Мусорное творчество

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Среди частного сектора в районе вокзала Алматы I находится жилище художника Георгия Трякина-Бухарова. Его творения, созданные из мусора, продаются на аукционе Sotheby’s и находятся в музеях.

Во дворе дома лежат горы мусора: эмалированные ванны, корпуса стиральных машин, обломки деревянной мебели и металлических конструкций.

Для Георгия все это – части еще нереализованных художественных инсталляций. Дом художника похож на незаконченный самострой. Обстановка внутри предельно простая, можно даже сказать, спартанская.

Каждый свободный угол заставлен работами Трякина-Бухарова.


– В прошлом году кочегарку сделал, а то зимой совсем замерзаю. Вот кое-как дотянул до апреля и перестал отапливать, – говорит Георгий.

Свой дом художник строит уже на протяжении сорока лет. Земля принадлежала еще его родителям, на ней размещался сарай, который Трякин-Бухаров использовал в качестве мастерской и студии.

– Одно время здесь был советский долгострой. Хотели даже построить общественный туалет. Но затем конъюнктура изменилась, и земля осталась пустой. Я жил здесь, как говорится, на чемоданах – в ожидании выселения. Этого так и не случилось, и в итоге мне удалось узаконить собственность. Потихоньку начал строительство. Сначала кухню пристроил, затем спальню. Сейчас возвожу второй этаж. В прошлом году пришлось купить дизельный котел, ведь отопление сюда не подведено. Правда, много денег на топливо уходит. Вообще, я пытаюсь создать место, где мне будет удобно творить. Но, наверное, моей жизни на это не хватит, – продолжает художник.

В строительство дома, совмещающего функции мастерской, студии и выставочного зала, Георгий вкладывает все свои и без того небольшие средства.

Свой день Георгий начинает с медитации. Затем он делает тибетскую зарядку по системе цигун. Упражнения помогают ему сконцентрироваться и настроиться на творческий лад.

Затем с утра и на протяжении всего дня художник работает над своими скульптурами и инсталляциями.

– Каждая работа для меня – озарение. Иногда иду по улице и вижу в ветках фигуру осла. Затем думаю, какие материалы нужны, чтобы реализовать задумку. Или выплесну на пол чай, и в чаинках увижу фигуру птицы. Когда мне в голову приходят такие озарения, я делаю зарисовку тушью, а затем подбираю материалы, из которых хотел бы создать инсталляцию. Взять, к примеру, мою работу "Золотое сечение". Я ехал в автобусе и увидел через окно калитку с уходящей перспективой. Я долго потом искал материал, с помощью которого можно было бы воссоздать этот оптический эффект, а затем просто разобрал свой забор. Также использовал оконную раму закрытого пожарного депо, а в центр композиции вставил маленькую иконку.

– Иногда бывает и так, что, найдя на улице что-то интересное, начинаю думать, что из этого можно сделать. К примеру, однажды увидел у подъезда выброшенную виолончель, и мне она показалась очень похожей на женское тело.

Материалы для своих работ скульптор находит прямо на улице – среди старого выброшенного хлама. Что-то он покупает на блошиных рынках. Какие-то предметы ему приносят друзья и соседи.

Системного образования наш "мусорный" художник не имеет:

– Конечно, у меня было стремление учиться, несколько раз пытался поступать, но всегда получал отказ. Затем в Москве я на полгода стал вольнослушателем в Строгановке (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. – Прим. ред.). В 1983 году в Алма-Ате открыли курс монументальной пластики, и я посещал его. В основном же занимался самообразованием.

– В Москве ходил на выставки зарубежных и российских мастеров. Многие работы сильно повлияли на меня. Сначала в основном вырезал скульптуры из дерева, но потом понял, что не нужно ограничивать себя и что я смогу творить, используя любые материалы. С 1989 года начал принимать участие в выставках современного искусства.


Трякин-Бухаров признается, что фактически живет на небольшую пенсию. Отчасти это связано с его принципами – Георгий отказывается от работы, которая ему не интересна:

– Еще в советское время я устроился в торговую рекламу. Занимался оформлением интерьеров. Последним заказом был дизайн помещений аэропорта Боралдай. Мне это все быстро надоело. Недавно приходила девушка из Dostyk Plaza, предлагала сделать что-то для них. Я отказался. Просто не могу заниматься тем, что мне не по душе.

Несколько работ скульптора находятся в экспозиции Государственного музея искусств им. Кастеева. Трякин-Бухаров постоянно участвует в тематических выставках современного казахстанского искусства. Но его искусство больше востребовано за рубежом. Инсталляции и скульптуры художника выставлялись в различных галереях Германии, США, Италии, Турции, Индии, Арабских Эмиратов, Сингапура и других стран. Несколько десятков его работ были приобретены в собрания музеев по всему миру. Инсталляция "Башня" была продана за 4000 долларов, а один из трех поросят художника, "Наф-Наф", – за 3000 долларов. А упоминавшееся уже "Золотое сечение" стало одной из первых казахстанских картин, проданных на знаменитом аукционе Sotheby’s. Но несмотря на это, особого дохода с продажи своих картин художник не имеет.

– Эти кураторы и галеристы всегда работают только на себя или покупателя, но никогда в интересах художника. Во-первых, они стараются занизить цену на работу, чтобы быстрее ее продать. Во-вторых, как правило, забирают себе 40% прибыли. Да еще и что-то мухлюют с ценами. В итоге работа становится нерентабельной. Да, конечно, иногда что-то покупают, и эти средства помогают улучшить быт. Когда ко мне заходили девушки из Sotheby’s, у меня как раз не работало отопление. Они замерзли и, думаю, отчасти из-за этого решили приобрести работу, чтобы поддержать меня. Да и Музей искусств им. Кастеева недавно кое-что купил, когда там узнали, что я в бедственном положении, – говорит Георгий.

Сам художник подходит к оценке стоимости своих работ весьма оригинальным образом. Вот как он оценил инсталляцию "Геноцид", посвященную репрессиям 30-х годов, когда ее привозили на симпозиум в Сингапур:

– Я указал цену 25 тысяч долларов. Почему столько? Все очень просто! Когда во времена Сталина человек сидел 10 лет, то это называли "детским сроком" и добавляли еще 15. Так и получилось 25.

Георгий решает провести для нас экскурсию по своему дому-студии:

– Вот этого мустанга делал для одной выставки в Астане, кажется, к Дню независимости. Тут применена смешанная техника – сочетание дерева и металла. В нем есть части старой мебели, детали от мотоцикла. Зубы лошади сделал из пластмассовых формочек для льда.

– Идея скульптуры "Геноцид" пришла, когда со склада в детском парке, где я тогда работал, выбросили стул. Я разобрал его. Думал, что получится трон. Потом пригляделся и увидел в нем фигуру Сталина. Старые счеты у меня уже были. Затем нашел детали от патефона. Впервые эту работу выставлял в 1989 году. Тематика выставки, кажется, была связана с репрессиями.

В доме у Трякина-Бухарова отдельно лежат инструменты для работы по дереву и резки камня.


– Коллаж "Иконостас". В нем отражены современные ценности. Тут вырезки из рекламы, журналов, буклетов, кинобилеты, плакаты и прочее. Эта работа меняется на протяжении времени – я вклеиваю в нее новые обрывки.

– А это мой "Нуф-Нуф" из эмалированной посуды. Он из серии "Три поросенка", которую я делал в период сноса ветхого жилья и самостроя. Тогда владельцам домов давали очень маленькие компенсации, все равно что съедали, как тех поросят из сказки. Кроме трех свиней я планировал также сделать волка-застройщика, но пока не создал его.

– Вот "Пиг" – современный вариант "Ниф-Нифа". В старом варианте он сделан из чугунка и двух утюгов. А этого я сотворил из корпуса компьютера и удачно найденной на улице подставки.


– "Батыр" был выставлен на третьем ArtBatFest на площади перед ТРК "Алмалы". Это посвящение Молдакулу Нарымбетову – основателю арт-группы "Кызыл трактор". У него была подобная работа, но сделанная из покрышек.


Свой дом Георгий также превращает в произведение искусства. Он создает композицию, которую называет своим гербом.


– Меня беспокоит судьба моих работ. Пора уже задуматься об этом, провести инвентаризацию. Боюсь, что до смерти не успею закончить дом. Как бы мои работы не оказались просто выброшены на свалку. Я слышал, что такое происходило с моими коллегами.

Остается только пожелать Георгию долгих лет жизни и завершения многолетнего строительства. Как знать, быть может, художественные инсталляции этого чудаковатого человека когда-нибудь будут украшением лучших музеев мира, а на аукционах коллекционеры будут готовы выложить за них миллионы.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //