Необычные дизайны кораблей


На прошлой неделе новейший американский эсминец USS Zumwalt впервые отправился на испытания в Атлантическом океане. Впервые в истории флота все элементы технологий «стелс» были реализованы в столь грандиозном объеме на столь крупном корабле. Особенно же наблюдателей поражают футуристический облик новейшего боевого корабля, его пирамидальные надстройки и полное отсутствие мачт на верхней палубе.

Впрочем, как известно, все новое – это хорошо забытое старое. И новый «футуристический» дизайн эсминца – это всего лишь дань памяти американским броненосцам позапрошлого века, наводившим ужас на врагов в ходе Гражданской войны в США.

Все началась с «Вирджинии». В апреле 1861 года южане – то есть, войска Конфедеративных штатов Америки (или просто КША) - захватили военно-морскую базу Госпорт в Вирджинии, где им достался паровой фрегат «Merrimack». Правда, северяне успели его поджечь, а затем и затопить на отмели. Вся верхняя часть корпуса до ватерлинии сгорела, а отсеки были заполнены водой. И тогда южане, практически не имевшим военно-морского флота, решили создать из трофея боевой корабль совершенно нового типа – своего рода плавучую крепость, обшитую листами брони.

USS Zumwalt

Собственно идея обшивать корабли железом тогда уже была не нова — например, еще в 1854 году французы в ходе Крымской войны начали строительство трех плавучих батарей, деревянные борта и палубы которых обшили толстыми железными плитами. Их дебют состоялся 17 октября 1855 г. при штурме русских укреплений на реке Дунай. Три часа длилась канонада, русские батареи были разрушены и сдались. Наши артиллеристы стреляли хорошо — «Лавэ» и «Тоннан» получили по 60 попаданий, а «Девастасьон» целых 75! Но ни в одном случае железные плиты не были пробиты. Этот бой стал настоящим триумфом брони над снарядом. Адмирал Брюэ так написал в отчёте об этом бое: «Всяческих успехов можно ожидать в будущем от этих изумительных машин войны».

Картина художника Пьера-Эмиля де Крисснуа "Французская бронированная плавучая батарея Dévastation в Крыму зимой 1855-1856 года"

Южане решили повторить опыт французов. В ходе работ обгоревшие остатки надводного борта бывшего «Мерримака» были срезаны до уровня ниже ватерлинии; таким образом, весь основной корпус корабля находился под водой.

"Вирджиния"

На главной палубе «Вирджинии» был надстроен большой четырехугольный каземат с закругленными оконечностями, в котором должны были стоять орудия. Корма была переделана, чтобы лучше защищать от навесного огня единственный винт. При нормальной загрузке, весь основной корпус броненосца скрывался под водой. Над поверхностью выступали только массивный каземат и фальшборт в носовой части.

Единственная труба «Вирджинии» располагалась в центре каземата. Конической формы рубка рулевого была смонтирована в передней части крыши каземата и являлась, фактически, продолжением его стенок, которые защищали стальные плиты толщиной в пять миллиметров. Вооружение корабля составляли десять пушек — 6 девятидюймовых орудия системы Дальгрена и 4 нарезных орудия системы Брука.

"Монитор"

Узнав о строительстве такого корабля южанами, северяне подготовили им свой ответ — по проекту эмигранта из Швеции Джона Эриксона они заложили «Monitor» - совершенно новый и непохожий ни на что боевой корабль.

На палубе "Монитора"

Бортовая броня была толщиной в 5 дюймов, днище изготовили тоже из броневых листов. Бронированными были палубный настил и борта. Самым необычным изобретением, применённым на «Мониторе», стала орудийная башня с двумя 11-дюймовыми пушками. Она могла поворачиваться, избавляя корабль от необходимости совершать сложные маневры при ведении огня.

И вот, в марте 1862 года «Вирджиния», возглавлявшая отряд из пяти кораблей южан, атаковала эскадру федералов в устье Джеймс-Ривер. Дебют удался – сначала «Вирджиния» протаранила корвет «Камберленд», который тут же затонул. Затем «Вирджиния» атаковала фрегат «Конгресс», который под снарядами южан спустил свой флаг. Спешивший на выручку фрегат «Миннесота» сел на мель. Из-за наступивших сумерек, южане решили отложить разгром флота северян на следующий день.

Когда же эскадра конфедератов двинулась добивать «Миннесоту», то южане увидели прибывший ночью «Монитор», который они сначала приняли за большой плавучий буй.

Бой между "Монитором" и "Вирджинией"

Артиллерийская дуэль железных монстров продолжалась три часа, в течение которой «Монитор» кружил вокруг «Вирджинии», обстреливая её с разных сторон, а южане отвечали бортовыми залпами. Однако бомбические снаряды, успешные против деревянных кораблей, не причиняли особого вреда броненосцам.

В конце концов броненосцы разошлись в разные стороны. (И сегодня северяне считают исход поединка на Хэмптонском рейде своим успехом, так как деревянные корабли северян были спасены от неминуемого уничтожения.)

"Арканзас"

"Теннесси"

Успех «Вирджинии» натолкнул южан на строительство похожих кораблей-броненосцев. Например, на верфи в Мемфисе были заложены броненосцы «Арканзас» и «Теннесси». Однако, прежде чем они были спущены на воду, гарнизон Мемфиса сдался северянам без сопротивления; находившийся ещё на стапеле «Теннесси» был сожжен во избежание захвата, однако «Арканзас», уже спущенный на воду, избежал уничтожения. Он был отбуксирован выше по реке Язу и достроен в Язу-сити. Позже «Арканзас» защищал город Виксбург, который оставался последним пунктом на Миссисипи, контролируемым конфедератами.

Albemarle

Самым известным из них стал «Albemarle», построенный в начале 1863 года на импровизированной верфи на берегу реки Роанок, посреди кукурузных полей.

Albemarle

Строительство велось под руководством 19–летнего лейтенанта Южан Гилберта Эллиота, который приказал ввиду нехватки организовать принудительный сбор «металлолома» у окрестных фермеров.

Броненосец "Albemarle" и систершип "Neuse"

Две паровые машины были взяты с лесопилки, находившейся неподалеку от верфи и приводили в движение два трех-лопастных гребных винта. Мощности машин было явно недостаточно, и максимальная скорость броненосца составляла всего 5 узлов.

"Albemarle". Современная реплика.

Основным оружием броненосца должны были стать чугунный таран в виде лезвия топора и две 160–миллиметровые нарезные пушки Брука, установленные в носовой и кормовой оконечностях бронированного каземата.

Каземат имел дубовый каркас, к которому крепилось два слоя железной брони, каждый 5 сантиметров толщиной. Стенки каземата были наклонены под углом 35 градусов к вертикали. Каземат «Albemarle» выгодно отличался от казематов других броненосцев Конфедерации своей восьмиугольной формой — это резко увеличило углы обстрела пушек, которые могли вести огонь через амбразуры, прорезанные в каждой из граней каземата.

Корабль был весьма небольшим, длиной 48 и шириной 11 метров, и имел осадку всего чуть более двух метров, и именно это стало его главным преимуществом. Дело в том, что северяне знали о строящемся в верховьях реки броненосце и планировали операцию по его уничтожению еще на стапеле, но низкий уровень воды не позволил кораблям дойти до верфи. Зато вот сам «Albemarle» мог ходить по реке куда угодно и в апреле 1864 года капитан Джеймс Кук, принявший командование на «Albemarle», отправился вниз по реке Роанок для участия в атаке Плимута.

Бой между канонерками "Southfield" и "Miami" и броненосцем "Albemarle".

Навстречу южанам вышли две канонерки северян — «Miami» и «Southfield». Экипажи канонерок натянули между своими кораблями цепи и канаты, надеясь зажать броненосец между корпусами и расстрелять его в упор. Но Кук сначала резким маневром протаранил «Southfield», затем ринулся на «Miami», которая все время вера огонь по броненосцу из всех орудий. При этом, одна из выпущенных канонеркой бомб, срикошетив от наклонной брони каземата, разорвалась над палубой «Miami», убив капитана. Первый помощник капитана предпочел спастись бегством.

В итоге Плимут был взят.

В мае того же 1864 года «Albemarle» дал северянам новый бой – на этот раз уже против четырех канонерок северян. Всего в этом бою по броненосцу было выпущено 557 снарядов, «Albemarle» отделался сбитой дымовой трубой, поврежденным кормовым орудием и несколькими сбитыми броневыми листами. И ушел вверх по Роаноку, приобретя славу «непотопляемого».

Но «Albemarle» все-таки потопили. Лейтенант северян Уильям Кешинг предложил уничтожить броненосец с помощью диверсии, взорвав его миной.

Операция была проведена в ночь с 27 на 28 октября 1864 года. Кешинг с командой из 13 человек на паровом катере, чья машина была тщательно перебрана чтобы создавать как можно меньше шума, поднялся вверх по Роаноку – до заводи, где стоял броненосец, защищенный ограждением из плавающих бревен. Несмотря на все меры предосторожности, катер диверсантов был замечен, и южане открыли беглый ружейный огонь. Но катер Кешинга, набрав скорость, перевалился через заграждения и мина на конце пятиметрового шеста уткнулась в борт броненосца. Взрыв пробил огромную дыру в борту броненосца, и он почти мгновенно лег на дно.

"Атланта"

Интересна и судьба броненосца «Атланта» - бывшего британского грузового парохода «Фенгал», перестроенного в боевой корабль на заводе братьев Тифт в Саванне; значительную часть суммы на его переделку пожертвовали патриотично настроенные жительницы города. Из-за ошибки проектировщика «Атланта» в первом же бою села на мель, и северяне легко захватили броненосец. В итоге «Атланта» вступила в состав флота северян под тем же именем, но теперь с префиксом USS. И весьма успешно воевала до самой победы, отражая атаки южан на Хэмптон-Роудс и на Ричмонд.

Броненосец "Луизиана"

"Ричмонд"

Русский монитор "Ураган"

Разумеется, после войны в США проекты «мониторов» распространились по всему миру. Не осталась в стороне и Российская империя. Еще в 1862 году капитан 1-го ранга Степан Лесовский и инженер Николай Арцеулов отправились в США, откуда они и привезли чертежи того самого «Монитора» конструкции Джона Эриксона. Поскольку перед Морским министерством России стояла задача защиты Финского залива и Санкт-Петербурга ввиду угрозы войны с Англией и Францией, в 1863 году была разработана «Мониторная кораблестроительная программа», которая предусматривала строительство 10 однобашенных и 1 двухбашеннной броненосных лодок по американскому проекту.

"Стрелец"

В марте 1863 был утвержден план строительства 10 кораблей: «Ураган», «Тифон», «Стрелец», «Единорог», «Броненосец», «Латник», «Колдун», «Перун», «Вещун», «Лава».

"Стрелец"

"Стрелец" - единственный русский монитор, сохрнившийся до нашего времени

Сегодня единственный сохранившийся до нашего времени корпус монитора «Стрелец» находится в Кронштадте, на Морском заводе, в гавани «Военного угла».

Интерьер внутри корпуса "Стрельца".

Интерьер внутри корпуса "Стрельца".




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //