Как живут татары-мишари


Пожилой мишарин у входа одной из мечетей села Ендовищи

В самом центре России, в Нижегородской области, есть удивительное место. На административной карте оно обозначено как Краснооктябрьский район, но местные жители называют свою родину не иначе как Мишаристан, потому что именно здесь находятся земли татар-мишарей. Земли, где чувствуешь себя в другом, отличном от российской действительности, мире.

В июне 2009 года я провел в Мишаристане две недели, документируя с помощью фотографии жизнь мишарей. Все это время я старался окунуться в различные стороны жизни мишарей: повседневная жизнь, праздники, молитва, похороны, поминки...

Мишарские деревни огромны, чисты, с добротными большими домами. Наверно, этот регион один из немногих в области, где молодежь остается жить, а не уезжает в большие города. Если сравнивать деревни мишарей с соседними деревнями, в которых живут русские, то статистика говорит не в пользу последних. К сожалению, русские деревни вымирают, в покосившихся хижинах доживают свои последние дни морщинистые старики, а молодежь уезжает из этих деревень при первой же возможности.

Мишари бережно хранят свои традиции. Это видно во всем, и в общении с ними, и в их кухне. А готовят татары превосходно. Еще никто не уходил из их домов, не отведав вкусных перемячей или конской колбасы – казы. Несмотря на действия советской власти по искоренению религии в стране, местные татары сумели сохранить деревянные мечети - ни на что не похожие культурно-исторические памятники с двухсотлетней историей. Но что интереснее всего, татары-мишари, не только чтут свои традиции, но хранят и уважают старинные русские. Во время меджлисов (собраний), поминок или религиозных праздников, на татарских столах дымят самовары, а сами мишари пьют чай из блюдец, на старинный русский манер.

Татары-мишари на кухне религиозного комплекса деревни Ключищи

Памятник В.И.Ленину возле мечети "Рашида" в селе Медяна, которое нижегородские татары гордо именуют "Мединой".

Молитва в мечети "Рашида" деревни Медяна.

Деревенская продуктовая лавка, сделанная из цистерны. Деревня Красная Горка (Сафажай), Нижегородская обл.

Татарские похороны в селе Уразовка

Имам Гаяз-хазрат Закиров произносит проповедь во время похорон. Село Уразовка, Нижегородская обл

Татары села Большое Рыбушкино свежуют коня. Конина используется для изготовления многих блюд татарской национальной кухни.

Гости при входе в дом, в котором проводятся помины по усопшему мишарину. Для того, чтобы напоить чаем всех приглашенных, хозяева дома разогревают воду в сразу нескольких десятилитровых самоварах. Деревня Пошатово, Краснооктябрьский р-н.

Женщина в прихожей татарского дома, во время похорон. По старинному поверью, в доме, где находится покойник, зеркала следует завешивать простынями, чтобы в них не отражалась душа умершего. Село Уразовка, Нижегородская область.

Мишарин ожидает начала полуденной молитвы в мечети "Рашида" села Медяна.

Выпускницы девятого класса средней школы села Ендовищи Нижегородской области позируют фотографу около старинной деревянной мечети по дороге на школьный бал.

Интерьер деревянной мечети деревни Андреевка. В настоящее время эта мечеть закрыта для посещений из-за аварийного состояния и пятничные богослужения проходят в новой мечети, пристроенной к старинной в 1995-м году.

Вид на деревню Андреевка из окна минарета деревянной мечети, построенной около двухсот лет назад.

Мишарин у себя дома. Село Семёновка, Нижегородская область

Село Б. Рыбушкино Краснооктябрьского р-на одно из самых больших мишарских поселений в Нижегородской области.

Дети катаются на роликовых коньках на главной улице села Большое Рыбушкино.

Имам Марат Абукаюмов возле своей мечети в селе Чембилей, Нижегородская область.

Медсестра больницы села Уразовка кладет на носилки бабушку-мишарку для транспортировки в районный госпиталь.

Имамы мечетей Краснооктябрьского района идут к могиле своего умершего сослуживца, чтобы почтить его память.

Женщины наливают в тарелки суп во время праздничного обеда в религиозном комплексе деревни Ключищи, куда приехало районное мусульманское духовенство

Имамы-мишари Нижегородской области обсуждают дела своих общин за чаем после меджлиса (собрания) в трапезной мечети деревни Ключищи

Пожилые мишарки во время молитвы в женском отделении одной из мечетей села Чембилей Нижегородской области. Согласно правилам ислама, женщины должны молиться отдельно от мужчин, в специально отведенном для них месте

82-летний имам деревянной мечети села Чембилей Месум Сибгатуллин читает своим прихожанам "хутбу" - пятничную проповедь

Мишарин возле экспоната старинной детской люльки в музее села Чембилей, Краснооктябрьского района Нижегородской области




Метки:



Комментарии:

  • Никита

    http://oppps.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/iii.gifhttp://oppps.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/nakone.gif

  • Никита

    http://oppps.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/smushenie.gif

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10154381542494641/ Ali Sadekoff

    Слово \»мишар\» происходит от топонима Мещера. Мещера была заселена мадьярами (маджарами) до 6-7 века н.э.,затем они откочевали в Панонию (сов. Венгрия) как и их многие угро-финские братья,толи под натиском кочевников Буртас,толи по каким-либо другим соображениям,но именно после их ухода земли Мещеры были сразу заселены кочевниками-тюрками (буртасами), которые в свою очередь были близки к волжским булгарам по языку и культуре. Буртасы переняли у волжских булгар многое из их традиций, а также Ислам. Близость к тюркскому миру практически сразу ассимилировала их в татарскую среду Золотой Орды (13 в.) и сделала их полноправными гражданами Империи Бату-хана (Батыя). Таким образом отатареные буртасы становятся форпостом северо-западных улусов Золотой Орды. Татары-мишари это не отдельный этнос (как хотят это представить политтехнологи), а неотъемлемая часть татарской нации. И некорректно говорить : это мишари ,а это татары, а правильно будет говорить мещерские татары, по местности где они исторически проживают.



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //