Несладкая жизнь современных писателей. Хлеб без масла, чай без чая

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Как оказалось, в Год литературы, который сейчас идет в России, отечественным авторам живется несладко.

- В 60-е годы тираж публикаций был не меньше трех тысяч экземпляров. Писатель получал гонорар – три тысячи рублей. Для сравнения - средняя месячная зарплата тогда составляла 120-130 руб., – рассказал Александр Ушаков, советский и российский литературовед, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН. - Все последующие издания выходили уже тиражом не менее 10 тысяч, а у известных писателей – 20 тысяч. Чем больше тираж – тем больше платили. Мало-мальски известный автор мог жить на переиздания.

Если автор входил в Союз писателей, то имел право на получение квартиры, мог раз в год бесплатно съездить в санаторий или дом отдыха. Литфонд получал огромные деньги с издательств, которые перечисляли проценты за выход книг.

– Поэтому была возможность материально поддерживать авторов, им оплачивали сложные операции или даже помогали с обустройством квартир. Евтушенко, например, дали деньги на перестройку дачи, – рассказывает Ушаков.

В Союзе писателей была своя мастерская: там шили очень приличные костюмы, и литераторы могли их со скидкой купить.

Даже если писатель ничего больше не писал и переиздавать было нечего (а такое бывало: выпустил одну-две книжки – и выдохся), то его «бросали на лекции» в трудовых коллективах. За гонорары, разумеется.

– За часовую лекцию автор получал неплохие деньги – примерно шестую часть средней зарплаты. Для писателей это было очень хорошая система поддержки, – отмечает член Союза писателей России прозаик Леонид Сергеев.

Но в 90-е вся система социальной поддержки писателей развалилась. Многие ранее знаменитые авторы теперь живут очень бедно.

- Юрий Бондарев, например, был богатым человеком в 70-е, не раз переиздавался его «Горячий снег», однако сейчас он живет очень скромно, – говорит Ушаков. - А у тех, кого переиздают, тиражи и гонорары гораздо меньше по сравнению с прежними временами.

По словам известного автора детективов Виктора Пронина, сейчас, если заплатят 6-8 тыс. рублей за книжку – уже праздник.

В московском Союзе писателей сегодня 7 тысяч авторов. Вступить в писательский цех и сейчас не проблема: достаточно небольшой публикации (не нужно издавать книгу или сборник, как раньше), платишь 10 тысяч рублей – и ты в Союзе. Правда, теперь членство никаких льгот не дает.

– Все мои приятели печатают книги за свой счет или ищут спонсоров. Сейчас поэт накопит 40 тысяч рублей – и издает сборник стихов, – рассказывает Леонид Сергеев. – За 250 тысяч рублей я издал книгу «Мои собаки»: продал квартиру, которую мне оставил после смерти брат. Книга получила и премии, среди них две международные, но они даже наполовину не окупили расходы на издание.

Хорошо живут сегодня только некоторые авторы детективов, и то условия довольно кабальные: модный детективщик должен писать как минимум четыре книги в год. Этакий синдром Агаты Кристи...

– Хорошо издаются такие авторы, как Людмила Улицкая, которая написала книгу про секс для детей. Мой брат был драматургом, писал пьесы. В одном издательстве ему сказали: «давайте поменяем вашу фамилию на женскую и напишите побольше о сексе: хорошо заплатим!» – рассказал Леонид Сергеев.

Видимо, так и есть. Журнал Foreign Policy вообще говорит о смерти русской литературы, наши писатели, по мнению издания, стали «провайдерами контента», конкурирующими за внимание на рынке развлечений и информации.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //