Об эволюции ключа зажигания автомобиля

Вроде не так давно мужики заводили в мороз свои «девятки» с помощью «кривого стартера», а теперь бесключевым доступом никого не удивишь. Плюс на пороге мобильные приложения для запуска машин. Наш рассказ – об эволюции ключа зажигания.

«Кривой стартер»

Чтобы запустить автомобиль в конце XIX – начале XX века жизненно необходим был «кривой стартер». Это ручка, которую вставляли в пазы передней части коленвала. Крутить ее, понятное дело, приходилось вручную. А от «заводилы» требовались опыт и интуиция. Если с последними двумя пунктами все было в порядке, водитель по усилию на «палке» мог определить местоположение поршней. Поэтому ручку резко дергал именно в момент такта сжатия.

А вот неопытным приходилось туго. Если их попытки запуска мотора оказывались успешными, рычаг запросто мог ударить так, что ломались пальцы.

Понимая неудобства и небезопасность «кривого стартера» о его замене задумались, едва машины пошли в массовое производство.

Еще в 1899 году увидел свет прототип современного электрического стартера. А спустя 15 лет Cadillac Model Thirty стал автомобилем-пионером в истории, который не нужно было «раскручивать». Через 6 лет электростартером обзавелся и легендарный Ford Model T.

Но «кривой стартер» применялся еще долго. Он был запасным на случай неожиданной разрядки аккумулятора. Надолго рычаг прижился на отечественных авто – окончательно убрали его только в середине 1990-х.

Обычный ключ

Появление электростартера привело к тому, что запуск двигателя автомобиля стал возможен с помощью самого обыкновенного ключа.

Его видоизменения до начала 1990-х годов прошлого века сводились, в основном, к усовершенствованиям бороздок и зубцов. Делалось это с одной целью – защиты от «несанкционированного доступа».

Классические модели «Жигулей», например, снабжались сразу двумя ключами. Первый нужен был для запуска мотора, второй открывал двери и багажник. Впрочем, избавиться от этого неудобства оказалось просто – достаточно было поставить самую простую и дешевую «противоугонку».

Чип-ключ

В 1990-х «банк» сорвали штатные иммобилайзеры, которые предотвращали запуск мотора без ключа. Рядом с зажиганием находилась специальная точка (метка), реагирующая на сигнал «своего» транспондера. Транспондер же внедрялся непосредственно в головку ключа зажигания.

Были и такие иммобилайзеры, которые можно было разблокировать только с помощью соответствующей кнопки на ключе. Работало устройство по принципу сигнализации. Но эти «прибамбасы» очень быстро проиграли войну автоматике.

Бесключевой доступ

Лет 10-12 назад привычный замок зажигания все чаще стала вытеснять кнопка START. А сегодня нужным и востребованным классический замок остается разве что в бюджетных моделях.

У ключей, работающих в паре с кнопкой, уже нет лезвия. По сути, они играют роль транспондера. Различия с чип-ключами незначительные. Разве что радиус действия заметно возрос. Поэтому доставать из кармана ключ уже не имеет смысла. Датчик в авто поймает сигнал и откроет двери. Соответственно, как только сигнал пропадет, он их заблокирует. Правда, есть некоторые модели, где ключ нужно вставить в специальный слот. Но такие авто встречаются редко.

Чип-ключ «заточен» строго под конкретный автомобиль. Поэтому если он будет потерян, нужно приобретать новый чип, «перепрошивать» его для конкретной машины, а затем «вписывать» в бортовой компьютер. А если речь идет, например, о BMW или Audi, все эти процедуры можно сделать только у официального дилера. И стоят они неслабо.

Выкидной ключ

Эта конструкция стала популярна в начале нулевых. Особенно она прельщала молодых водителей, которым нравилась ассоциация с выкидным ножом, и в памяти которых еще не стерлись воспоминания о минувшем лихом десятилетии.

Сейчас «выкидухи» наиболее распространены в бюджетном сегменте. Их конструкция удобна тем, что спрятанное лезвие ключа не порвет карман и не поцарапает телефон. Да и места занимает меньше.

Специально для любителей выкидных ключей множество Интернет-магазинов продают пустые корпусы с заготовкой лезвия. Прикупив такую заготовку, останется лишь обратиться в мастерскую по изготовлению ключей, где с помощью копировального станка на заготовке нарежут нужные бороздки и зубцы, используя в качестве модели стандартный ключ. Останется лишь аккуратно переставить электронику из старого корпуса в новый.

Ключ-смартфон

Развитие технологий приближается к тому, что скоро при покупке автомобиля вместо выдачи ключей будут закачивать специальное приложение на смартфон. Оно самостоятельно откроет двери, запустит двигатель, определит местоположение машины и так далее.

Сейчас такие приложения не доведены до совершенства, но это – вопрос времени. Но даже если предположить, что мобильные приложения станут массовыми, обычный ключ зажигания в разных своих ипостасях вряд ли сойдет с арены. Может, он уже и не будет игроком основного состава, но ближайшего резерва – точно. Ведь люди, особенно в нашей стране, пока не слишком доверяют «компьютерным штукам».

Смартфон элементарно могут украсть. Его можно потерять или утопить. И что тогда? Скачивать новое приложение с официального сайта или обращаться к дилеру? Да и слишком молодо еще то поколение, которое видело своими глазами – пусть и детскими – как отец (дед, дядя) заводили машины с помощью «палки».




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //