Нюансы работы охотников за головами

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

«Охотники за головами» - профессионалы экстра-класса. Им удается переманивать топ-менеджеров, срывая их с насиженных мест. Они должны быть тонкими психологами, не теряющими при этом охотничьей деловой хватки.

Скрипач для высшего света

…Помимо присоединения Крыма, екатерининский фаворит князь Потёмкин прославился своими сумасбродными причудами. Как-то раз он пожелал выписать из Италии знаменитого графа Морелли — одного из лучших скрипачей эпохи.


С мешком золота и наказом без музыканта не возвращаться, адъютант вельможи отправился во Флоренцию. Однако всеевропейская звезда ни за какие посулы не захотела переезжать в далёкую и холодную Россию. Адъютант впал в отчаяние — светлейший князь крут на расправу и не простит провала! Тогда в придорожной таверне офицер нашёл бедного молодого скрипача, игравшего за еду, и уговорил за малую мзду изображать Морелли. Потёмкин и придворная челядь остались в полном восторге от его таланта, а адъютант со временем дослужился до полковника.

Таким образом, для хедхантера важно понимать, насколько запросы работодателя соответствуют тому, что ему действительно нужно. В данном случае, Потёмкину требовалось не столько усладить музыкальный слух, сколько продемонстрировать высшему свету богатство и влияние, позволяющее пригласить в домашний оркестр настоящего флорентийского скрипача.

Могильщик Apple

В 30 лет Джон Скалли стал вице-президентом по маркетингу в компании «PepsiCo». В 37 — президентом её подразделения «Pepsi-Cola». Под руководством молодого топ-менеджера была запущена беспрецедентная рекламная компания «Поколение Пепси», в итоге поколебавшая позиции даже векового конкурента на ниве прохладительных напитков — самой «Кока-колы».

Поэтому когда в 1983 году Стив Джобс, глава «Apple», задумался о кандидатуре президента по маркетингу, колебания были недолгими. Стремясь вызвать симпатию Скалли, славившийся вздорным характером инноватор-фрик стал с ним самой любезностью. Они много раз вместе ужинали, гуляли по Центральному парку и музею Метрополитен; великий эгоцентрик, не признававший ничьих авторитетов, льстиво уверял, что считает Скалли своим учителем.

Финальная фраза Джобса, после которой отец «Поколения Пепси» принял окончательное решение, вошла в историю ораторского искусства: «Ну что, будешь до конца дней продавать подслащённую водичку, или всё-таки попробуешь изменить мир?»

Продолжение красивой сказки известно: уже в 1985 году после некрасивых подковёрных игр совет директоров снял Джобса с поста главы «Apple», заменив его на Джона Скалли. Однако топ-менеджер с окладом в миллион долларов, ранее приведший к вершинам «Пепси-колу», совершенно не разбирался в индустрии высоких технологий и бесславно покинул «яблочников» в 1993-м, ввергнув корпорацию в многолетний кризис.

Вывод? Если вы полагаете, будто самое трудное для хедхантера — найти и перетянуть высококлассного специалиста, это не совсем так. Разумеется, умение льстить и убеждать — важная часть ремесла, однако ещё важнее — удостовериться, что выбранный кандидат, какими бы впечатляющими ни казались его успехи в предыдущей роли, действительно не заблудится на предлагаемом поприще.

Не следует путать хедхантера с сотрудником биржи труда. Настоящий охотник за умами работает не с теми, кто попал в трудную ситуацию, а с теми, кто уже востребован рынком: считается, что заработки специалистов, входящих в сферу интереса профессионального хантера, начинаются от 150 тысяч рублей. Но чем же (помимо денег) можно привлечь давно состоявшегося топ-менеджера, у которого и так есть всё… Всё, кроме одного!

В 2012 году Гвидо ван Россум, создатель языка программирования «Питон» и топ-менеджер корпорации «Google», интернет-гиганта №1, перешёл на работу в не самую известную на тот момент IT-компанию «Dropbox». В итоге клиентами одноимённого облачного хранилища файлов сейчас являются свыше 100 миллионов человек — и всё благодаря уже упомянутому языку «Питон», с помощью которого была создана универсальная платформа «Дропбокса», работающая и на компьютерах, и на мобильных устройствах.

Но чем же студенческий стартап (к моменту основания фирмы её владельцы ещё учились в Массачусетском политехе) смог заинтересовать ван Россума? Тем самым духом инноваторства, возможностью прямо на глазах менять мир, почётным правом работать в команде, где ещё нет формальной иерархии и оков «корпоративной культуры», а вокруг тебя молодые ребята с горящими глазами готовы работать сутки напролёт, внедряя амбициозный проект. Именно такую среду иные «топы» готовы предпочесть многомиллионным окладам.

