Любимые журналы Советского Союза. Эпоха, когда не было интернета


В нашем детстве и юности Интернета не было. Но информационного голода страна не испытывала. Всё самое важное и интересное мы находили в книгах, телепередачах и периодических изданиях. Каждая советская семья выписывала несколько наименований газет и журналов. Выхода нового номера любимого периодического издания граждане СССР ожидали с нетерпением.

Каталог советских периодических изданий представлял собой довольно увесистый фолиант, где, кроме порядка 8 тысяч газет, были указаны подписные индексы на несколько сотен журналов — как всесоюзных, так и республиканских.

В конце каждого года в советских семьях начинался очень ответственный процесс – оформление годовой подписки на советскую периодику. Родители выписывали свои газеты и журналы, а для ребятишек обязательно выписывали детскую периодику, особенно дети радовались свежим номерам детских журналов в почтовых ящиках. Цветной журнал «Мурзилка», пахнущий свежей типографской краской, таил под своей обложкой целый мир! Чтение журнала начиналось тут же, у почтового ящика.

Любое государство мира, какого бы социального устройства оно ни придерживалось, всегда занималось и занимается воспитанием подрастающего поколения в духе избранного им государственного устройства. Советский Союз не стал в этом смысле исключением из правила, и уже с первых лет своего образования стал уделять большое внимание коммунистическому и революционному воспитанию юных граждан.

Интересные рассказы, стихотворения и очерки, написанные талантливыми писателями, быстро находили горячий отклик в детских сердцах. Самый первый советский детский журнал «Северное сияние» стал выходить в 1919 году в Ленинграде и Москве. Его создателем стал писатель Максим Горький. Он особенно подчёркивал необходимость того, что ребёнок должен быть всесторонне просвещён, у него должна быть воспитана непоколебимая вера в людей, вера в свои силы и способности. Этот журнал представлял своего читателя, как ребёнка из народа, который растёт не в тепличных условиях, а в реальном мире борьбы за коммунистические идеалы. Журнал «Северное сияние» выходил почти год и на своих страницах печатал рассказы о жизни детей до революции и после неё, научные знания о мире и природе подавались в виде сказок, а в приложении к журналу печатались учебные пособия, географические карты, игры.

Очень часто авторами очерков, стихотворений, рассказов были сами ребята – юные корреспонденты, и из первых уст юные читатели узнавали о подвигах своих сверстников, спасших кого-то от огня, из воды. Отчёт о делах юных тимуровцев, о ребятах, помогавших взрослым в сборе урожая, о многом другом можно было прочитать в советских журналах для детей. Особое место занимали пионеры – передовой отряд подрастающего поколения, и дела пионерской организации им. Ленина подробно освещались в «партийном» журнале «Пионер». Этот журнал тоже можно назвать «долгожителем», он издаётся с 1924 года и поныне, правда, сейчас его содержание совершенно изменилось.

В годы Великой Отечественной войны советские журналы для детей тоже издавались, такие журналы как «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята» не оставили своих маленьких читателей в те страшные голодные годы, даже в блокадном Ленинграде, несмотря на ужасные условия, выходил детский журнал «Костёр».

Самые интересные познавательные журналы — «Юный натуралист», «Юный техник», «Моделист-конструктор» наиболее популярны стали в спокойные мирные 60-80 годы прошлого века. Сколько ребят, отбив поначалу молотком пальцы, сами строили скворечники и синичники, кормушки и поилки, заготавливали сено на зиму для лесных обитателей – оленей, лосей, зайцев. Очень многие открыли в себе талант изобретателя или «технаря». Сколько девчонок научились шить куклам одежду, мастерить мягкие игрушки, вышивать. А всем в пионерских походах пригодились умение ставить палатки, быстро разжигать костры, готовить еду на костре, ориентироваться по сторонам света.

Советские детские журналы, несмотря на политизированность, на своих страницах учили детей дружбе и взаимовыручке, уважению по отношению к старшим, увлечённости в учёбе, необходимости защищать слабых и маленьких, да просто – любить свою Родину, беречь её природу, честно и добросовестно работать на благо всех! Скажите, что в этом плохого?

Многие отрасли советской науки и хозяйства имели свой журнал: «Радио» — настольная книга для любителя собственноручно спаять транзисторный приемник, «Естествознание и марксизм», «Коневодство и конный спорт», «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры», «Зарубежное военное обозрение», «Фельдшер и акушерка», «Кролиководство и звероводство». Многие переводчики буквально кормились в ВИНИТИ – Всесоюзном институте научной и технической информации, издававшем реферативные журналы по различным научным вопросам, таким, например, как микробиология или геофизика. Любимы в народе были научно-популярные издания, типа «Химии и жизни», «Науки и жизни», «Техники – молодежи» или «Знания – силы». Их отличали неформальный подход к науке, способность вызвать интерес аудитории к предмету описания – именно такие журналы создавали положительный и оригинальный образ ученого в СССР.

Надо отметить, что свои журналы издавали практически все государственные структуры, общественные, профессиональные, молодёжные организации, армия и флот, пожарные и милиция.

Миллионы советских женщин выписывали «Работницу» или «Крестьянку», а потом вырезали из этих журналов советы по домоводству и вязанию, рецепты, которые многократно использовали.

На годовую подписку читающая советская семья тратила до 150 рублей, на прессу денег не жалели. Человек – существо любознательное, а источником знаний и новостей в то время было телевидение с двумя каналами, радио, газеты, соседи и сослуживцы. Более интересные и занимательные события описывались как раз в журналах. Были случаи, когда «достойному и любимому» сотруднику коллектив вскладчину оформлял годовую подписку на совершенно чудный журнал, например «Свиноводство», «Советик геймланд» на идиш, или «Коммунист Таджикистана» на таджикском языке. Такое интеллигентное было проявление плохого отношения к непорядочному человеку.

Особая тема – литературные журналы: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «Литературная учеба», «Юность», «Аврора». За ними охотились, их давали почитать на одну ночь, на них всеми правдами и неправдами стремились оформить подписку – она была лимитирована и распространялась по научно-исследовательским институтам или райкомам партии. А уж номер «Искателя», где печаталась, в основном, фантастика, был не подвергающейся сомнению ценностью. Если твой рассказ о буднях советского рабочего напечатали в «Юности» — считай, пришла слава, и тебя включили в пантеон, тем более что главными редакторами этих журналов в советское время были настоящие литературные небожители: Твардовский, Полевой, Катаев, Всеволод Вишневский, Баруздин, Сурков.

Журналов в Стране Советов издавалось много, и некоторые до сих пор вспоминаются с теплотой и радостью. Умные, грамотные, содержательные статьи в журналах «Здоровье» и «Наука и жизнь», доверительные и человечные статьи в «Работнице» и «Крестьянке», журналы «Советский экран» и «Журнал мод», приоткрывающие дверку в мир кино и подиумов, красивых людей и одежды! Для очень многих советских людей журналы в почтовом ящике были привычным явлением, а рейтингов никто не проводил, многомиллионные тиражи говорили сами за себя.

Часть журналов, несмотря на почти полное отсутствие рекламы своей деятельности, издаётся и в современной России.

Веселые картинки


«Весёлые картинки» — детский юмористический журнал, рассчитанный на детей от 4 до 10 лет. Издавался ежемесячно с сентября 1956. Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960—80-е годы. В начале 1980-х годов его тираж достигал 9,5 млн экземпляров.

Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организует досуг всей семьи, поскольку маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка.

Название журнала было выбрано исходя из того, что забавные и весёлые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями, всегда нравятся маленьким детям. Исторически «Веселые картинки» вышли из «Крокодила», — отцом основателем и первым редактором журнала стал «Крокодильский» карикатурист Иван Семенов. Он же нарисовал и главного героя – Карандаша, ставшего символом журнала. Карандаш – художник, об этом говорит весь его внешний вид: свободная блуза, берет, красный бант на шее и красный грифель вместо носа. Он – вдохновитель группы веселых человечков, он и его друзья, Самоделкин, Буратино, Чиполлино, Незнайка, — постоянные герои «Веселых картинок». О них – первый советский комикс. С ними же были связаны постоянные рубрики журнала. В «Школе Карандаша» детей учили рисовать, в «Школе Самоделкина» — делать игрушки своими руками, в «Веселой азбуке» знакомили с буквами.

В 1977 году в журнале «Веселые картинки» заканчивается одна эпоха и начинается новая. На смену Чуковскому, Барто, Михалкову, Сутееву приходят «молодые и наглые»: главный редактор Рубен Варшамов, а с ним художники-нонкомформисты Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эдуард Гроховский, Александр Митта и «новые детские»: Эдуард Успенский, Андрей Усачев, Евгений Милутка.

В 1979 году художник Виктор Пивоваров создает новый логотип любимейшего детского журнала «Веселые картинки». Отныне у журнала появляется свой логотип: буквы-человечки, из которых складывается название журнала.

«Весёлые картинки» являлись единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре. В частности, на страницах журнала не публиковались обязательные для прессы извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л. И. Брежнев и появилась директива опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий, редакции «Весёлых картинок» удалось доказать, что на фоне названия журнала это будет выглядеть крайне неуместно.

Мурзилка


«Мурзилка» — популярный ежемесячный детский литературно-художественный журнал. До 1991 года являлся печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации.

Мурзилка — маленький лесной человечек, существовавший в популярных книгах для детей конца ХIХ века. Его придумал канадский писатель и художник Палмер Кокс, описавший карликовый народец брауни, родственный домовым. Сначала это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом Мурзилка стал обыкновенной маленькой собачкой, помогающей всем, кто попал в беду.

16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Мурзилка был маленькой белой собачкой и появлялся вместе со своим хозяином — мальчиком Петей. В 1937 году художник Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ щенка-корреспондента Мурзилки — жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо. Впоследствии персонаж эволюционировал в мальчика-корреспондента, приключениям которого были посвящены также несколько мультфильмов.

В журнале начинали свой творческий путь такие писатели, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто и Николай Носов. В 1977—1983 годах в журнале печаталась детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и её агентов, а в 1979 году — научно-фантастические сны «Путешествия туда и обратно» (автор и художник — А. Семёнов).

В 2011 году журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.

Пионер


«Пионер» — ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации для пионеров и школьников.

Первый номер вышел 15 марта 1924 года и был посвящён В. И. Ленину. Считается библиографической редкостью, поскольку автором очерка о Ленине был Лев Троцкий, и выпущенные экземпляры впоследствии были уничтожены.

На страницах «Пионера» выступали Н. К. Крупская, М. И. Калинин, Ем. М. Ярославский, писатели С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, Л. А. Кассиль, Б. С. Житков, К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, В. А. Каверин, А. Л. Барто, Виталий Бианки, С. В. Михалков, Юрий Сотник, В. П. Крапивин, Ю. Козлов, Э. Успенский и др. В 1938 году в журнале печаталась сказка «Старик Хоттабыч» Л. И. Лагина.

«Пионер» имел постоянные разделы школьной и пионерской жизни, публицистики, науки и техники, искусства, спорта, детского художественного творчества. Журнал организовывал работу тимуровских команд и отрядов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1974). Тираж в 1975 году составлял свыше 1,5 млн экземпляров. Максимальный тираж — 1 860 000 экземпляров — был достигнут в 1986 году.

Журнал издаётся до настоящего времени (небольшим тиражом — 1500 экземпляров в марте 2015 года).

Костёр


«Костёр» — ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников. Был основан при издательстве «Детская литература» в 1936 году. Выходил с июля 1936 по 1946 гг., затем после десятилетнего перерыва выпуск был возобновлен в июле 1956 года.

В разное время «Костёр» являлся органом ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР. В нём печатались Маршак, Чуковский, Шварц, Паустовский, Зощенко и многие другие.

В этом журнале работал Сергей Довлатов. И в нем же состоялась первая публикация Иосифа Бродского в советской печати. Так же здесь впервые были опубликованы некоторые произведения известных зарубежных детских писателей — Джанни Родари и Астрид Линдгрен.

Юный техник


«Юный техник» — ежемесячный детско-юношеский журнал о науке и технике.

Основан в Москве в 1956 году как иллюстрированный научно-технический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации для пионеров и школьников.

В популярном виде доносит до читателя (в первую очередь школьника) достижения отечественной и зарубежной науки, техники, производства. Побуждает к научно-техническому творчеству, содействует профессиональной ориентации школьников. Регулярно публикует произведения известных писателей-фантастов — Кира Булычёва, Роберта Силверберга, Ильи Варшавского, Артура Кларка, Филипа К. Дика, Леонида Кудрявцева и других.

Юный натуралист


«Юный натуралист» — ежемесячный научно-популярный журнал для школьников о природе, природоведении, биологии и экологии. Основан в июле 1928 года. С 1941 по 1956 год не издавался. В некоторые годы тираж журнала достигал почти 4 млн экземпляров.

Журнал знакомит детей со всем многообразием жизни животного и растительного мира, воспитывает любовь к природе, учит бережно относиться к её богатствам, способствует выработке у школьников материалистического понимания явлений природы, в популярной форме рассказывает о новейших открытиях биологической науки. "Ю. н." пропагандирует передовой опыт юннатских кружков, ученических производственных бригад, школьных лесничеств и др., даёт читателям практические советы по уходу за аквариумом — уголок "За стеклянным берегом"; для юных садоводов и овощеводов — раздел "Во саду ли, в огороде" и т. д.

Среди заявленных целей издания — воспитание у подрастающего поколения любви к Родине и природе, биологии и экологии. В журнал можно присылать свои рисунки, стихи. Существовал конкурс юных натуралистов.

В журнале публиковали свои статьи В. В. Бианки, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, В. А. Солоухин, И. И. Акимушкин, В. В. Чаплина и другие писатели, И. В. Мичурин, К. А. Тимирязев, В. А. Обручев, В. К. Рахилин и другие учёные и популяризаторы науки.

Ровесник


«Ровесник» — молодёжный журнал, выходящий с июля 1962 года. Основная аудитория — молодёжь от 14 до 28 лет. Он стал настоящим прорывом для издательского дела в Советском союзе. Это был первый журнал, ориентированный исключительно на молодежь. Кроме того, именно в нем впервые затронули недоступные прежде темы: рок-музыка, жизнь западной молодежи и другие. В журнале также публиковали рецензии на свежие фильмы и музыкальные альбомы. Нет нужды говорить, что журнал пользовался популярностью в советское время. Молодежь зачитывала журнал «Ровесник» до дыр, тиражи достигали миллионов экземпляров.

В 1980-х и 1990-х годах в «Ровеснике» публиковалась «Рок-энциклопедия Ровесника» — практически первый опыт рок-энциклопедии на русском языке. Писал её Сергей Кастальский, и в каждом номере публиковались несколько статей энциклопедии, в алфавитном порядке. Вся «Рок-Энциклопедия» Кастальского была издана книгой в 1997 году. Всего в ней содержится 1357 статей о рок-музыке, 964 иллюстрации, 210 обзоров альбомов, 49 статей о музыкальных стилях, дискографии, тексты песен.

На данный момент «Ровесник» является популярным ежемесячным журналом о музыке, шоу-бизнесе, новинках кино, видеофильмах, образовании, отдыхе и развлечениях, выходящий тиражом 30 000 экземпляров.

Юность


«Юность» — литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Выходит в Москве с 1955 года. Был основан по инициативе Валентина Катаева. До 1991 года журнал являлся органом Союза писателей СССР, в дальнейшем он стал независимым изданием.

«Юность» отличалась от остальных литературных журналов большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. Существовали постоянные разделы «Наука и техника», «Спорт», «Факты и поиски». Одним из первых журнал осветил явление бардовской песни (статья А. Гербер «О бардах и менестрелях»), а в восьмидесятые годы — «митьков».

Одно перечисление редакторов и авторов журнала «Юность» выглядит, как летопись советской литературы 50-х-90-х: Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Окуджава, Искандер, Рубцов, Гладилин, Горин, Арканов, Кир Булычев, Римма Казакова, Олжас Сулейменов, Борис Васильев, Аксенов, Войнович, Ковальджи — откроешь архивный номер «Юности», и все они здесь, все еще молодые и улыбаются с фотографий. «Юность» всегда оставалась юностью, и старалась идти в ногу со временем.

«Юность» пережила два девятых вала популярности: в 60-х и в конце 80-х. Тогда каждый номер становился событием частной жизни читателя.

В «Юности» присутствовали также цветные вкладки, посвящённые живописи, где среди прочих выступали такие художники, как Алексей Леонов, Илья Глазунов, Михаил Шемякин, Вагрич Бахчанян и другие. В 60—70-х годах как журнал в целом, так и отдельные авторы, подвергались партийной критике. В 1987 году был открыт постоянный публицистический молодёжный дискуссионный раздел «20-я комната», который быстро приобрёл большую популярность у читателей.

Одной из наиболее характерных особенностей «Юности» был юмористический раздел, который в 1956—1972 годах носил название «Пылесос», позже — «Зелёный портфель». Редакторами раздела в разное время были Марк Розовский, Аркадий Арканов и Григорий Горин, Виктор Славкин и Михаил Задорнов.

Эмблема «Юности» — одноимённая линогравюра литовского художника-графика Стасиса Красаускаса, являющаяся одним из наиболее известных произведений автора («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос». Она воспроизведена на надгробии художника.

Смена


«Смена» — иллюстрированный популярный гуманитарный журнал с сильными литературными традициями. Основанный в 1924 году, он был самым массовым молодёжным журналом Советского Союза. К концу 1980-х годов тираж «Смены» достигал более трёх миллионов экземпляров.

«Смена» была основана решением ЦК РКСМ как «двухнедельный журнал рабочей молодёжи». Обложки первых номеров оформлены известным советским художником, основоположником конструктивизма Александром Родченко. Его яркие, модные обложки сразу привлекли большую аудиторию читателя. Поэт Владимир Маяковский, с не терпящей возражений аргументацией, призывал молодежную аудиторию на страницах первых номеров журнала «Смена»: «Будь готов сменить стариков, читай журнал «Смену».

С момента основания в журнале выходили премьерные публикации книг, становившихся позже бестселлерами. Именно в «Смене» появились первые рассказы Михаила Шолохова и Александра Грина, стихи Владимира Маяковского, опубликовали свои первые произведения Константин Паустовский, Лев Кассиль, Валентин Катаев. Были напечатаны отрывок из нового романа Алексея Толстого «Пётр I» и его сказка «Приключения Буратино». В 1975 году на страницах «Смены» появился роман братьев Вайнеров «Эра милосердия». В разные годы с журналом «Смена» сотрудничали И. Бабель, М. Зощенко, А. Горький, А. Платонов. На страницах журнала «Смена» публиковались А.Фадеев, В. Астафьев, В. Быков, Ю. Нагибин, Ю. Семенов, братья Стругацкие.

С момента основания информационно-публицистический раздел всегда выполнял в основном пропагандистскую роль, но с началом перестройки в середине 80-х годов главным редактором стал Альберт Лиханов, а редактором отдела литературы и искусства — Валерий Винокуров, и журнал раскрыл для молодежи ранее запретные темы — борьба с ханжеством, бюрократией, рок-музыка, молодежные субкультуры и прочую интересную информацию.

Радио


«Радио» — массовый ежемесячный научно-технический журнал, посвящённый радиолюбительству, домашней электронике, аудио/видео, компьютерам и телекоммуникациям.

Первый выпуск, под названием «Радиолюбитель», вышел 15 августа 1924 года и выходил раз в две недели. В середине 1930 года был переименован в «Радиофронт». В конце 1930 года произошло слияние редакций журналов «Радиофронт» и «Радиолюбитель». В дальнейшем журнал выходил под названием «Радиофронт» до июля 1941 года. Первый послевоенный номер журнала вышел в 1946 году уже под названием «Радио».

Журнал неоднократно публиковал обучающие циклы для начинающих. Первый цикл статей «Шаг за шагом», начатый в мае 1959, начинал с основ радиопередачи и приёма, а заканчивал постройкой сетевого лампового супергетеродинного вещательного приёмника ДВ и СВ. В 1970 году в журнале было опубликовано описание легендарного радиолюбительского трансивера Юрия Кудрявцева (UW3DI) на электронных лампах. Коротковолновики растиражировали эту конструкцию в тысячах экземпляров.

В 1983 году в журнале публиковалось описание и схема первого советского радиолюбительского компьютера «Микро-80». В 1986 году в журнале были опубликованы схемы, описания и коды программ радиолюбительского компьютера «Радио 86РК», намного более простого в сборке и наладке чем «Микро-80» и программно совместимого с ним. В 1990 году в журнале был опубликован цикл статей о персональном радиолюбительском компьютере «Орион-128», который был совместимым с РК-86, но обладал более широкими возможностями.

Техника-молодежи


«Техника — молодёжи» — ежемесячный научно-популярный и литературно-художественный журнал. Издаётся с июля 1933 года. В первые годы своего существования «Техника-молодежи» была сугубо техническим изданием, в котором присутствовала изрядная доля идеологического материала.

Для привлечения подписчиков ЦК ВЛКСМ была проведена масштабная кампания, в результате которой уже в 1935 году некоторые номера выходили тиражом более 150 тыс. экземпляров. Тогда же в журнале начала публиковаться фантастика, публиковались лучшие произведения советской и зарубежной фантастики.

Журнал стал одним из немногих научно-популярных изданий, выходивших в СССР во время войны. Единственный перерыв был сделан в период с октября 1941 года по март 1942.

Редакцией журнала организовано свыше 20 всероссийских и международных смотров-конкурсов автомобилей самодеятельных конструкций. С использованием материалов журнала и с участием его авторов на телевидении выходила передача «Это вы можете». Под руководством журнала создавались многочисленные кружки и секции, клубы юных аквалангистов и конструкторов самодельных автомобилей.

За время своего существования журнал оказал влияние на несколько поколений советских граждан. Он помогал раскрыть потенциал изобретателей, новаторов и рационализаторов — многие из них признавались, что еще подростками зачитывались каждым выпуском «Техники-молодежи».

Помимо этого, журнал популяризировал многие виды спорта, ныне распространенные, такие как дельтапланеризм, скейтборд, горные лыжи и др.

Журнал «Техника-молодежи» — одно из популярнейших изданий СССР, в архиве которого более 900 выпусков, а общий тираж составил более миллиарда экземпляров!

Моделист-конструктор


«Моделист-конструктор» (до 1966 г. «Юный моделист-конструктор») — ежемесячный популярный научно-технический журнал.

Первый выпуск журнала под названием «Юный моделист-конструктор» вышел в августе 1962 года под напутствием известных авиаконструкторов А. Туполева, С. Ильюшина, а также космонавта Юрия Гагарина. До 1965 года журнал (точнее, альманах) выходил нерегулярно, всего издано 13 выпусков. С 1966 г. он стал ежемесячным подписным изданием и сменил название на «Моделист-конструктор».

Журнал способствовал развитию и распространению технического творчества среди населения страны, а также популяризации таких видов спорта и моделирования, как: картинг, багги, трассовый моделизм, самодеятельное автостроение, любительское конструирование планеров и сверхлёгких самолетов, веломобилей и одномоторной техники, средств малой механизации для садов и огородов.

В каждом номере журнала публикуются чертежи и схемы самых разнообразных конструкций — от приспособлений для домашнего хозяйства до самодельных микроавтомобилей и любительских самолётов (в этом плане журнал является единственным в стране), а также материалы по истории техники и движению самодеятельных конструкторов в стране и за рубежом. Авторами журнала являются как известные изобретатели и конструкторы, так и просто любители техники и народные умельцы.

Знание — сила


«Знание — сила» — научно-популярный и научно-художественный журнал. Публикует материалы о достижениях в различных областях науки — физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии, психологии, социологии. Девиз журнала — высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Knowledge itself is power» («Знание само по себе — сила»).

Первый номер издания вышел в январе 1926 года. На его заглавном листе значилось «Ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков».

Журнал недолго сохранял своё первоначальное, общепросветительское направление. В стране началась эпоха «ударной индустриализации», и в 1928 году журнал изменил профиль. Силами его редакции тогда был создан новый журнал — «Юный натуралист», а «Знание — сила» стал органом юных техников.

С началом Великой Отечественной войны издание журнала было приостановлено и возобновлено в 1946 году усилиями бывшего главного редактора Льва Жигарева в издательстве «Трудрезервиздат».

Во второй половине 1960-х годов журнал, активно сотрудничавший с известными художниками-оформителями, среди которых Октавио Феррейра де Араужо, Вагрич Бахчанян, Евгений Бачурин, Анатолий Брусиловский, Макс Жеребчевский, Владимир Зуйков, Франсиско Инфантэ-Арана, Вячеслав Калинин, Борис Лавров, Дмитрий Лион, Эрнст Неизвестный, Николай Попов, Юло Соостер, Ильдар Урманче, Эдуард Штейнберг и др., стал одним из лучших иллюстрированных периодических изданий СССР. В 1967 году тираж журнала достиг рекордной цифры — 700 000 экземпляров.

В 1968 году в результате конфликта главного редактора с учредителем — Госкомитетом по профтехобразованию — журнал был передан Всесоюзному обществу «Знание».

Наука и жизнь


«Наука и жизнь» — ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал широкого профиля. Он был основан в 1890 году. Тираж журнала в 1970-х—1980-х годах достигал 3 млн экземпляров и являлся одним из самых высоких в СССР.

Главный редактор журнала «Наука и жизнь» большевик Н.Л. Мещеряков после революции реорганизовал некогда популярное в России издание, выбрав «марксистско-ленинский» путь в освещении всех материалов. Однако, как и в дореволюционном издании, обновленный журнал «Наука и жизнь» главной своей задачей перед читателем ставил популяризацию знаний и сообщение всех выдающихся научно-практических новостей в возможно популярной форме.

Вскоре издание приобретает большую популярность, как в научной среде, так и у простого читателя. С 1938 года журнал «Наука и жизнь» становится печатным органом АН СССР.

Популярность журнала «Наука и жизнь» стала стремительно возрастать в 60-е годы, не хватало бумаги, чтобы обеспечить огромный тираж, в котором нуждался советский читатель. Уже к середине 60-х годов тираж вырос более чем в 20 раз. Пришлось ограничивать подписку.

Широкий спектр интересных публицистических материалов на различную тематику отражают названия самих рубрик: «Наука на марше», «Ваше свободное время», «Коротко о науке и технике», «Дела домашние», «Развлечения не без пользы». Научные открытия и технические достижения, рассказы и отрывки из литературных произведений писателей-фантастов, околонаучные гипотезы и их опровержения, досуг с техникой, сделанной своими руками, головоломки — это далеко не весь перечень интересных материалов на страницах журнала «Наука и жизнь».

Сегодня журнал «Наука и жизнь» выходит в печатном и электронном форматах — на любое из предпочтений читателя.

Вокруг света


«Вокруг света» — старейший российский научно-популярный и страноведческий журнал, выпускающийся с декабря 1860 года. За время существования он сменил несколько издателей. С января 1918 по январь 1927 и с июля 1941 по декабрь 1945 журнал не издавался. Тематика статей — география, путешествия, этнография, биология, астрономия, медицина, культура, история, биографии, кулинария.

С 1961 года издаётся литературное приложение «Искатель», в котором публикуются приключенческие и фантастические произведения. Среди публиковавшихся авторов — Рэй Брэдбери, Франсис Карсак, Роберт Шекли, Айзек Азимов, Станислав Лем, Артур Кларк, Роберт Хайнлайн, Клиффорд Саймак, Ольга Ларионова, Синклер Льюис, Лазарь Лагин, Кир Булычёв и другие советские и зарубежные авторы.

Терпкий запах советских реалий
И журналов зачитанных пыль
Мы старательно так забывали,
Что никто до сих пор не забыл
Может вправду тогда было лучше,
Если светлая теплится грусть,
Жить как раньше - взаймы до получки,
Если дождь - говорить "ну и пусть!",
Холодок ощущая на коже,
Плыть куда шалый ветер несет...
Просто раньше мы были моложе,
Вот и легче смотрели на всё.

Советское фото


«Советское фото» — ежемесячный иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР. Был основан в 1926 году советским журналистом М. Кольцовым. Издание журнала началось в Москве под эгидой организованного им акционерного издательства «Огонёк», преобразованного в 1931 году в «Журнально-газетное объединение». Перерыв в издании — 1942—1956 годы.

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории фотографии. В 1976 году тираж журнала достигал 240 тысяч экземпляров. В том же году был награждён орденом «Знак Почёта».

С 1992 года стал называться «Фотография». В последние годы своего существования был существенно сокращён тираж и штат редакции. Прекратил печататься в середине 1997 года.

Кругозор


«Кругозор» — литературно-музыкальный и общественно-политический иллюстрированный журнал с приложениями в виде гибких грампластинок. Выходил с 1964 года. Издавался Государственным комитетом Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, выпускался издательством «Правда» и Всесоюзной студией грамзаписи.

У истоков журнала были Юрий Визбор, проработавший в нём 7 лет с момента основания, Людмила Петрушевская, поэт Евгений Храмов.

Темами журнала были документально-хроникальные и художественные звукозаписи, воспроизводившие выступления государственных, общественных деятелей, мастеров искусств, а также лучшие образцы классического и современного искусства, народного творчества, новинки литературы, музыки, театра, эстрады.

В журнале постоянно издавались песни в исполнении звёзд советской эстрады: И. Кобзона, В. Ободзинского, С. Ротару, А. Пугачёвой и многих других, популярных ВИА («Песняры», «Самоцветы», «Пламя» и т. д.), известных зарубежных исполнителей, спрос на записи которых в Советском Союзе существенно превышал предложение.

Издавались также тематические и специальные выпуски «Кругозора» на русском, английском, немецком, японском и других языках. Первая в СССР звуковая книга (о Ленине) была издана «Кругозором» в год 100-летия со дня рождения вождя (1970).

Журнал состоял из 16 страниц, 4 страниц обложки (на которых также размещался текст) и 6 гибких двусторонних пластинок со скоростью вращения 33⅓ оборота в минуту, каждая не более семи минут звучания.

Гибкие диски вначале печатались на приобретённой во Франции специальной машине. С 1991 года часть тиража выходила с аудиокассетой, а с 1992 года от гибких пластинок было решено отказаться.

Тираж в 1973 году составлял 450 тыс. экземпляров, в 1983 г. — 500 тыс., а весной 1991 г. — всего 60 тыс. экземпляров.

В 1992 г. журнал был закрыт из-за финансовых трудностей.

Колобок


«Колобок» — литературно-музыкальный детский иллюстрированный журнал, с приложениями в виде гибких грампластинок. Год основания — 1968. Выпускался в качестве приложения к журналу «Кругозор» издательством «Правда» и Всесоюзной студией грамзаписи с 1968 года.

Согласно замыслу авторов, звуковой журнал «Колобок» знакомил детей дошкольного и младшего школьного возраста с историей, культурой, природой СССР, музыкальными произведениями, детской художественной литературой, фольклором. Журнал состоял из 20 страниц, включая обложки (на которых также размещался текст) и 2 гибких двусторонних пластинок со скоростью вращения 33⅓ оборота в минуту, каждая не более семи минут звучания. На страницах журнала печатный текст и иллюстрации зачастую органично связаны с записанными на гибких грампластинках литературно-музыкальными сказками, интермедиями и т.д. Страницы журнала, к которым прилагались звуковые дорожки, как и в «старшем брате» — журнале «Кругозор» — помечались маленьким значком: аудиодиск с указанием номера гибкой грампластинки из журнала, а также добавлен слоган: «Смотри картинку, слушай пластинку».

Четверть миллиона экземпляров, которые расходится мгновенно (из них 70 тысяч экземпляров тиража уходит за границу), красноречиво говорит о том, что юным читателям полюбился журнал-рассказчик, журнал-театр, журнал с музыкой. Литературный герой детского иллюстрированного звукового журнала — Колобок — весёлый персонаж, заимствованный из одной из самых популярных русских народных сказок, рассказывает читателям и слушателям поучительные истории. В этом ему помогают известные детские писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты и актёры.

Роман — газета


«Роман-газета» — литературный журнал, выходящий ежемесячно с 1927 года и дважды в месяц с 1957 года. Идея организации литературного журнала для пролетарских писателей пришла в голову еще В.И.Ленину. Участвовал в появлении на свет этого издания и М. Горький. «Роман-газета» печаталась издательством «Московский рабочий», с 1931 — в Гослитиздате (издательство «Художественная литература»).

К июлю 1987 года (к 60-летию со дня выхода в свет первого номера журнала) было издано 1066 номеров «Роман-газеты» общим тиражом свыше 1 миллиарда 300 миллионов экземпляров.

За этот период в «Роман-газете» выступило 528 авторов, из них 434 советских писателя и 94 зарубежных. Опубликовано 440 романов, 380 повестей и 12 стихотворных произведений. Дизайн журнала неоднократно менялся, было по меньшей мере 5 разнообразных видов обложки. В 1989 году тираж журнала превышал 3 млн экземпляров.

Работница


«Работница» — общественно-политический и литературно-художественный журнал для женщин. Начал издаваться ещё в 1914 году по инициативе В. Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения» и пропаганды взглядов рабочего движения, журнал имел яркую революционную «окраску» и преследовался царской цензурой.

В 1914 вышло 7 номеров, из которых 3 были конфискованы полицией; 26 июня издание прекращено из-за полицейских преследований. Возобновлено в мае 1917 года. С 1943 становится ежемесячным журналом. Первый номер 1914 года вышел тиражом 12 тысяч экз., в 1974 году тираж составлял 12 миллионов., в 1990 года достиг 23 млн. экземпляров, но за один 1991 год упал почти вдвое.

В создании журнала участвовали и в разное время были членами редакции А. Ульянова-Елизарова, Н. Крупская, И. Арманд, А. Артюхина, В. Величкина, М. Коллонтай, Л. Менжинская и др.

«Работница» в первую очередь освещала женское социалистическое движение. Журнал активно откликался на изменения политической конъюнктуры, иногда по оперативности подачи материала обгонял газеты. Постепенно, но особенно активно в послевоенные годы, переориентируется на освещение социальных и бытовых вопросов.

Печатала также статьи на темы материнства, воспитания детей и подростков, отрывки из литературных произведений и репродукции известных картин. С первого номера за 1924 на страницах журнала публиковались «советы и указания, как справляться с этими домашними делами таким образом, чтоб найти больше досуга и времени для общественной жизни, для строительства великой новой жизни», которым уделяла примерно пол страницы в номере. Специальная рубрика для детей была посвящена публикации «образцов детского творчества». Существовала также рубрика «По следам неопубликованных писем» или «По письмам читателей», где редакция отчитывалась в том, что сделано в ответ на читательские жалобы или просьбы. В послевоенные годы (1945-53) публиковал много материалов о жизни в сиротских домах.

Крестьянка


«Крестьянка» — общественно-политический и литературно-художественный журнал для женщин. Первый номер «Крестьянки» вышел в июне 1922 года тиражом пять тысяч экземпляров, в 1973 году тираж достиг отметки в 6,3 млн экземпляров.

В первом выпуске было опубликовано обращение председателя ВЦИК Михаила Калинина к читательницам, в котором разъяснялась роль издания в приобщении тружениц к общественной и культурной жизни страны. На страницах журнала выступали Крупская, М. Ульянова, Луначарский и многие другие. Для него писали Демьян Бедный, Максим Горький, Серафимович, Твардовский и другие именитые писатели. Там также печатались статьи на «женские темы», журналы воспитывали женщин, небрежно относящихся к своей внешности. У издания была сеть женщин — селькоров. К каждому выпуску прилагалось бесплатное пособие — уроки кройки и шитья, вязания, моды и т. д.

В 2010 году макет журнала и его концепция претерпели существенные изменения. Новым главным редактором журнала стала Наталья Щербаненко, а главной темой — загородный дом и всё, что его окружает.

Здоровье


Журнал «Здоровье» — ежемесячный журнал о здоровье человека и способах его сохранения. Издаётся с января 1955 года. Первоначально был органом пропаганды здорового образа жизни, но впоследствии стал полноценным научно-популярным журналом. Журнал был популярен в СССР, печатая как статьи «для народа», так и серьёзные материалы, а также материалы для детей. Постоянно находясь в творческом поиске, журнал продолжил выходить и после распада СССР. С 1995 года журнал выходит в Финляндии.

Огонек


«Огонёк» — общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал. Был основан в 1899 году в Санкт-Петербурге. В 1918 году выпуск журнала прекратился и был возобновлен стараниями Михаила Кольцова в 1923 году. До 1940 года — выходило 36 номеров в год, с 1940 года журнал превратился в еженедельник. В 1974 году тираж составил 2 миллиона.

Фоторепортажи — излюбленный формат журнала «Огонек». Они всегда занимали большую часть на страницах издания.

С историей журнала «Огонек» связаны жизни многих талантливых публицистов и писателей. Каждый период руководства журнала означен новыми интересными творческими свершениями. В 50-х годах главным редактором журнала «Огонек» стал поэт Алексей Сурков. Именно он предложил помещать на обложку яркий образ советского гражданина — передовика производства, космонавта, спортсмена, артиста.

С 50-х годов наполнение советского журнала «Огонек» становится всё более интересным, появляются детективы с продолжением, репродукции-вкладыши с шедеврами мировой живописи, множество интересных читателю рубрик.

С 60-х до начала 90-х гг. популярность журнала «Огонек» у читателей возрастала. Не всегда издание находилось в свободной подписке, иногда только через предприятие. В те годы журнал занимал активную общественно-политическую позицию.

В советское время в отдельно выходившем приложении к журналу «Огонек» – «Библиотека» были напечатаны произведения знаменитых советских литераторов Владимира Маяковского, Алексея Толстого, Исаака Бабеля, Михаила Зощенко, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Александра Твардовского.

С распадом СССР, всего через несколько лет журнал «Огонек» был «отодвинут» на второй план среди подобных себе изданий, не выдержав конкуренции нововременного формата.

С 2005 года журнал «Огонек» выходит в новом формате. За изданием сохранился фирменный стиль и логотип, в остальном это журнал с новым дизайном, другими рубриками и иной читательской аудиторией.

За рулем


«За рулём» — популярный журнал об автомобилях и автомобилестроении. Выходит с 1928 года. До 1989 года был единственным автомобильным периодическим изданием в СССР, рассчитанным на широкий круг читателей.

Редакция журнала «За рулем» была сформирована известным советским публицистом Михаилом Кольцовым. С изданием в разное время сотрудничали такие знаменитости, как поэт Владимир Маяковский и художники Александр Захаров и Борис Ефимов.

На автомобильном журнале «За рулем» воспитывались многие поколения наших автолюбителей. Все те, кто увлекался автомобильной историей, техникой, читали этот журнал от корки до корки. Выписать его и приобрести в киоске было проблемой. Даже когда тираж «За рулем» в СССР составлял более 4 миллионов, журнала хватало не всем.

За годы своего существования журнал «За рулем» стал настоящим справочником по автомобильному миру. В редакции журнала «За рулем» подбирали такие материалы и фотопубликации, которые своевременно освещали все новинки отечественного автопрома, а также знакомили с мировыми достижениями автомобилестроения.

Кроме того, если задаться целью проследить всю историю развития и становления отечественных автомобилей, лучшего и самого подробного издания, чем «За рулем», не найти.

Для автолюбителей и профессионалов размещались материалы о том как стать хорошем водителем, механиком, произвести самостоятельный ремонт, выявить причину поломки. Освещал советский журнал «За рулем» и нелегкую судьбу отечественных автодорог, рассказывал о международных выставках, автопробегах, соревнованиях.

Такой огромный спектр интересных материалов в журнале стал моментом своеобразного авторского престижа. Работать в редакции журнала «За рулем» мечтали многие журналисты в СССР.

Со времен СССР журнал « За рулем» был инициатором различных конкурсов среди автолюбителей и профессионалов. Один из самых известных — «Гонка звезд», проводится с 1978 года.

В настоящее время издательством «За рулем» выпускаются журнал и газета «За рулем» и еще ряд изданий на автомобильную тематику.

Крокодил


«Крокодил» — популярный сатирический журнал. Основан в 1922 году как приложение к «Рабочей газете» и выпускался одновременно с большим количеством других сатирических журналов (например, «Заноза», «Прожектор» и др.).

Символом издания является рисунок: красный крокодил с вилами. Журнал выходил три раза в месяц. Тираж достигал 6,5 миллиона экземпляров. В конце 20-х на собранные среди подписчиков журнала и его сотрудников средства был построен самолёт.

После закрытия в 1930 году «Рабочей газеты» издателем «Крокодила» стало издательство «Правда» со своим полиграфическим комбинатом, не занимавшееся непосредственно организацией политических кампаний. В выборе стратегии своей сатирической деятельности «Крокодил» мог действовать относительно самостоятельно. Так, журнал выступал против РАППа и его руководителя Л. Л. Авербаха, осенью 1933 года демонстративно не публиковал статей, посвященных открытию Беломоро-Балтийского канала, пытался противостоять борьбе с «вредителями» и т. п.

В журнале на постоянной основе работали писатели М. М. Зощенко, И. А. Ильф, Е. П. Петров, В. П. Катаев, М. Д. Вольпин, А. С. Бухов, В. Е. Ардов, Эмиль Кроткий, М. А. Глушков, художники М. М. Черемных, Кукрыниксы, Борис Ефимов, К. П. Ротов. Периодический публиковались Э. Г. Багрицкий, Ю. К. Олеша, С. И. Кирсанов и др.

С 1934 года «Крокодил» являлся важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни. В журнале публиковались как сатирические материалы, так и иллюстрации значительных достижений СССР.

Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами — разоблачениями бюрократов, пьяниц, взяточников, халтурщиков, стиляг, а также критикой некомпетентных руководителей среднего и низшего звена, она также отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики, простираясь от обличений Льва Троцкого, шпионов и «врагов народа» до бичевания западногерманского реваншизма, американского империализма и его сателлитов, колониализма, НАТО и т.д. Вплоть до начала перестройки сатира журнала сохраняла жёсткий характер, за минимальными исключениями.

В соответствующие исторические периоды «Крокодил» придерживался политики борьбы с «безродными космополитами» и т. д. Во время «дела врачей» журнал публиковал карикатуры экстремального характера, значительно превосходящие по злобности аналогичные материалы других советских периодических изданий. Кинорежиссёр Михаил Ромм отмечал преувеличенную оскорбительность ряда карикатур подчёркнуто расовой направленности, публиковавшихся в «Крокодиле» между мартом 1949 и январём 1953.

Кинодублёром «Крокодила» стал журнал «Фитиль».

Из-за ограничений печатной машины полиграфия «Крокодила» до 1980-х годов была своеобразной. Одна сторона печаталась в четыре краски (то есть была полноцветной), вторая — в две (чёрная и цветная).

Советский экран


«Советский экран» — иллюстрированный журнал, выходивший с различной периодичностью с 1925 по 1998 год (с перерывом в 1930—1957 гг.). В январе-марте 1925 года журнал издавался под названием «Экран Киногазеты», в 1929—1930 годах — «Кино и жизнь», в 1991—1997 — «Экран». До 1992 года журнал был органом Союза кинематографистов СССР и Госкино СССР. В журнале публиковались статьи об отечественных и иностранных новинках киноэкрана, статьи об истории кинематографа, критика, творческие портреты актёров и деятелей киноискусства. В 1984 году тираж издания составил 1 900 тыс. экземпляров.

Выход журнала относится к тому времени, когда кино в начале 20 века стало самым популярным видом искусства. Сам В. И. Ленин отмечал, что пропагандистская эффективность киноискусства в его массовости.

В разное время журнал «Советский экран» выпускался под руководством таких именитых кинокритиков, журналистов, писателей и сценаристов как Александр Курс, Даль, Орлов, Юрий Рыбаков.

Для жителей СССР кино, как развлекательный фактор, стояло на первом месте. Всех знаменитых «небожителей» экрана знали поименно, а кинокумиров в СССР было предостаточно.

Журнал «Советский экран» собирали, хранили годами, вырезали фотографии любимых актеров и заклеивали скучные обои над кроватью, двери в туалетах, а также кабины в грузовиках дальнобойщиков и купе проводников.

Читая на страницах журнала «Советский экран» интервью с любимцами советской публики, юные школьники мечтали об актерской славе, а простые граждане с интересом узнавали о самом гуманном и человечном в мире советском киноискусстве, а также о новинках зарубежного экрана.

Издание не смогло оправиться от экономического кризиса в стране конца 90-х, журнал прекратил свое существование в 1998 году.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //