Методы воспитания детей, которые не действуют

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Если ты думаешь, что тебе сейчас будут вещать про ремень и угол, то ошибаешься — речь пойдет не о столь очевидных вещах.

«Клин клином вышибают»

Когда ты выяснишь, что вместо нормальных школьных обедов твой ребенок тратит деньги на газировку и пиццу, или обнаружишь его покупающим шоколадный батончик на пропавшие из твоего кармана деньги, не теряй самообладания.

Некоторые хитроумные родители искренне верят, что если дать ступившему на скользкий путь отроку то, что он хочет (печенье, варенье) и сколько хочет (ящик, бочку), тот потеряет всякий интерес к предмету вожделения. Увы, не потеряет. Заложить основы здорового питания в детский мозг при помощи пережора и расстройства кишечника очень трудно (такое бывает, но случайно — я однажды съел на спор одиннадцать чебуреков и несколько лет не мог на них смотреть без ужаса). Только личный пример, только демонстрация последствий, только спорт и режим.

«Чтобы раз и навсегда запомнил»

Многие граждане почему-то считают, что воспитывать детей надо громко и страшно — чтобы у тех больше не возникало помысла уронить шапку в клей, схватить грязными руками блин или потеряться в толпе провожающих. В такие моменты спокойный вроде бы человек начинает истерично кричать, топать ногами и размахивать руками. В итоге, дети вырастают пугливыми, агрессивными и никак не могут избавиться от топающего орущего папы в голове. А по какому поводу он орет, никто уже не помнит. Не ори. Просто скажи все то же самое, но без крика — и тебя услышат. Когда-нибудь.

«Пятерка — сто рублей, две — триста»

Чего уж там — редкий родитель не платил своему ребенку за хорошие оценки, тут тебе и поощрение, и навыки рыночных отношений, и главное — сначала все так хорошо работало! На самом деле, ничего не работало — ребенку просто нравилось получать деньги за то, что он раньше делал бесплатно. Им движут краткосрочные позывы обогащения, никакой системы там и в помине нет. Это у тебя семья и дети, ремонт и ипотека — ради денег можно иногда жертвовать смыслами.

Для ребенка интерес стоит на первом месте: если он не понимает, зачем ходит в школу, не сформулировал для себя цель ученических мучений — не будет результата, хоть на зарплату его посади. Учить учиться — особое мастерство. Но никогда не плати за оценки, так ты усугубишь положение. Если считаешь, что пора приучать к рынку — выдавай карманные деньги, пусть ведет свою бухгалтерию.

«Вырастешь — спасибо скажешь»

Само собой, этот глупый детеныш не способен сделать правильный выбор. Ну зачем ему секция по фигурному катанию, когда в той же школе — хоккей? Вырастет — спасибо скажет за то, что в мужской спорт отдали. Нет, ну пусть музыке учится — кто против? Только что это за инструмент — виолончель, прости господи! Ни в поход не взять, ни в вагон.

То ли дело — гитара. Вырастет — спасибо скажет. Нет, эта плюшка вкуснее и полезнее. Нет, этот свитер теплее и красивее. Дружил бы лучше с Васей — такой толковый парень… Не порть ребенку детство (да и жизнь, строго говоря). Вырастет — все припомнит.

«Бросай в воду — сам поплывет»

В этой незамысловатой концепции есть здравое зерно: чем дольше ты решаешь за ребенка проблемы и не даешь ему проявить себя, тем меньше у него шансов на успех. Однако, некоторые родители воспринимают прием «бросай в воду» слишком буквально. Если ребенок говорит, что ему страшно оставаться одному в квартире, не стоит делать это в профилактических целях — вырастишь невротика. Если он боится идти в школу, потому что достают одноклассники, — не нужно его гнать туда «проявлять характер». Подумай лучше, как ему помочь, не бросай в терновый куст. Когда-нибудь его мозг окрепнет настолько, чтобы разобраться со своими страхами, — этот момент шоковой терапией не приблизить.

«Я своих решений не меняю»

Опять же — если речь идет о четкой системе правил, которую вы приняли в семье — то менять ее нельзя. Это ваша внутренняя Конституция. Отбой — в 22:00. Компьютер — после выполнения домашних заданий. Секс — после свадьбы (шутка). Если ты в начале недели назначил дельфинарий на субботу, не меняй планов только потому, что друг позвал на рыбалку — иначе ребенок будет считать, что он тоже вправе нарушить любую договоренность.

Другое дело — оставляя за собой последнее слово, игнорировать обстоятельства. Если ты не меняешь своих решений, потому что не хочешь признавать ошибок или просто тебе так удобнее — не льсти себе: в детских глазах ты предстаешь не как кремень, а как идиот.

«Хвалить надо больше»

Обычно детей обильно хвалят люди, начитавшиеся статей о комплексе неполноценности: таким образом родители хотят внушить ребенку уверенность в собственных силах. Ирония судьбы в том, что отрок, привыкший к комплиментам по всякому незначительному поводу, оказавшись в равнодушном мире чужаков тут же почувствует себя неудачником. Иными словами, захваливая ребенка, ты в потенциале и формируешь ему комплекс неполноценности. Все просто: хвали по делу.

«Выбор должен быть без выбора»

Методика, пришедшая в педагогику из НЛП, на первый взгляд, вполне эффективна. Одно дело — спросить «Ты будешь делать уроки?» и совсем другое — «Ты сейчас будешь делать уроки или вытирать пыль с полок?». Иллюзия выбора оставляет у дитяти ощущение, что решение принял он сам, без давления. Увы, метод этот одноразовый — скоро ты услышишь в ответ: «Ничего». Так что не части.

«Если я не научу — кто научит?»

Сам по себе этот посыл не заслуживает порицания — жизненным премудростям ребенка должен учить родитель. Вопрос — как это делать. Обычно урок начинается со слов: «опять неправильно» и «снова не так». С критикой — как с похвалой — легко переборщить. Хитрые предки действуют по принципу «не навреди» — говорят о том, что сделано хорошо, а не о том, что плохо. Ученик сам понимает, где облажался.

«Надо объяснять последствия»

Надо, но так, чтобы ребенок тебя понимал. Фразы, вроде «Если не будешь чистить зубы, зуб заболит, и дядя-доктор вырвет его щипцами» или «Не будешь учить математику — пойдешь работать дворником», совершенно не действуют на детей, которым не вырывали зубов и которые не работали дворниками. Не тупи красноречие, лучше помоги превратить скучные занятия в игру — «Капитан-щетка против злых бактерий» и тому подобное.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //