Некурортная Одесса 2014

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Жара и праздник Святой Троицы закрепили открытие курортного сезона. Но в Одессе, вопреки ожиданиям, что город накроет волна туристов, не докатившаяся до крымского берега, столпотворения нет.

Как и повышенного спроса на элитную недвижимость. Застройщики говорят, что раньше спрос разогревали русские, но после обращения Минюста к Генпрокуратуре с предложением конфисковать российские активы в ответ на аннексию Крыма у нас может остаться только один вид инвестиций из Московии – помощь ДНР. Самое парадоксальное, что таким образом правительство помогает Кремлю в борьбе с нелояльными олигархами: в последнее время Украиной...

... чаще интересовались те финансово-промышленные группы, которые в России теснила власть...

Транснационализация бизнеса давно создала парадоксы, когда правительства государств могут воевать между собой, а бизнес продолжать работать по заранее заключенным контрактам. Образцом таких парадоксов стали американские компании и банки, которые периодически попадались на том, что (тайно от спецслужб) поставляли оружие военным противникам США или вели финансовые операции с диктаторами, объявленными Белым домом вне закона. Что поделаешь, такова природа современного капитализма: он ищет, где выгоднее разместить средства, чтобы заработать максимум прибыли в интересах акционеров, невзирая на политические предпочтения своих правителей.

Российский капитал по своей идеологии заметно отличается от западного и ввиду специфики государственной системы РФ больше подвержен контролю со стороны власти. Но именно эта его черта обуславливает выбор инвестиционного направления. Он (этот выбор) нередко зависит не от перспектив получения максимальной прибыли, а от возможности в кратчайшие сроки отвести финансовые потоки подальше от «всевидящего ока и всеслышащих ушей».

Самый яркий тому пример – Тельман Исмаилов, хозяин легендарной московской Черкизоны. Несколько лет назад он слишком «забурел». Его миллионные гулянки в честь открытия отеля в Анталии, с Ричардом Гиром и Моникой Белуччи в качестве ведущих, а также российские генералы – в роли танцевального ансамбля на дне рождения в Кремле справедливо посчитали излишеством. И решили приструнить. В итоге подпольная империя промышленного пиратства и нелегалов, сконцентрированная вокруг Черкизовского вещевого рынка, была волевым путем уничтожена. Сам рынок буквально взят штурмом.

Перед Исмаиловым остро встал вопрос, куда деть колоссальный объем товаров и оставшиеся не у дел активы (например, подпольные пошивочные цеха)? В Европу с таким добром не сунешься. В Турции не принимали. И он направился... в Одессу-маму. Не торгуясь, купил знаменитый «Седьмой километр». И тут же недалеко, на 12 километре Киевской трассы, соорудил цеха по производству одежды и обуви.

Примерно в то же время, что и Тельман, в Украину перебрались строительные компании, связанные с опальным мэром Москвы Юрием Лужковым и его супругой. Кое-что из элитной недвижимости в причерноморском регионе построили именно они.

Ну, и наконец, торговый комплекс «Океан Плаза» в Киеве. Кто-то считает, что он принадлежит новому мэру столицы, кто-то – что олигарху Дмитрию Фирташу. На самом деле у бывшего владельца застройки – олигарха Василия Хмельницкого его выкупил (частично) деловой партнер Фирташа в России Аркадий Ротенберг. Достаточно погуглить это имя, чтобы понять, почему именно фирташевская компания «РосУкрЭнерго» в свое время поставляла эксклюзивно газ в Украину. Среди прочего о Ротенберге пишут, что он был достаточно близок к Путину, а потом их пути разошлись. И примерно в это же время был приобретен весомый пакет в «Океан Плаза».

Конечно, далеко не весь российский бизнес в Украине – это те, кто мысленно или делами поддерживал в Москве «белоленточников». Совершенно согласен с теми, кто скажет, что лояльного к Кремлю российского бизнеса в Украине больше: Запорожский алюминиевый комбинат (АвтоВАЗ), Николаевский глиноземный завод (РусАл), МТС и «Киевстар» (АФК «Система»), Сбербанк, «Альфа банк» и Внешторгбанк. И многие другие.

Самое, наверное, парадоксальное в том, что российские структуры на сегодняшний момент единственные, кто реально ведет активные действия на инвестиционном фронте. Европейский бизнес в воюющую Украину не суется. Американцы тем более. А Внешторгбанк покупает Банк Кипра, «Роснефть» – Одесский НПЗ. Все промышленные предприятия, в акционерном капитале которых присутствуют русские (ГОКи, коксохимы, трубные заводы, меткомбинаты), функционируют по графику, выполняют экспортные контракты и добывают для страны валютную выручку, так необходимую для финансирования АТО.

Вместе с тем инициатива Арсения Яценюка, высказанная им еще 16 марта, о конфискации российского имущества на Украине в ответ на аннексию Крыма недавно обрела юридическую оболочку. Министр юстиции Павел Петренко, накануне 100 дней правительства, сообщил, что его ведомство официально обратилось к Генеральной прокуратуре, чтобы были возбуждены соответствующие уголовные производства.

"Мы начали подсчет стоимости государственного имущества РФ, которое находится на территории Украины. Согласно международному праву и украинскому законодательству это имущество может быть предметом именно компенсации убытков по тем возможным решениям, которые будут вынесены украинскими или международными судами", – сказал министр.

Правда, при этом он заверил, что Украина не станет посягать на личное имущество российских граждан, речь идет лишь об имуществе российского государства (там, где госпакет от 25% и выше). Но эти нюансы уже мало кого зацепили. Одесские застройщики отметили, что потенциальные покупатели жилья у моря перестали им звонить. Теперь они смотрят в Интернете предложения по Крыму.

К ситуации в Крыму, который, несмотря на свой неопределенный статус, в последний месяц переживает не просто бум, а почти истерический бум покупки недвижимости и земли, мы вернемся в следующей публикации. А пока – немного логики и статистики.

По разным оценкам общий масштаб российских рисков в Украине – около $30 млрд. Это не только производственные активы, но и кредиты, выданные российскими банками украинским предприятиям. Так что нервничают не одни «московиты», но и наши кормильцы-экспортеры.

Помимо того, что при конфискации капитала российских компаний могут пострадать «враги Путина», удар будет нанесен и по западному бизнесу. Часть формальных активов находится в совместной собственности, управлении или акционировании по принципу IPO у европейских и американских инвестиционных структур.

Еще один парадокс. Европейский выбор Украины огорчил Кремль, но был весьма позитивно воспринят российским бизнесом. Отмена Евросоюзом таможенных пошлин на украинские товары возбудила инвестиционный интерес русских к тем нашим отраслям и предприятиям, которые имеют шансы хорошо обжиться в Европе, но при этом не располагают собственными средствами для проведения необходимых сертификационных и прочих процедур.

Например, одно из предприятий по переработке овощей в консервы в Одесской области за последний месяц обрело российского инвестора. Тот «в темпе быстрого вальса» проводит сертификацию «закруток» одесского производства, поскольку украинская консервация, как выяснилось, пользуется повышенным спросом в странах ЕС.

И пока эту нишу не заняли другие, новый инвестор спешит «застолбить» ее сам. Для директора консервной фабрики это путь к светлому будущему. Поэтому министра Петренко он назвал «неразумным шлепером». Причем, слово «неразумный» было заменено более грубым синонимом.

Впрочем, Одесса-мама может спать относительно спокойно. Юристы говорят, что кто к нам с деньгами придет, тот... под конфискацию не попадет. Хотя бы потому, что это запрещено законом «О защите иностранных инвестиций на Украине». Придется идти в суд. Международный. А тот будет принимать решение по каждому активу отдельно. То есть процесс растянется надолго, будет стоить дорого и, самое главное, имеет мало шансов на выигрышность.

Портал «ЛИГА» сделал, на мой взгляд, самый качественный из всех опубликованных в СМИ юридический анализ идей Петренко. Партнер AstapovLawyers Олег Мальский считает, что вынести решение, которому Россия должна будет подчиниться, сможет разве что Европейский суд по правам человека.

«Проблема в том, что решения этого суда можно ждать очень долго. В лучшем случае дело будет рассматриваться 2-3 года. Как правило же, это занимает 5-6 лет, – рассказывает Мальский. – В пример можно привести ситуацию с Турецкой Республикой Северного Кипра. Турция оккупировала половину острова Кипр еще в 1974 году. В мае 2014 года ЕСПЧ признал ее виновной в нанесении ущерба Республике Кипр на сумму 90 млн. евро и обязал выплатить эти средства кипрским властям», – объясняет юрист.

Аналогичного мнения придерживаются и экономические эксперты. Экс-министр экономики Виктор Суслов сказал на недавней пресс-конференции в Киеве, что внедрение инициативы Министерства юстиции Украины о конфискации имущества российских компаний поставит крест на инвестициях в Украину.

«Нужно обращать внимание на тот факт, что за время независимости именно из России поступало больше всего инвестиций. Таким образом, выход основного инвестора без его замены оставит Украину без инвестиций. В условиях военных действий инвестиционные рейтинги Украины падают, и сейчас нельзя рассчитывать на приток инвестиций. Но нужно это сделать для того, чтобы привлечь их в украинскую экономику, потому что это единственный способ урегулировать ситуацию», – заметил он.

Представители одесского бизнеса, с которыми мы беседовали на эту тему, и вовсе видят ситуацию в иной пессимистической плоскости. «Не надо гнать отсюда российские компании. Они уйдут сами, – сказал совладелец одного из популярных пляжей, куда, как я понял, был вложен и российский капитал. – Украина сейчас не самое привлекательное место для инвестиций. Иностранные структуры уходят по экономическим причинам. Мы вот собирались вместе с российскими партнерами открывать супермаркет окон и дверей, а сейчас проект приостановлен. Они считают, что в городе нет денег на новые ремонты. Гривна падает, коммунальные услуги дорожают. К тому же стекла сейчас выгоднее продавать в Славянске. Там широкий рынок сбыта. И с каждым днем отложенный спрос на окна и крыши нарастает», – то ли пошутил, то ли грустно констатировал мой собеседник. Одесситы, особая порода – они шутят, даже когда скорбят...


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //