Как я трудился в сфере обслуживания

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Я уверен, что если бы во время учебы я не поработал в той драной кофейне, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе.

Сейчас я бы, как и многие выпускники моего провинциального филфака, работал (о боже мой!) школьным учителем или корреспондентом регионального информагентства за десять тысяч в месяц с радужной перспективой попасть в пресс-службу лет через пять, если хорошо себя покажу.

Когда ежедневно вертишься среди стольких людей, начинаешь многое понимать.

А кое-то еще и остается в ресторанном бизнесе и делает себе нехилую карьеру, при этом неплохо зарабатывает, ездит в отпуск — в общем, неплохой вариант. Итак, сегодня я расскажу тебе о том, почему каждому хоть раз в жизни стоит поработать в сфере обслуживания.

1. Искусство оставлять на чай

Неважно, каковы твои карьерные планы: собираешься ли ты стать гендиректором Гугла или всю жизнь оставаться официантом. Всегда полезно уметь оставлять на чай подходящую сумму. Когда я начал работать в кофейне, я всегда оставлял на чай не меньше, чем 20% от суммы чека, даже если обслуживание никуда не годилось. Почему? Потому что я знал, что значит, когда тебе оставляют лишний полтинник. Потому что я знал, каково это, когда толстосумы наедят на несколько тысяч и не оставят тебе на чай ничего. Потому что я знал, что официанты не просто берут заказ и выносят тебе еду: они выполняют еще тонну работы, о которой посетители не имеют ни малейшего представления. Потому что я знал, во сколько обслуживающий персонал приходит на работу, чтобы подготовиться к открытию, и во сколько он уходит. Когда наша кофейня работала до десяти вечера, я не появлялся дома раньше часа ночи.

Я пришел к выводу, что работа в сфере обслуживания должна быть чем-то вроде службы в израильской армии: каждый должен заниматься этим полгода в своей жизни, чтобы понимать, каково это, когда люди тратят на обед по несколько тысяч и обращаются с тобой, как с грязью. Знать, каких усилий стоит каждый полученный рубль. Чтобы знать, каково это, когда ты по двенадцать часов в день на ногах и не можешь поесть, в то время как без конца выносишь эту самую еду людям. Когда посетители тебе грубят и при этом от них напрямую зависит твой заработок: а именно от суммы чека, с которого ты получаешь процент, и от чаевых. Пойми, чья-то жизнь зависит от твоих чаевых. Ты вот сам работаешь за бесплатно? Нет? Тогда почему ты думаешь, что кто-то делает именно так? Если ты заходишь куда-то поесть и ожидаешь, что тебя обслужат, плати за это.

Поработав в сфере обслуживания, ты будешь помнить: когда ты оставляешь чаевые, официант тоже сможет поесть. Когда ты не оставляешь чаевых, это можно сравнить с невозможной ситуацией: представь себе, ты сидишь в офисе, входит твой шеф и заявляет: «Сегодня ты будешь работать бесплатно. Просто за честь работать на меня». Так же не бывает? И потом, что сравнится с моментом, когда ты открываешь чекбук, а там — чаевые, равные половине суммы чека? Просто потому что гостю так захотелось. Это приятно.

2. Уважение

На этой работе я научился уважительно относиться к людям, с которыми многие в принципе никогда не сталкиваются. Если бы года три назад мне сказали, что я буду с удовольствием общаться с семидесятилетней узбечкой, я бы не поверил. Но так и было: наша посудомойка была самым понимающим человеком во всей кофейне. И самым приятным. Именно она говорила мне: «Посиди, понатирай тарелки, и так весь день на ногах». Это многого стоило. И там было много таких людей, которые говорили со мной на ломаном русском, рассказывали о своих семья и других работах, шутили — и очень забавно.

Большинство смотрит на них как на простых мигрантов, на фон, который и замечать-то не нужно. Ими пренебрегают, их не уважают. Однако я понял, что они очень хорошие люди. У них я научился скромности, которой многие современные люди просто не имеют. Я понял, что ничем не лучше других, если получаю высшее образование и грамотно говорю по-русски. Можно быть хоть профессором и при этом куском дерьма. Посудомойка может оказаться гораздо более дружелюбной, и на нее как раз можно будет положиться. А на всех этих образованных ребят — нельзя. И я не думаю, что тот, кто приносит мою еду, чем-то там ниже меня. С чего бы? Мы равны. И у этих ребят даже есть то, чего многим работающим на «настоящей» работе недостает. Уважение.

3. Самодостаточность

Помню, что я чувствовал, когда мои друзья работали на «настоящих» работах, а я просто натирал столы и выносил еду в кофейне. А кто-то еще учился и сидел на шее у своих родителей. Потом наступил кризис, на дворе был 2008 год, и ребята начали терять работу. Юристы, банкиры, менеджеры — все. Кто-то продолжал сидеть на шее у своих родителей. Я продолжал натирать столы и слушал, как очередное собеседование не принесло чуваку никаких плодов, как плох был рынок труда и как ребята планировали найти работу и не находили ее, «потому что я не могу на полный день из-за университета, а официантом я не хочу». Я диву давался, слушая рассказы о том, как у кого-то кончаются сбережения, они съезжают со съемных квартир домой и не допускают мысли о том, чтобы пойти работать в место ниже уровнем — в сферу обслуживания.

А что я? Мне не пришлось переезжать к родителям, я мог позволить себе снимать жилье. Я мог позволить себе купить одежду. Мне не нужно было ходить на работу в дурацком неудобном костюме, чтобы соответствовать дресс-коду. Мне не нужно было напиваться, чтобы забыть о рабочих неурядицах, и искать в себе силы вернуться на работу завтра утром. Мне не нужно было брать работу домой. Эти люди на «серьезных» работах ничуть не счастливее меня.

Конечно, работа в сфере обслуживания не такая уж модная, но таких работ вообще мало. Везде есть свои минусы. Но есть и плюсы. Я перестал стыдиться своей работы, когда понял, что благодаря ей неплохо устроился. Я жил в достатке. У меня был гибкий график, я мог позволить себе даже куда-то поехать. Я понял, что значит настоящий труд. Я был независим, и мне стало наплевать, что «официант» звучит не круто. Многие официанты и бармены имеют большую финансовую стабильность, чем менеджеры. Поверь мне, я знаю, о чем говорю.

4. Умение взаимодействовать с людьми

Бывали дни, когда мне приходилось считать до десяти, прежде чем заговорить. Бывали дни, когда я терял терпение. Бывали дни, когда я говорил чувакам за баркой, что всех ненавижу. Но все эти вещи научили меня справляться с чем угодно. Женщины кричали на меня, потому что их стейк вышел не среднепрожаренным, а хорошо прожаренным. И стол был слишком мал. И напиток слишком слаб. И ждать заказа слишком долго. И еда невкусная. Да всё это я видел. И я умудрялся заставить смеяться самого злого гостя, заставить мерзкого посетителя чувствовать себя идиотом и самую холодную женщину — спросить меня о моей жизни. Мои коллеги хорошо ко мне относились, потому что я умел с ними обращаться. Я мог обслуживать и сумасшедших лесбиянок, которые на дух не переносили тех, у кого есть член.

Я просто читаю людей. Я знаю, как обращаться с богачами и гастарбайтерами: у меня просто не было выбора, я этому научился. От этого зависела моя зарплата. Я должен был понравиться людям: иначе мне бы просто не заплатили. Всё зависело от того, как я веду себя. Мне нужно было знать, что сказать, что посоветовать. Если я кому-то не нравлюсь, мне не платят. Мне не делают выговоров, не вызывают меня к шефу — просто не дают денег. Сфера обслуживания учит тебя быть универсальным. Я видел много разных людей и могу предсказать, как они себя поведут и как с ними обращаться. Это бесценный опыт.

5. Житейская мудрость

Бывали дни, когда я ненавидел свою работу. Я уставал, меня бесили посетители, я на все обижался, у меня болели спина и ноги, я был раздражительным, люди засранцы, тот тип урод, та тетка слишком вредная, бла-бла-бла. Но, по правде говоря, мне нравилась моя работа. Там я развлекался. Там были мои друзья. Мы могли поговорить о жизни, о наших делах, кем мы будем через пять лет и все дела. Когда я ухдил с работы, весь стресс оставался там. Если мне нужен был перерыв, я шел на перерыв. Если мне нужен был выходной, брал выходной. А то и два: меня же могли подменить. Я ж в конце концов не делаю операцию на сердце! Самый важный урок, который мне дала работа официантом, невероятно прост. Всё то, о чем мы волнуемся и переживаем, на самом деле того не стоит. В нашей жизни мы считаем важными совершенно неважные вещи — как-то так повелось. Все эти конференции, деловые встречи — в них нет ничего такого. Важны хорошие воспоминания, хорошие отношения с людьми.

Многие строят жизнь вокруг своей работы. Они отдыхают, встречаются с кем-то, ходят на свадьбы и похороны только тогда, когда им это позволяет работа. Потому что они считают, что мир держится лишь благодаря ей. Работа официантом дала мне понять, что работа — это не моя жизнь. Это просто работа. Я просто выносил людям кофе. Я мог обеспечивать себя и при этом не стал заносчивым уродом — а это главное в нашей жизни. Я остался самим собой, а моя работа не стала моей жизнью — благодаря ей я просто зарабатываю деньги.

Да, я просто выносил кофе. Благодаря этому я понял: если меня уволят, мир не остановится. Да вокруг сотни кофеен и баров — какая разница? Переживать о работе вовсе не стоит. Так что наслаждайся жизнью, оплачивай свои счета и надейся на лучшее. У меня всё получилось.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //