Научись говорить правильно!
Не зря, не зря нынче в школах введен предмет «риторика». Наконец-то народ начал понимать, что с одними междометиями карьеру не сделаешь. Этот материал создан на основе античных риторических методик, которые не повредили еще ни одному менеджеру. Умение говорить красиво и по делу — первый шаг к успеху.
УРОК №1 ИРОНИЯ
Начнем именно с нее, поскольку это свойство человек впитывает с молоком матери. Ирония — очень полезная и приятная штука, но ее не должно быть слишком много, в противном случае тебя возненавидят все сотрудники, включая уборщиц и водителей. Использовать иронию надо понемногу, только тогда это возымеет эффект. Разумеется, главную роль тут играют интонация и прищур.
Пример
Референт: Иван Иванович, можно я завтра на час опоздаю: мне надо в банк, а то у меня тетя в деревню уехала, дядя умер давно, а платежки подписать некому?
Директор: Конечно. Можешь даже на два часа опоздать, тем более что завтра банк не работает.
УРОК №2 ОСТРАНЕНИЕ
Настоящий прием поэтического искусства, который до некоторой степени затрудняет восприятие твоей речи, но действует поразительно. Смысл в том, что ты описываешь любой предмет или вещь как в первый раз тобою увиденные, а любое явление — как в первый раз происшедшее. Так же, как и притча, хорошо привлекает внимание целой группы людей.
Примеры
Директор: После долгого рабочего дня я выхожу в коридор — и что же там вижу? Две длинные, нескладные фигуры — явно мужские, обоим лет по 40… С растопыренными руками, в куртках, заляпанных грязью, медленно ползут по деревянной лестнице куда-то под самый потолок, где висит большая железная коробка с пластмассовой крышкой…
Все (в волнении, хором): Что же это было, Иван Иванович? Директор: Рабочие наконец-то взялись за испорченный кондиционер.
Начальник отдела кадров (хмуро): Чем вы занимались до того, как пришли к нам?
Ты: Я работал в огромном светлом доме с бетонными перекрытиями. Ежедневно я поднимался на четвертый этаж, вставал рядом с невероятно мощной стальной машиной и следил, как из круглого отверстия один за другим появляются холодные цилиндрические и прямоугольные предметы…
Начальник отдела кадров (ошарашенно): Простите… я не понял — это что, какое-то закрытое предприятие?
Ты: Почему закрытое? Открытое — завод по выпуску мороженого.
УРОК №3 ПАЛИНДРОМ
Палиндромом называется фраза, построенная так, что ее можно читать как с начала, так и с конца — она будет звучать (а иногда и выглядеть) одинаково. Незаменимая вещь для аудиторов и ревизоров — многозначительные фразы-перевертыши способны повергнуть нервного человека в шок.
Примеры
Главный бухгалтер: А эти бумаги мы попросту уничтожим…
Налоговый инспектор (неожиданно входя): Я иду с мечём — судия!
Во фразе инспектора, если ее написать, есть, конечно, орфографическая ошибка (не «мечём», а «мечом»), но в такие минуты до орфографии никому нет дела.
Директор предприятия: Может, закусим?
Аудитор: Кит на море — романтик… Сначала поговорим о ваших документах.
УРОК №4 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Хочешь, чтобы о тебе помнили — используй в своей речи олицетворения. Это когда человеческие черты переносятся на неодушевленные предметы или явления.
Примеры
Директор: А что это вы такой веселый сегодня?
Ты: Да вот — отчет закончен, бумаги подписаны, сердце поет...
Понятно, что сердце петь не умеет: оно только кровь гоняет туда-сюда.
Ты: Я, Иван Иванович, хотел бы поговорить о повышении зарплаты
Директор: Давайте, может, попозже? А то я уже убегаю…
Ты: Время не ждет, Иван Иванович.
УРОК №5 МЕТОНИМИЯ
С греческого это красивое слово переводится как «переименование». Метонимией называют художественный прием, когда два связанных друг с другом предмета или явления как бы объединяются в одном коротком словосочетании (не «вода расплескалась в ведре», а «ведро расплескалось», не «смех идиота», а «идиотский смех» и т.д.). Как правило, это происходит ради сокращения слов и экономии времени, что чертовски важно на производстве.
Пример
Референт: Иван Иванович, я все цветы полила, новую мебель вам заказала и кофе сварила.
Директор: Умная башка!
Иван Иванович мог бы сказать: «У тебя голова умного человека», но он давно понял цену времени и в совершенстве постиг основы риторики. Потому и начальник.
УРОК №6 АЛЛЕГОРИЯ
Древнейший художественный прием: иносказательное изображение абстрактного понятия или явления с помощью конкретного образа.
Пример
Директор (референту): Иди-ка сюда, Ленок… Смотри, что у меня есть…
Референт: Не надо так, Иван Иванович… Что я для вас? Должность у меня невысокая, зарплата низкая…
Директор: Ну ты, Лена, лиса!..
Референт: А вы, Иван Иванович, — говно!
Иван Иванович аллегорически объяснил референту, что ее хитрость (по какому бы то ни было поводу) не осталась незамеченной. В ответ референт аллегорически сообщила директору, что его реплика и поведение ее не устраивают.
УРОК №7 ГИПЕРБОЛА
Этим математическим словом в риторике называется явное и намеренное преувеличение. В разговорной речи гиперболы попадаются сплошь и рядом. В основном в речи нервных и суетливых сотрудников. За это их по праву недолюбливают коллеги.
Примеры
Директор: Я вам сто тысяч раз говорил: мне не нужен биндер, мне нужен степлер! У меня на столе миллионы разрозненных бумаг...
Ты: Как вам мой доклад?
Директор: Ваш доклад толще Библии. Я не смог его дочитать.
В общем, единственная ситуация, когда гипербола может благоприятно повлиять на ход событий — прием на работу. И то — будь готов к тому, что тебя попросят конкретизировать.
Начальник отдела кадров: А почему, собственно, мы должны вас брать к себе в фирму? Расскажите о своих
достижениях.
Ты: Ну, например, в прошлом году я открыл в Усть-Уюйске кучу торговых точек, штук 50.
УРОК №8 ЛИТОТА
В противоположность гиперболе — намеренное преуменьшение, умаление фактов, предметов или явлений. В разговорной речи выглядит очень поэтично и слегка старомодно. Литоты прекрасно подходят для бытовых ситуаций.
Примеры
Она: Теперь ты женишься на мне?
Ты (задумчиво): Дело в том, Катя, что жизнь человека — один миг. Мы не имеем права тратить это время на пустяки.
Впрочем, и для строительства карьерной лестницы литоты могут пригодиться. Знатоки риторики называют литотой не только преуменьшение, но и нарочитое смягчение фразы. Как только ты научишься более мягко и пристойно формулировать свои самые буйные мысли, тебя сразу зауважают за силу воли и внешнее спокойствие. А все благодаря литотам.
Директор: Вы — самый безответственный сотрудник! У вас нет ни стыда, ни совести, и общаться с людьми вы тоже не умеете. Вы можете только часами использовать казенный интернет и по полдня пропадать после обеда...
Ты (твердо, но спокойно): Я не думаю, что это так. Вы неправы.
УРОК №9 ПРИТЧА
Используется, к сожалению, крайне редко. Еще Иисус из Назарета знал, что мораль, облеченная в форму короткого популярного рассказа, усваивается народом гораздо легче, чем занудные поучения. Рассказывать притчу рекомендуется при некотором стечении народа.
Примеры
Директор: По второму кварталу результаты у нас очень плохие. Совершенно не видно усилий финансового отдела, который в первую очередь должен разобраться…
Сотрудник финансового отдела: Иван Иванович, нас же мало, а бумаг этих…
Директор (после небольшой паузы): Знаете, жил когда-то один бензозаправщик. Семьи у него не было, а дел — всегда полно. Колотился он на своей АЗС с утра до ночи, даже поесть не успевал. И вот заразился как-то случайно триппером, и пришла ему пора умирать. Посмотрел бензозаправщик вокруг и заплакал: «Господи! Дел выше крыши, не могу я сейчас умереть! Кто же тогда людям помогать будет — тем, которые без бензина…» И сжалился над ним
Господь, и от триппера излечил, да еще и зарплату этому человеку повысили. Итак, работайте активнее, невзирая
на количество, больше думайте о других, и все у вас будет хорошо. Может, и бонус будет.
В притче Ивана Ивановича есть: а) занимательный и современный сюжет, б) мораль и даже в) обещание перемен к лучшему (упоминание о бонусе).
Директор: Что вы мне все время про низкую зарплату твердите! Вы — как тот крокодил, который влюбился
в Луну и только о ней и думал, пока не умер у себя на болоте!
В данном случае притча о Луне и крокодиле приводится мимоходом, она максимально сокращена. Это, однако, не делает ее менее эффективной: нерадивый сотрудник запомнит историю надолго.
УРОК №10 КАТАХРЕЗА
Это вообще высший пилотаж. Катахрезой называется риторический прием, когда ты употребляешь слова в переносном смысле, который противоречит их прямому значению. Понять это с первого раза довольно трудно, а еще труднее научиться к месту использовать. Но если научишься — реноме интересного и яркого сотрудника тебе обеспечено.
Пример
Ты: Я понимаю, Иван Иванович, — этот геморрой вам уже поперек горла, но тем не менее давайте обсудим еще раз.
Напоследок главное правило риторики: не перебарщивать. Если ты постоянно сыплешь одними изящными оборотами, тебя немедленно выгонят как говорливого дурака. Выражайся кратко, красиво и по делу. Плечи немного назад, грудь колесом. Дыши свободно, и будет тебе счастье.
Метки: красота • общение • построение • психология • рекомендации • риторика • слова • советы • фразы