Конечно, некоторые старые гиганты индустрии личным примером пытаются пресекать неоднозначную практику охоты за «звёздами». Например, внутренние регламенты «Apple» и «Google» запрещают принимать на работу, а следовательно, и сманивать представителей конкурирующих компаний (читай — друг друга); надо ли говорить, что сии благие правила частенько нарушаются.

В 2012 году Гвидо ван Россум, создатель языка программирования «Питон» и топ-менеджер корпорации «Google», интернет-гиганта №1, перешёл на работу в не самую известную на тот момент IT-компанию «Dropbox». В итоге клиентами одноимённого облачного хранилища файлов сейчас являются свыше 100 миллионов человек — и всё благодаря уже упомянутому языку «Питон», с помощью которого была создана универсальная платформа «Дропбокса», работающая и на компьютерах, и на мобильных устройствах.

Но чем же студенческий стартап (к моменту основания фирмы её владельцы ещё учились в Массачусетском политехе) смог заинтересовать ван Россума? Тем самым духом инноваторства, возможностью прямо на глазах менять мир, почётным правом работать в команде, где ещё нет формальной иерархии и оков «корпоративной культуры», а вокруг тебя молодые ребята с горящими глазами готовы работать сутки напролёт, внедряя амбициозный проект. Именно такую среду иные «топы» готовы предпочесть многомиллионным окладам.

Конечно, некоторые старые гиганты индустрии личным примером пытаются пресекать неоднозначную практику охоты за «звёздами». Например, внутренние регламенты «Apple» и «Google» запрещают принимать на работу, а следовательно, и сманивать представителей конкурирующих компаний (читай — друг друга); надо ли говорить, что сии благие правила частенько нарушаются.

По понятным причинам хедхантеры не распространяются о тонкостях собственной работы, равно как и привлечённые ими управленцы помалкивают о новых окладах и бонусах. Однако почти каждый трансфер — результат длительной (вспомним, тот же Стив Джобс целый год уговаривал Джона Скалли перейти в «Apple») и многоходовой комбинации, чем-то похожей на операции спецслужб.

Хантер может прийти под видом соискателя вакансии к тому самому топ-менеджеру, которого хочет сманить. Может записаться в тот же гольф-, яхт- или фитнес-клуб, куда наведывается ничего не подозревающая жертва, и аккуратно свести знакомство, выясняя, чего же не хватает товарищу в его вроде бы успешной жизни. Не следует забывать и о социальный сетях, где современный человек оставляет больше информации о себе, чем в силах рассказать нарочно.

Да, хедхантеры — не волшебники, и приведённый ими топ-менеджер окажется бессилен, попав не в то время и место. Например, в 2008 году российская авиакомпания «SkyExpress» привлекла в качестве стратегического консультанта при совете директоров — зарубежного «топа», Вильяма Болтера, ранее работавшего коммерческим директором авиакомпании «Virgin» и выведшего этот лоу-костер в мировые лидеры. Однако призвание «варяга» не помогло — через несколько лет «SkyExpress» обанкротился (впрочем, не столько благодаря Болтеру, сколько из-за последствий финансового кризиса 2008 года).

Хантер может прийти под видом соискателя вакансии к тому самому топ-менеджеру, которого хочет сманить. Может записаться в тот же гольф-, яхт- или фитнес-клуб, куда наведывается ничего не подозревающая жертва, и аккуратно свести знакомство, выясняя, чего же не хватает товарищу в его вроде бы успешной жизни. Не следует забывать и о социальный сетях, где современный человек оставляет больше информации о себе, чем в силах рассказать нарочно.

Да, хедхантеры — не волшебники, и приведённый ими топ-менеджер окажется бессилен, попав не в то время и место. Например, в 2008 году российская авиакомпания «SkyExpress» привлекла в качестве стратегического консультанта при совете директоров — зарубежного «топа», Вильяма Болтера, ранее работавшего коммерческим директором авиакомпании «Virgin» и выведшего этот лоу-костер в мировые лидеры. Однако призвание «варяга» не помогло — через несколько лет «SkyExpress» обанкротился (впрочем, не столько благодаря Болтеру, сколько из-за последствий финансового кризиса 2008 года).

Говорят, для любого крупного проекта есть ровно два способа добиться успеха: или привлекать профессиональную команду управленцев за большие деньги, или превращать в профессионалов собственных сотрудников, опять-таки, вкладывая в них значительные средства.

Как видим, во втором случае для ремесла хедхантера не остаётся места. И многие выбирают именно такую стратегию. Ведь иногда проще вложить песчинку в раковину и подождать, когда она станет жемчужиной, чем вслепую нырять, перебирая десятки моллюсков.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //