Нужны ли в машине электронные «помошники»


Когда-то арсенал подобных устройств исчерпывался антиблокировочной системой (ABS), но сегодня «электронные протезы» умеют парковаться, тормозить, поддерживать дистанцию, оценивать угрозы. Кроме того, они становятся все дешевле — автопарковщик с системой автоторможения получил даже обновленный Ford Focus. Но при всех плюсах, у таких помощников есть неприятные побочные эффекты, о которых полезно знать.

Системы автоматической парковки

Современные машины освоили как перпендикулярную, так и параллельную парковки, и на промо-видео маневр смотрится, как балет: автоматика с первого раза паркуется в слот по миллиметрам, оплавляя сердца дам и некоторых им подобным мужчин.

Но прежде чем инвестировать деньги в автопарковщик, настоятельно рекомендуем попробовать выбранную версию в деле. Так, некоторые системы требуют выполнения небольшого ритуала и срабатывают не всегда. Например, вы должны включить правый поворотник, плавно двигаясь вдоль рада запаркованных машин, чтобы сканер определил место, куда автопилот сумеет втиснуть ваш автомобиль. Иногда требуется ехать с определенным боковым интервалом, не выдержав который, вы поставите систему в тупик. Бывает, электроника не видит удобные для парковки слоты без явной причины. Почему? Читайте 200-страничную инструкцию.

Кроме того, многие парковочные автопилоты умеют выкручивать руль, но не тормозят самостоятельно. А ведь при тесной парковке притирка к препятствиям является чуть ли не самым сложным аспектом для новичков.

Парковочные автопилоты не бесполезны для совсем уж «чайников», но ими нужно уметь пользоваться. В связи с этим возникает вопрос: не проще ли просто научиться парковаться? Для этого нужна пара дней, пустая площадка, оранжевые конусы и практика, практика, практика.

Хотя если вы на третий год вождения раздумываете, в какую сторону вертеть руль при парковке, автопилот станет спасением.

Активный круиз-контроль

Его пассивный братец известен уже с полвека: система поддерживает выбранную водителем скорость, позволяя правой ноге отдыхать, а двигателю — экономить топливо. Отличие активного автопилота в том, что он контролирует не только скорость, но и дистанцию до машины впереди. В целом, это удобно: можно «зацепиться» за автомобиль, который едет в том же ритме, и ваша машина будет повторять телодвижения вожака, синхронно ускоряясь и тормозя вплоть до полной остановки.

Впрочем, в эффективности системы кроется ее основная опасность. Привычка тормозить самостоятельно уходит быстро, что особенно опасно для молодых водителей. Активный круиз-контроль в принципе расслабляет, и если автомобиль впереди совершит резкий маневр для объезда выбоины или пешехода, автопилот вам ничем не поможет. Наконец, некоторые системы имеют странные алгоритмы: автомобиль впереди скрылся за поворотом, но автопилот думает, что трасса свободна и поддает газу… К этому нужно быть готовым и не выставлять на круиз-контроле слишком высокую скорость.

Системы автоторможения

Самым популярным видом ДТП с автомобилями остается наезд сзади, с чем и призваны бороться подобные системы. Сканеры непрерывно оценивают дистанцию до автомобиля впереди, и если она приближается к критической с учетом текущей скорости, система оповещает водителя и задействует тормоза.

В целом, это отличная штука для сонь за рулем, которая работает в критической ситуации и, в отличие от активного автопилота, не убивает естественный рефлекс тормозить.

Правда, подобные системы обычно имеют ряд ограничений. Так, предельная интенсивность замедления обычно не превышает 0,5 g, то есть примерно в два раза ниже предельной, которую обеспечит «естественное» торможение в пол.

Производители не берут на себя никаких обязательств, и в качестве главной функции таких систем называют даже не полное исключение аварий, а снижение их вероятности и тяжести последствий. Помимо торможения приводятся в боевую готовность системы безопасности, что повышает их эффективность.

Некоторые автомобили премиум-сегмента оснащаются более продвинутыми распознавателями пешеходов: при обнаружении на дороге двуногого «нежданчика», система предупредит водителя и начнет замедление, но в целом ограничения те же — интенсивность замедления будет ниже предельной. Близки к описанным системам «пробочные автопилоты», которые научились, в том числе, подруливать и держать автомобиль в своей полосе. Volvo работает над системой, которая сможет не только тормозить перед препятствием, но и объезжать его.

В целом, системы автоторможения полезны, но если при езде вы уповаете на них регулярно, лучше отказаться от вождения вообще.

Электронные паникеры

Огромное внимание сегодня уделяется системам, которые не вмешиваются в управление, а лишь оповещают водителя о возможной угрозе. В слепой зоне появилась машина — на зеркале заднего вида загорится маячок. Водитель пересек разметку без поворотника — мелко завибрирует руль. Дистанция до автомобиля впереди слишком мала — красный индикатор и писк. Водитель едет «змейкой» — призыв остановиться и отдохнуть.

Полезны ли такие системы? Отчасти да: они вроде опытного водителя рядом с вами, который предупреждает об узких местах. Правда, иные производители проявляют такой рвение, что паникеры становятся назойливыми, и отвлекают на себя больше внимания, чем само вождение. К ним также нужно привыкнуть и разобраться, что значит тот или иной писк, лампочка или пиктограмма. Потому что когда завизжит, разбираться будет некогда.

Системы удержания на полосе

Новый VW Passat и Skoda Superb оснащаются системой, которая подруливает автомобиль, ориентируясь по разметке. Вкупе с автоторможением это близко к полному автопилоту, однако ограничений еще предостаточно. Например, система не отреагирует на слишком крутой поворот, поэтому водитель не вправе откинуться с планшетом и погрузиться в соцсети. Кроме того, для работы системы нужна все-таки видимая разметка — ее российский аналог может лишь сбить робота с толку.

Послесловие

Рано или поздно из этих модулей соберется полноценный автопилот. Машины без водителя (но еще с оператором) уже тестируются на улицах городов, к счастью, американских. Так что полное отстранение нас от вождения — вопрос 10−20 лет.

Однако пока доверия электронике нет. Во-первых, ни одна из этих систем не обязана застраховать вас, и в любой аварии виноват тот, кто держался за баранку. Исключение — разве что откровенный отказ электроники, который вы сумели доказать. В остальном, уткнувшись носом в бампер «мерса», на электронику не кивают.

Во-вторых, вменяемому водителю ни одна из этих систем не нужна, и пока человеческие мозги, используемые по назначению, многократно превосходят любой гаджет.

Более того, при внедрении подобных систем маркетинговая составляющая нередко доминирует над здравым смыслом, отчего их постоянное сверчание больше нервирует и отвлекает, чем помогает чего-то там предотвратить.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //