформление кладбищ только усложнялось. Это говорит о том, что смерть в древности никогда не считалась концом существования. А значит, мертвым, с точки зрения людей прошлого, нужно было предоставить все, что необходимо и живым. Это имущество уходило с ними в загробный мир, который воспринимался как аналог мира здешнего.

Что было раньше?

Древние были уверены: для того, чтобы человек после своей смерти не сердился на живых членов семьи и рода и не вредил им (а наоборот – помогал), его нужно правильно похоронить и чтить могилу. Одними из обязательных неписанных законов во всех культурах прошлого были непременное устройство похорон умершим членам рода и ритуальные поминовения предков. Считается, что все религии мира выросли из погребальных обрядов – самых важных и самых табуированных традиций прошлого.

Возведение более или менее монументальных памятников на захоронениях тоже началось в древности. На Востоке над могилами строились импровизированные здания, которые были символами нового дома покойного. Чем богаче была семья, тем более роскошный дом, полный еды и утвари, возводили для мертвого. Наиболее известными примерами такого рода были древнеегипетские пирамиды. Религия египтян огромное место уделяла учению о загробной жизни, а главными ритуалами считались погребальные. Главным жилищем для человека считалась могила, которую оформляли как можно более богато. Самыми величественными были захоронения фараонов, которые до сих пор являются величайшими погребальными памятниками мира.

Мавзолеи – это тоже восточная традиция. Но и западные древние культуры считали обустройство могил памятниками обязательным условием правильного почитания своих покойников. В степных регионах на погребениях насыпались высокие холмы, иногда – с каменными изваяниями на их вершинах. На горных территориях каждый род имел свои природные склепы в пещерах, а скалы играли роль естественных памятников. Крито-Микенская цивилизация изобрела надземно-подземный тип захоронения (похожий на древнеегипетский или североамериканских майя), а восточные славяне после кремации хоронили прах своих предков в земле, а над ним ставили камни с надписями (на севере) или деревянные домовины (на юге и юго-востоке).

Новые мировые религии

Это – иудаизм, христианство и ислам – тоже огромное внимание уделяют учению о жизни души после телесной смерти. Во всех трех верах ритуал похорон имеет весьма важное значение, определены и каноны оформления могил. Даже на современных кладбищах, которые характерны смешением различных визуально выраженных погребальных традиций и сглаживанием культурных противоречий, можно встретить погребения, очень характерные для этих крупнейших религий мира. Особенно явственно отличаются надгробные памятники.

  • Иудейская вера предполагает в надгробье символичность и аскетичность. Памятники обычно делаются из камня – гранита, базальта или песчаника. Они отличаются лапидарной прямоугольностью и минимализмом украшений. Кроме надписей, на стелах иногда помещают рисунки символического свойства (чаще всего они обозначают пол, возраст, личностные качества и социальный статус покойного). Надписи называют имя похороненного и его отца, возраст, иногда говорят об обстоятельствах смерти и скорби родных. Если на камне высекают эпитафию, то слова для нее берутся из священных иудейских книг. Фотографию покойного помещать на могиле не принято.
  • Христианство не определяет ограничений в украшении могилы, хотя официальная церковь и говорит, что при погребении вполне достаточно поставить крест как свидетельство о том, что здесь лежит христианин. Наличие креста на захоронении – единственный важный канон, обозначаемый всеми тремя ветвями религии (католицизмом, православием и протестантизмом). Он указывает на веру в Воскресение Христа и вечную жизнь души. Формы креста обычно соответствуют той из ветвей, к которой принадлежал усопший при жизни. Традиционно католический и протестантский кресты четырехконечные, а православный – шести- или восьмиконечный. Рядом с распятием можно поставить стелу, украшенную портретом и надписями, резьбой по камню. Эпитафии могут быть как религиозными, так и светского рода. Вокруг самой могилы допускается ограждение. Роскошь обустройства погребения не приветствуется, но и не возбраняется.
  • Ислам – одна из наиболее ортодоксальных доктрин. Он предполагает строгое подчинение мусульман закону и регламентирует абсолютно все сферы жизни верующих. В том числе и стиль мусульманского памятника. Прежде всего, запрещается его дорогое и сложное оформление. Мусульманские надгробья поэтому имеют однотипный вид. Считается, что это предотвратит посмертную зависть и распри душ на небесах. Обычно памятники каменные (серого или зеленоватого гранита), прямоугольные и вытянутые вверх. Навершия их своей формой повторяют купол мечети, то есть полукруглые. Какие-либо изображения или рисунки, кроме растительного или геометрического орнамента, строго запрещены. Исключение составляют только знак ислама полумесяц на мужском и букет цветов на женском памятниках. Надписи делаются на арабском. Это имя погребенного и изречение из Корана либо Хадисы пророка Мухаммеда.

Конечно, сейчас культурные различия в большинстве случаев смягчились. Светские западные влияния размыли многие традиции. В результате на мусульманском и иудейском мемориале можно увидеть фотографию, а христианские могилы не всегда отмечены крестом. Однако в каталогах товаров многих фирм по производству и продаже памятников изделия часто группируются по религиозному признаку, а хорошие мастера знают, как правильно оформить надгробье человека той или иной религии.

Метки:



Комментарии:



© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //