Нерадостная ностальгия

Наш Telegram канал @VerrDi (https://t.me/VerrDi)


Проект канадского фотографа Веры Зальцман (Vera Saltzman) отличается одновременно сухой исследовательской точностью и пронзительной откровенностью. На портретах Веры Зальцман женщины в возрасте за сорок предстают бок о бок со своими любимыми детсками куклами - эффект от этих фотографий, по ее мнению, отсылает к фрейдистскому понятию "зловещего".

Термин, известный как "зловещая долина" (uncanny valley), хорошо известен ученым-психологам - научное обоснование ему дал отец психоанализа Зигмунд Фрейд, при том, что на похожих мотивах строились многие литературные шедевры, вроде "Франкенштейна" Мэри Шелли (1818 год). Теория "зловещего" строится на том, что нечто человекоподобное, но с легким отклонением от нормы (например, робот, кадавр или зомби), вызывает у обычного человека необъяснимый ужас.


Как полагает Вера Зальцман, детские куклы способны вызывать похожий эффект. Чтобы добиться его, она "вырывает" игрушки из привычной среды и дает в руки повзрослевшим владелицам. Эти фотографии кажутся зловещими, потому что их, по мнению самой Зальцман, отличает "легкая ненормальность" и "ощущение близости смерти".

"Из чувства ностальгии мы часто храним свои детские игрушки", - рассказывает фотограф, - "Женщины, которые снова брали своих кукол в руки, даже и вспомнить не могли, когда в последний раз с ними играли. Этот странный опыт напоминал им о том, что мы уверены только в одном - в нашем прошлом".

"Научный" взгляд Веры Зальцман на детскую куклу непохож на подход других современных художников: игривую эротичность скульптора Марины Бычковой и грубую чувственность художницы Дженнифер Уотсон. Куклы на фотографиях Зальцман зловещи, но их владелицы все равно питают к ним нежные чувства: это сложная система отношений, которая лишний раз напоминает нам о нерушимой связи безумного Франкенштейна и оживленного им чудовища.







Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Архивы
© 2017   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //