Немецкие и советские легковые автомобили во время войны


Автомобиль «Газ М-1» 1939 года выпуска

Сравниваем автомобили СССР и Германии времен Второй Мировой.

Во время войны и нашим конструкторам, и немецким пришлось постараться, чтобы переплюнуть друг друга. Благодаря такому соперничеству, в СССР и Германии были созданы похожие транспортные средства. Любопытно сравнить их характеристики.

ГАЗ 61−417 против Tempo G1200

Эти автомобили — детища военного времени. Правда, Tempo G1200 создали все-таки до войны и тщательно прогоняли, а ГАЗ «состряпали» в рекордно короткие сроки и отправили воевать.

Легкий артиллерийский тягач 61−417 был собран утром 25 июня 1941 года, и уже днем показывал свои возможности на полигоне. Хотя испытания были предельно короткими, машина успела зарекомендовать себя. «Газик» не тушевался на бездорожье, и мог тащить за собой как 45-миллиметровую и 57-мм пушки. Поэтому решение о начале его производства было принято быстро.

Но в начале 1942 года «лавочку прикрыли» — в стране возник ощутимый дефицит стального проката, а потом и силовых агрегатов. За столь короткий срок было выпущено всего 36 газовских тягачей. Кстати, судьба у этих машин печальная. Почти все они полегли в боях под Москвой.

ГАЗ 61−417

Tempo G1200 появился в 1936 году, и до начала боевых действий успел избавиться от детских болячек. На войне немцы его использовали в качестве разведывательного автомобиля или штабной «повозки».

И «немец», и «русский» отличались открытым, простым кузовом. Только у ГАЗа отсутствовали двери, а запаски крепились непосредственно на крылья. У G1200 запасные колеса играли важную роль — они могли вращаться на своей оси, и в случае необходимости приосили пользу на суровом бездорожье.

Под капотом отечественного автомобиля находился 6-цилиндровый мотор, выдающий 85 «лошадок». Он был состыкован с 4-ступенчатой «механикой». Для улучшения внедорожного потенциала тягач оснастили подключаемым полным приводом. А вот у Tempo G1200 двигателей было два (спереди и сзади), Каждый из них через 4-ступенчатую коробку передач приводил передние или задние колеса на независимой пружинной подвеске. При этом водитель мог, на выбор, использовать один двигатель — для экономии, или оба сразу — для улучшения проходимости. Благодаря такой компоновке достигалась повышенная «живучесть» транспортного средства.

Tempo G1200

ГАЗ-64 против Stoewer R200

Полноприводный отечественный автомобиль с открытым кузовом стали производить в 1941 году. Требовалось от него таскать легкую артиллерию, перевозить командный состав и разведывать обстановку. От Stoewer R200 немцы ждали того же.

Внешне автомобили походили друг на друга. Вот только у отечественного тягача не было ни дверей, ни окон. Не появлялись они и при поднятом тенте.

ГАЗ комплектовался 3,3-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 50 л.с., 4-ступенчатой механической коробкой передач, и двухступенчатой «раздаткой». Полный привод был подключаемым.

ГАЗ-64

«Начинка» R200 была иной. Во-первых, постоянный полный привод. Во-вторых, мотор. Обладая рабочим объемом в 2-литра, он выдавал те же 50 «лошадок». Главными техническими особенностями этих машин являлись: постоянный полный привод с блокируемыми тремя дифференциалами (межосевым и межколесными — передним и задним), а также независимая подвеска всех колес на двойных поперечных рычагах и пружинах.

В боях против СССР эти машины доказали свою непрактичность. Причиной гибели большинства из них стали не советские бомбы и снаряды, а чудовищные дороги и тяжелые зимние условия. На проселках Украины, Белоруссии и России тонкие ажурные узлы подвески быстро забивались грязью и часто выходили из строя.

Stoewer R200

ГАЗ М-1 против Mercedes-Benz 170VK

ГАЗ М-1 в довоенные годы трудился в такси и использовался в качестве служебного автомобиля. Но когда грянула война, М-1 быстро переквалифицировали и отправили на фронт. Главной задачей машины стала доставка командного состава Красной Армии.

Жизненный путь «немца» мало отличался от судьбы «советского гражданина». С началом боевых действий популярный в Германии «Мерседес» быстренько разветвили на четыре модификации: разведывательно-штабную, полицейскую, связную и традиционную для тыла.

Хотя оба этих автомобиля созданы на раме, они различались конструкцией. Так, у М-1 рама была лонжеронная, а у «немца» — более легкая, Х-образная. Правда, эксплуатация в военное время показала, что второй вариант — как раз совсем не вариант. Поскольку он ничего не мог противопоставить скручиванию.

Различались машины и по другим позициям. Например, М-1 мог похвастать жестким верхом, а «Мерс» предлагал пассажирам лишь тент (плюс, на некоторых модификациях не было и дверей — только брезентовые шторки).

А вот внутри автомобили были очень схожи. Четыре пассажира плюс водитель — и никакого комфорта. Что неудивительно, учитывая военное время.

Под капотом отечественного автомобиля находился суровый 3,3-литровый бензиновый двигатель, выдающий 50 «лошадок». В паре с ним работала 3-ступенчатая «механика». Mercedes-Benz 170VK комплектовался мотором с рабочим объемом 1,7-литра, выдающим около 40 л.с. Компанию ему составляла 4-ступенчатая механическая коробка.

Mercedes-Benz 170VK

БА-64 против Sd.Kfz. 221−260

Оба этих легких бронетранспортера создавались с целью поддержки пехоты. Правда, их весовые категории отличались сильно. Снаряженная масса «немца» была в два раза больше, чем советского — 4,8 тонны против 2,36.

Зато, обе машины могли похвастать неплохой противопульной броней. Причем, у отечественного БА на некоторых местах она достигала толщины в 15 мм, а самыми незащищенными были днище и крыша — они прикрывались листами 6 мм. «Немец» в этом плане был более «ровным». В среднем, его покрывала броня толщиной 8 мм.

БА-64

Существенная разница, однако, наблюдалась в оружейном арсенале. Так, на отечественный броневик крепили пулемет ДТ-29 калибра 7,62 мм (боекомплект 1260 патронов). А Sd.Kfz. 221−260 оснащали 20-мм пушкой, а также спаренным пулеметом MG-34 (боезапас 200 снарядов и 2000 патронов соответственно).

Проигрывал БА-64 и в техническом оснащении. Его укомплектовывали 3,3-литровым двигателем, выдающим 50 л.с. и 4-ступенчатой трансмиссией. У «немца» под капотом располагалось 8-цилиндровое V-образное 3,5-литровое «сердце» мощностью 75 л.с.

И все же отечественный броневик, благодаря легкости, был более маневренным, и потому лучше справлялся с внедорожными участками. А тяжелые Sd.Kfz. 221−260 ничем подобным похвастать не могли. Поэтому их быстро заменили на более маневренные транспортеры, «обутые» в гусеницы.

Sd.Kfz. 221-260




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //