Какие военные корабли разных стран удерживались или конфисковывались

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

«Мистрали» — далеко не первые боевые корабли, не попавшие к заказчику или владельцу из-за политики.

Удержание или конфискация по политическим мотивам боевых кораблей иностранных заказчиков — давняя практика морских сверхдержав. Особенно отличилась на этом поприще Великобритания, которая могла конфисковывать или принудительно выкупать корабли не только своих оппонентов, но и нейтральных держав и даже союзников. Вот лишь самые известные случаи конфискации кораблей по политическим мотивам.

Корветы «Витязь» и «Воин»

В 1854 году после начала Крымской войны Великобритания конфисковала строившиеся на ее верфях российские винтовые деревянные корветы «Витязь» и «Воин», после чего включила их в состав собственного флота под наименованиями «Казак» и «Тартар». Корабли эти, к слову, повоевали и с Россией.

Батарея «Первенец»

В 1861 году Россия решила построить свой первый крупный броненосный корабль (плавучую батарею «Первенец»), но из-за полного отсутствия опыта в железном судостроении заказ разместили на лондонской верфи «Тэмз Айронворкс». В мае 1863-го батарею спустили на воду, но тут Лондон поругался с Петербургом из-за очередного восстания в Польше. Тогда адмирал Бутаков, предвидя возможную конфискацию, отправил в Лондон фрегат «Генерал-Адмирал» с приказом забрать «Первенец» со всей законтрактованной матчастью, дотащить до России, а там как-нибудь сами разберемся. В итоге на некрашеную и недоделанную батарею, в спешке прошедшую ходовые испытания, сгрузили более полусотни бронеплит и отвезли в Кронштадт, где спокойно достроили своими силами.

Броненосцы «Superb», «Belle Isle» и «Оrion»

В 1878 году Великобритания уже было совсем вознамерилась повторить Крымскую кампанию из-за излишней активности России на Балканах по части переустройства тамошних славянских территорий в ходе Русско-турецкой войны. Тут выяснилось, что в британском флоте нет подходящих для действий в этих водах кораблей. И для того чтобы создать отряд броненосцев для помощи своему союзнику, — Османской империи, — в Лондоне сделали ход конем. Британцы принудительно выкупили три турецких броненосца, строившихся в тот момент на верфях туманного Альбиона, вошедших в состав флота Ее Величества как Superb», «Belle Isle» и «Оrion». И добавили к ним один попавшийся под руку бразильский, получивший в королевском флоте имя «Нептун». Пока весь этот серьезный бизнес организовывался, Россия подписала Сан-Стефанский договор, и новая Крымская война сделалась неактуальной. Британский флот остался с четырьмя кораблями, которые потом не знал, куда приткнуть, ибо в классическую схему применения они не вписывались.

Крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской»

В 1912 году для нужд Сибирской флотилии (того, что осталось от Тихоокеанского флота после Русско-японской войны) в Германии на верфях «Шихау» были заказаны два 4400-тонных турбинных крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской». Уже 5 августа 1914 года германские власти в одностороннем порядке конфисковали оба корабля и ввели их в состав собственного флота под названиями «Pillau» и «Elbing». Заодно немцы разжились субподрядами: российское машиностроение не справлялось с постройкой турбин для новейших эсминцев типа «Новик» и перед войной часть заказов на машины и механизмы разместили в Германии. Эти турбины также были конфискованы и весьма пригодились при постройке крупных эсминцев, хоть как-то способных конкурировать с блистательными «Новиками».

Дредноуты «Решадие» и «Султан Осман I»

самый длинный дредноут в мире, который должен был помочь ей противостоять Аргентине. Да только деньги закончились довольно быстро — на корабль не успели даже поставить пушки, и было принято решение продать дредноут. И сделать это подороже. Несколько европейских держав попытались это сделать. Но преуспели османы, взявшие под покупку Rio de Janeiro колоссальный кредит у Франции. Вскоре дредноут был переименован в Sultan Osman I в честь основателя Османской империи. Его перегнали в Великобританию, где корабль должны были оснастить орудиями. Неподалеку от этих мест компания Vickers завершала строительство дредноута «Решадие» (Reşadiye).

В середине июля 1914 года из Турции прибыли экипажи этих кораблей, которым предстояло пройти обучение, а затем перегнать дредноуты обратно. Но 2 августа 1914 года британцы реквизировали два готовых дредноута, переименовали их в «Erin» и «Agincourt» и включили в состав флота. Основанием послужило опасение британского кабинета, что эти корабли могли быть использованы для усиления Центральных держав. Турция в тот момент еще даже не собиралась воевать, и считается, что подобное поведение Великобритании немало способствовало принятию турецкими властями решения о вступлении в войну на стороне Центральных держав.

Авианосец «Eagle»

Для усиления Флота Его Величества пришлось слегка обидеть Чили: прямо в Британии были «добровольно» выкуплены строящиеся дредноуты «Альмиранте Латторе» (включен в состав как «Канада», впоследствии таки добрался до заказчика) и «Альмиранте Кохрейн» (достроен уже после войны как авианосец «Игл»). Тут ситуация была особенно щекотливая: британская промышленность крайне нуждалась в поставках чилийской селитры для производства удобрений, а также азотной кислоты, задействованной в технологии бездымных порохов и взрывчатки. Но корабли тоже были очень нужны.

Ракетные катера «Саар»

В 1969 году, Франция согласилась построить для Израиля ракетные катера типа «Саар», но из-за арабо-израильского конфликта полностью заморозила франко-израильское военное сотрудничество. И отказались отдать уже готовые катера. В ответ Моссад организовал операцию «Ноев ковчег» - израильские спецслужбы наказали Францию, угнав под Рождество ракетные катера из Шербура.

Субмарина «Тэнг»

В 1975 году шахский Иран заказал в США три субмарины типа «Тэнг. Потом случилась Исламская революция 1979 года, отношения Тегерана и Вашингтона всерьез испортились. Одна из лодок уже была готова к переходу в Иран, на ней был иранский экипаж, но в итоге моряки вернулись назад, а корабли были конфискованы американским правительством. Одну из них отдали Турции, две другие впоследствии списали.

Эсминец «Кидд»

Кроме того, Иран в 1974 году заказал у Штатов шесть эсминцев типа «Спрюэнс» по измененному проекту. В итоге американский флот пополнился четырьмя (пятый и шестой строить не стали) эсминцами типа «Кидд». Это, пожалуй, самая крупная «реквизиция» со времен Первой мировой войны, и, кстати, одна из самых удачных.

Иракский флот

В 1980 году Саддам Хусейн разместил в Италии крупный заказ на обновление флота, заказав 4 фрегата, 6 корветов, а также суда обеспечения. Заказ был выполнен к 1984 году, однако разразилась ирано-иракская война, и у Багдада просто не оказалось денег оплатить корабли. В ответ итальянское правительство заморозило поставки. После войны денег у Ирака не прибавилось, и, хотя переговоры о рассрочке выплат велись, окончательно проект прихлопнуло саддамовское вторжение в Кувейт в августе 1990 года. После этого Рим официально конфисковал корабли: фрегаты были отданы собственному флоту, а четыре корвета из шести проданы в Малайзию. Но два готовых и формально переданных Ираку корвета продолжали стоять на причале. В 2011-м иракское правительство согласилось выплатить 300 миллионов долларов на ремонт и модернизацию этих кораблей и в данный момент намерено пополнить ими свой флот.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //