Как живут в Крыму без Google, Apple и eBay

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Как крымчане в 2015 году относятся к тому, что иностранные СМИ называют "техносанкциями", а западные политики (так беспокоившиеся о "голосовавших под дулами автоматов" крымчанах) - IT-изоляцией полуострова, посмевшего сделать неправильный выбор?

За последний год - а это 2014-ый и начало 2015-ого - в Крыму мне приходилось бывать шесть раз. Это было репортирование референдума в Симферополе, это июньский Севастополь, июльский и августовский Коктебель, новогодняя Ялта и она же времен конференции "Ялта-1945. Прошлое, настоящее, будущее".

Естественно, каждый раз я общался с разными людьми - таксистами, хозяевами частных отелей, барменами, просто крымскими знакомыми, продавцами, и т.п.

О том, как Крым воспринимает возвращение домой - отдельная история, которую прекрасно показал украинский (!) и западный (!) соцопрос с 93% целиком или почти довольных присоединением. Равно как и о перспективах "туристический сезон vs было бы как на Донбассе".

Но сейчас мы поговорим именно о технических санкциях - отключении сервисов, без которых по мнению московского протестного класса не может прожить ни один современный человек. Это - Apple, Amazon, Google, eBay, Visa и Mastercard, некоторые игры.

Мои собеседниеи - пять человек человека разного возраста, статуса и образа жизни.

Это Алина - студентка-медик, 20 лет, "продвинутый пользователь" интернет-сервисов, владелец iPhone 5C, одним словом "девочка, живущая в сети".

Это Михаил, совладелец сети кофеен 42 лет, переехавший в 1993 году из Киева в Севастополь.

Это Илья, "обычный  пацан" 27 лет, зарабатывающий извозом в аэропорту Симферополя на подержанной иномарке и Ольга - 62-летняя хозяйка аппарт-отеля из Алушты.

И, напоследок, водитель Хабиб, татарин 35 лет, ездящий с флажком "крымско-татарского народа" на своем микроавтобусе "просто возя продукты и людей".

Итак, что они думают о "техносанкциях" против Крыма?

Хм. Все же придется немного о политике. Все, с кем довелось разговаривать удивлены лицемерием США - говоривших о демократии, праве выбора Украиной своего пути, давлении на российскую элиту, но "ударившим санкциями по обычным крымчанам, которых она [Америка] ни в ухо не ставит".

Небольшой спойлер. "Мы готовы платить неудобствами [за присоединение к России], но они [Запад] за это так или иначе заплатят!",- писали в группе "Подслушано в Севастополе". В разговоре с живыми людьми это мнение было самым распространенным.

А теперь - по пунктам.

Отключение ряда игр с потерей персонажей, накопленных игровых денег, и т.п никого не затронуло. Играют они в основном "в Контакте", WoT и "всякие игры на мобильном".

Самой большой проблемой стало отключение Visa и Mastercard.

Алина: Было удобно расплачиваться картами, в кредит тоже. Правда, кредит мне, выходит, списали, но к карточке я привыкла, билеты там покупать, в кафе платить... Завела себе ПроСТО, сейчас с ней хожу. Удобно? Непривычно. И что банкоматы работают редкие. Говорят, в апреле российская система заработает, тогда надо будет достать обратно Visa от Альфы. А, это не отдельная, а настоящая Visa через РФ? Отлично, я за границу не плачу.

Михаил: Гигантский гемморой. Было невероятно удобно с картой, точнее с интернет-банком. Но с другой стороны, я вот голосовал за [присоединение], понятно, что за благо надо платить. Сейчас? Нал, ПроСТО, биткойны. Насчет биткойнов шучу, хотя уже думал. Жду, когда через этот нацплатеж российский карты заработают.

Хабиб: У меня была карта, которая к счету в банке привязана, платил ей. Удобно? Ну да. Только Приват всё, так что я бы все равно не получил, получаю сейчас через компенсацию. Ничего другого не заводил, все налом пока.

Илья: С картой было удобно кредитной, но так я не пользовался особо. В Турцию летал, в Гоа, там даже как-то блокировали, хотя удобно было с деньгами не таскаться

Ольга: Очень неудобно. Это они так за нас волнуются, да? Сын деньги переводил, наличные клала, в магазинах платила. Хочется, чтобы снова как-то заработало, непривычно без карты. Сейчас пользуюсь этой ПроСТО, но на нее перевести из России целая морока. А еще ПроСТО Booking и AirBnb не берет. Хотя мы хитрые, там регистрируемся, люди бронируют, а мы почти всегда предлагаем "оплатите налом при заезде", чтобы им % не платить.

Блокировка Google AdSense, Google Chrome и Google Play на опрошенных почти не повлияла.

Алина: Я мозиллой пользуюсь, а хром... там же можно скачать через это... ну, поменяв адрес на русский? Вот, если что так и сделаю

Михаил: Я поставил на своем Samsung, что я из Киева и всё, спокойно все качается. Вот если gmail заблокируют - это да. Но я заранее завел на русской почте ящик и перехожу на него.

Илья: У меня ведроид, я рутнул и качаю давно что надо с бесплатных сайтов. Еще не хватало деньги тратить. Как там говорится-то? Информация должна распространяться свободно, во!

Ольга: У меня сын всеми этими настройками моего телефона занимается, все звонит, пишет, фотографирует, работает.

eBay пользовались всего двое - Михаил и Алина. Оба говорят, что перешли на китайский сервис "Алибаба" и отмечают, что там "дешевле" и "вообще все в Китае давно делают и шьют".

Сервисами Amazon и иже с ним не пользовался никто, равно как и PayPal - предпочитая "Приват" и "Яндекс-деньги".

С Apple, чьи гаджеты имеются у Алины и Михаила, по причине "русской смекалке" проблем также не возникло.

Михаил: Ну это же банально, так же указываешь Киев или Россию и спокойно качаешь, ставишь, обновляешь. Русская смекалка как и хохлятская хитро[попость] сильнее санкций!

Ольга: Я прочитала в интернете, что надо заменить город на некрымский. Обидно, с одной стороны, но я же не отказываюсь от Крыма! Просто наш человек всегда выход найдет и к любой хитрой [заднице] хитрый винт пристроит.

Кстати, все опрошенные пользуются "Яндексом" как основным поисковиком, причем Илья, Алина, Михаил и Хабиб - уже несколько лет. Илья и Михаил и вовсе признались, что указали в Яндексе "российскую" принадлежность, "чтобы не читать [дерьма] в украинских новостях" и "украинский язык не надоедал".

Напоследок замечу, что все "респонденты" и многие другие крымчане, с которыми я общался о "санкциях" в 98% случаев требовали, чтобы "если они [западные сервисы, банки, компании] нас кидают, отказываются обслуживать" Россия "выкинула их с рынка, пусть терпят убытки", "заблокирвала, чтобы осознали" и даже "национализировала бы".

Такие вот "техносанкции". Выборка, конечно, не претендует на глобальность, однако мнения весьма и весьма показательны.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //