Кому нужны «Мистрали»? Подходи, налетай!

В странах НАТО разброд и шатание по поводу усиления военной мощи России. И если с подлодками 4-го поколения «Лада» они ничего сделать не могут, то вот с французскими «Мистралями» — вполне.

Контракт на постройку для ВМФ России двух вертолетоносцев был подписан 17 июня 2011 года во время проведения Петербургского международного экономического форума между DCNS и верфь STX France (субподрядчик) со стороны Франции, а с российской — ООО «Балтийский завод «Судостроение». Сумма сделки составила около €1,2 млрд, из которых €220 миллионов — адаптация технической документации под требования России. Именно эта часть сделки уже сполна окупает затраты России по проекту — ведь наши корабелы получили уникальнейшие документы по строительству современных крупнотоннажных боевых кораблей.

Вообще, по поводу целесообразности покупки «Мистралей» в России сломали столько копий, что хватило бы копейщикам всей Римской империи лет на сто. И применять их негде, и не могут они толком ничего, и в случае поломок ремонтировать придется с привлечением специалистов из лагеря потенциального противника.

Причем, аргументы как сторонников, так и противников проекта находились или в столь узкоспециализированных сферах, что разобраться в них могли разве что профильные специалисты, или скатывались на уровень базарных перебранок типа: «заняться „транспортировкой людей и грузов“ „Мистраль“ (если его, конечно, отдадут) может хоть завтра. На Керченской переправе, например. Пусть себе переправляет легковушки в Крым и обратно…».

В противовес можно предложить использовать «Мистраль» в высадке десанта на побережье Грузии (если вспомнить 2008 год) или поучаствовать в вертолетном прикрытии выброски десанта под Одессой (если строить гипотезы о войне с НАТО на руинах Украины).

Сейчас же нам предоставлена прекрасная возможность получить одни выгоды от контракта. Судите сами — актуальный и бесценный опыт в этой области военные корабелы России уже получили. Корабли наши спецы (включая и разведчиков) облазили от киля до клотика. Документация изучена и освоена. А теперь еще французы нам деньги за это должны заплатить будут. Причем, раза в два больше, чем стоят эти «Мистрали». Согласитесь, пара миллиардов евро сверх суммы контракта, это здорово. Фактически, получив неустойку, ВМФ России в состоянии полностью оплатить строительство дюжины подводных лодок типа «Лада»(до 2020 года должно войти в строй 14 единиц), которые своими крылатыми ракетами и бесшумностью вызывают истерику у адмиралов флотов «вероятного противника».

Как бы то ни было, Франция под давлением своих «союзников» по НАТО примиряет всех спорщиков в России, предлагая идеальный вариант.

Неделю назад французская судостроительная компания DCNS уволила своего сотрудника, Ива Дестефани, который отвечал за проект по поставкам вертолетоносцев «Мистраль» в Россию. Причиной увольнения стало письмо с указанием даты поставок — 14 ноября.

То есть, не подлежит сомнению, что контракт сорван и в срок первый корабль серии поставлен России не будет. В ноябре начинают капать штрафные санкции, а французское правительство экстренно ищет того, кто готов возместить хотя бы часть убытков.

Вполне естественно, первыми собратьями по несчастью избрали коллег по НАТО. Не потому что ближе — просто остальные более самостоятельны и помогать явно враждебному по отношению к России акту не хотят. Очень удачно в это время канадцы начали масштабную — в 28 миллиардов евро, программу модернизации своего военно-морского флота и сил береговой охраны. Не удивительно, что в делегацию Франции к далеким берегам вместе с президентом Франсуа Олландом отправился и дипломатический советник президента компании DCNS (кораблестроительной компании, которая строит вертолетоносцы для России).

В прессе начали мелькать материалы о диверсификации поставок. Дело в том,что традиционно в поставках вооружений для Канады участвовали США. Теперь же Канада вроде бы готова заказать что-то и в далекой Франции. Еще в конце мая французский сенатор-консерватор Хью Сегал публично предложил Канаде купить вертолетоносцы, чтобы Франции не пришлось передавать их России. И нынешний вояж Олланда и Ко возродил надежды ястребов избавиться от «Мистралей» с наименьшими убытками. Однако, есть пара препятствий.

Первое — сами канадцы. Их дорогостоящая программа перевооружения флота не предусматривала закупку кораблей такого типа — они все больше на фрегаты упирают. Конечно, ради благого дела программу можно и переверстать, но…

Второе «но» — в этих коварных русских. Заказывая во Франции корабли, они предусмотрели и свое участие в строительстве. Как следствие, передавались вертолетоносцы не в виде готовых боевых единиц флота, а как полуфабрикат. Системы связи и вооружение, программное обеспечение и опознавание — все это должно было монтироваться уже в России.



Мало того, внутренние помещения, лифты и переборки были поставлены исходя из массо-габаритных требований русских «Камовых» и «Милей». Подобных моделей у канадцев никогда не было и не будет. А ведь это еще и совершенно иные стыки и подводы кабелей, разъемов и тысячи других мелочей, без которых боевой корабль превращается в огромную консервную банку.

Именно поэтому уже в нынешнем виде на вертолетоносце всё внутреннее оснащение создано по стандартам России и никаким стандартам НАТО не соответствует. Для приведения корабля в нужное для НАТО и канадцев состояние его придется разобрать, вырезать с корнем все бронеразводы питающих систем, вытащить кабели и проложить свои. А сделать это придется — без разрешения России ее собственность не подлежит передаче третьим лицам.

Так что решить проблему «Мистралей» за счет «братьев-канадцев» у французов не получится. А вот России сегодня, по большому счету, такие вертолетоносцы не особенно и нужны. Крым уже стал частью России — вместе с его верфями, заточенными под строительство и большего размера кораблей, включая авианесущие крейсера. О да, получили всё в запущенном состоянии и с разворованным оборудованием. Но минимум с тремя миллиардами евро неустойки, которые должна будет выплатить Франция за срыв контракта — можно многое построить. Тем более,что благодаря этому контракту русские военные корабелы получили новый неоценимый опыт, облазили «Мистрали» вдоль и поперек, многое узнали.

Может именно в этом и кроется истинная причина того, что Россия до сих пор не обратилась в суд за срыв контракта. Уж пусть французы поглубже увязнут в своих политических интригах. Ведь кроме финансовых интриг Россия получает еще один несомненный бонус — в стане врага (а НАТО именно враг) вызрел и вот-вот прорвется еще один гнойник — кто должен оплатить убытки Франции из-за навязанных ей ограничений и санкций по отношению к контракту по поставке «Мистралей». Французы явно не готовы нести убытки в одиночку.

Так что уж по этому поводу Россия может точно не переживать. Сорвали контракт — и слава богу!

ПС. В последний час стали известны подробности, по которым Россия не спешит подавать исковое заявление в суд. В договоре на поставку «Мистралей» в пункте форс-мажорных обстоятельств заложено положение, согласно которому поставка может быть отложена на срок до трех месяцев в случае каких-либо действий французского правительства. Так что до января следующего года французы должны или поставить корабль, или платить по Гамбургскому счету.

***

На Западе ищут варианты, как сорвать контракт и не платить штраф

У НАТО нет денег ни для выкупа у Франции вертолетоносцев «Мистраль», предназначенных для России, ни для компенсации хотя бы половины штрафных санкций. Об этом 7 ноября сообщили СМИ со ссылкой на источник в Брюсселе.

По его словам, в НАТО отсутствует структура, которая могла бы эксплуатировать «Мистрали», так как Североатлантический альянс практически не обладает собственной боевой техникой. Правда, возможно создание трастового фонда для покупки у Франции кораблей в общее пользование, однако, по словам чиновника, это абсурд.

- Корабли такого типа реально могут пригодиться, пожалуй, только двум-трем государствам альянса. Более того, корабли построены «на заказ» под российские стандарты, что делает их техническое использование военными НАТО чрезвычайно проблематичным и потребует дополнительного и дорогостоящего переоборудования, — добавил он.

Напомним, 29 октября вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Рособоронэкспорт получил приглашение от французских партнеров на 14 ноября для передачи России первого «Мистраля» и спуска на воду второго. Однако в Париже эту информацию не подтвердили, а после стало известно об увольнении сотрудника французской судостроительной компании DCNS Ива Дестефани, приславшего приглашение российской стороне. А 5 ноября появились сообщения, что срок передачи первого «Мистраля» России переносится на три месяца – такое решение приняла французская сторона. Как пояснил СМИ сотрудник одной из российских госструктур, занимающейся вопросами ВТС, «условиями контракта предусмотрена возможность переноса срока сдачи корабля заказчику на три месяца». Причем, никаких штрафных санкций французским судостроителям в связи с этим решением предъявлено не будет.

Как отмечают эксперты в области международного права, Россия в случае срыва контракта может обратиться в международные арбитражные организации с иском о взыскании убытков. Дело в том, что договоры с иностранными компаниями чаще всего включают пункт о том, что споры могут быть рассмотрены в одном из международных судов, таких как Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Международный арбитражный суд Стокгольма или Лондонский международный арбитражный суд.

Напомним, контракт на строительство двух «Мистралей» Рособоронэкспорт и французская компания DCNS подписали в июне 2011 года. Сумма сделки составила 1,2 млрд. евро, причем штраф, предусмотренный за его срыв, составляет примерно такую же сумму. Первый корабль — «Владивосток» — должен поступить на вооружение российского флота в 2014 году, второй — «Севастополь» — в 2015-м. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе, который входит в состав Объединенной судостроительной корпорации. Стыковка с головными частями и окончательная достройка выполняется на верфи в Сен-Назере.

Так как условиями контракта предусмотрена возможность переноса срока сдачи корабля на три месяца без каких-либо штрафных санкций, Запад все это время будет пытаться найти покупателя на корабли, говорит ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.

- «Мистраль» - хотя и универсальный корабль, однако он не пользуется спросом, поскольку не решает задачи по охране водного района, а операции вторжения, как известно, позволяют проводить себе либо Штаты, либо та же Франция.

Россия, скорее всего, подаст иск о взыскании убытков в одну из международных арбитражных организаций. Как мы можем судить, все права - на стороне России, и думаю, у нас есть большие шансы выиграть суд. Конечно, процесс, скорее всего, затянется - начнутся поиски причины для того, чтобы Франция могла избежать штрафных санкций, но правда на нашей стороне. Хотя нас всячески будут убеждать в обратном.

А вообще, если мы не получим французские корабли – это к лучшему. Для этих гигантских посудин – удобных мишеней для авиации, ракет и других средств поражения - необходимо мощное боевое охранение, а с этим делом, как известно, у нас в ВМФ большие проблемы. К тому же, необходимо производить гарантийное обслуживание «Мистралей», закупать для них горюче-смазочные материалы и запчасти. Знаете, что самое удивительное – нам, по сути, продают только «железо» (которое мы с успехом сделали бы сами) без электроники и компьютерных систем.

Покупка «Мистралей» была чисто политической акцией Сердюкова, который абсолютно не разбирался в военном деле. Начальник Генштаба Макаров шел на его поводу. Помню, когда его спрашивали, какие задачи будут решать в российских водах французские вертолетоносцы, он гордо вскидывал голову вверх и долго говорил о том, что «Мистраль» может быть штабным кораблем и имеет госпиталь. Хотя единственное, где бы этот «Мистраль» мог пригодиться, так это в Керченском проливе - в качестве парома. А потом, когда бы построили Керченский мост, мы могли бы продать эти два корабля китайцам…

Вопрос передачи «Мистралей» России – чисто политический, и касается он интересов, прежде всего, США и Франции, замечает президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков.

- Олланду в любом случае нужно продавать эти два корабля по политическим и экономическим соображениям, иначе для Франции это обернется огромными финансовыми потерями. Если же Олланд выполнит условия контракта, то это означает, что он отказался подчиняться Вашингтону, чего Америка не может допустить. Чем закончится вся эта круговерть – сказать трудно, все зависит от сугубо личностных характеристик французского президента.

- Появились сообщения, что Франция, ссылаясь на некоторые «форс-мажоры» (видимо, речь идет о сложной геополитической ситуации и о якобы «российской агрессии по отношению к братской Украине»), может не исполнить контракт, более того – в этом случае она не будет платить какие-либо штрафы.

- Сложно сказать, не имея на руках текста документа… Форс-мажоры в этом случае могут быть, но если они обусловлены объективными обстоятельствами, а здесь - чисто субъективные.

- Долгое время велись споры о том, что на «Владивостоке» должна быть установлена французская боевая информационно-управляющая система SENIT-9, которая осуществляет управление системами корабля...

- Нет, французы нам ее не продают. Да она и не может быть использована в наших тактических группах кораблей.

- Если каждый «Мистраль» Россия должна была доводить до ума в Санкт-Петербурге не меньше года, то получается, что «Владивосток» в его нынешнем виде без особого ущерба может быть вписан в военно-морские силы третьих стран?

- Конечно. Или использоваться самой Францией.

Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко убежден, что Россия уже ни при каких условиях не получит «Мистрали», более того – мы даже не можем рассчитывать на выплату неустоек.

- У меня есть информация от высокопоставленного чиновника о том, что то или иное решение французского правительства относится к категории форс-мажорных обстоятельств, что приписано в контракте. Дело в том, что контракт изначально был составлен таким образом, что это было невыгодно для России. Мы помним, в какой эйфории подписывался документ, и тогда, видимо, никто не обратил внимания и не просчитал, что могут быть обстоятельства, которые реально будут препятствовать передаче. Следовательно, если французское правительство примет окончательное решение о том, что отказывается передавать нам вертолетоносцы, то никаких неустоек и штрафных санкций не будет. В лучшем случае, Россия получит назад деньги, которые заплатила за контракт. Кстати говоря, по моим данным, еще не вся сумма переведена на счет французской компании.

Хотя все три месяца вопрос наверняка будет обсуждаться на политическом уровне, но совершенно очевидно, что «Мистрали» мы не получим. Поэтому надо корректировать госпрограмму вооружений и закладывать туда строительство российских больших десантных кораблей.

- Трудно говорить о тексте документа, не имея его на руках, но все-таки не раз уже говорилось, что контракт не предусматривает передачу кораблей третьим странам. Он не аннулирован, но мы видим, что постоянно ведутся разговоры о покупке «Мистралей» то Канадой, то НАТО…

- Знаете, нам уже, по большому счету, все равно, что будет с этими «Мистралями». Да, они были адаптированы под российские требования: на «Владивостоке» проложены кабельные трассы, высота подпалубного ангара были увеличена под вертолет Ка-52. Но что об этом говорить, если Франция окончательно прогнулась под США, а учитывая любвеобильность президента Олланда, наверняка американские спецслужбы располагают на него внушительным компроматом. Да и без этого ясно, что Олланд, также как и Меркель, абсолютно несамостоятельны в принятии решений. Франция в данном случае просто умоет руки и встроится в общий антироссийский вой, который сейчас повсеместно раздается.

Еще раз скажу, что экспедиционные корабли «Мистраль», предназначенные для миссий Франции в Африке, нам не нужны. Сначала банкир Сергей Пугачев, который до недавнего времени был в розыске, пробивал этот проект, потом подключилось Минобороны при прежнем министре. И тут надо особо сказать о роли наших адмиралов, которые вместо того, чтобы заявить протест и подать в отставку, гибко колебались вместе с «генеральной линией партии». К сожалению, за годы советской власти наш генералитет, находящийся под двойным контролем - с одной стороны, Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота, а с другой – КГБ, утратил самостоятельное мышление. И многие занимали соглашательскую позицию – это касается не только ситуации с «Мистралями».

Были большие надежды, что военно-техническое сотрудничество с Францией будет развиваться, но практика показывает, что, к сожалению или к счастью, надо рассчитывать только на собственные силы. Если в 30-е годы удалось провести индустриализацию и построить оборонное производство, если в 50-е было восстановлено народное хозяйство, а через 12 лет после окончания войны удалось вывести спутник в космос, то сегодня, согласитесь, ситуация более благоприятная. Войны нет, и наши главные проблемы - внутри России. Если страна вступает в период мобилизации, надо перестраивать работу правительства, и гнать оттуда либералов, на которых нельзя ни в чем рассчитывать.





Наш Telegram @VerrDi для настроения
Наш Instagram - @oppps_verrdi для улыбок


Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Архивы
© 2017   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //