Как я работала в испанском супермаркете

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Много было разговоров про работу, про то, хорошо ли это – с высшим-то образованием идти в супермаркет. Я попробовала... Забавно получилось! Хотя, конечно, было не очень легко. Как перестала работать – радовалась. И ноги отдохнули. Вот теперь опять без работы, думаю, не лучше бы обратно в супермаркет...

Я работала в супермаркете, когда мне уже было за тридцать лет, имея высшее гуманитарное образование. В каком - не важно. В принципе, все международные и испанские торговые сети друг на друга более-менее похожи. Да и работенка примерно одинаковая: разгружать палеты, раскладывать товар по полкам и стоять на кассе…

В супермаркете нет разделения труда на тяжелый мужской и легкий женский. Все, вне зависимости от возраста и весовой категории, разгружают палеты и моют пол после закрытия магазина. Итак, рабочий день у кассиров-грузчиков-уборщиков и раскладывателей по полочкам начинается в шесть утра - именно тогда приходят первые машины с товаром, особенно молочными и другими быстро портящимися продуктами. Заканчивается - как повезет.

Мое самое позденее рекордное возвращение домой однажды случилось в полпервого ночи. Это, конечно, не означает, что все трудятся по 24 часа в сутки. Супермаркеты, как известно, на обед и сиесту не закрываются, потому работаем мы по сменам. Преимущество рабочего дня - в большинстве случаев - это шестичасовой график, но можно устроиться и всего на четыре часа.

График гибкий. Когда с утра, когда вечером. По восемь часов работает в основном начальство. Недостаток - всегда знаешь, когда заступаешь на смену, но никогда не знаешь, когда она реально закончится. Особенно это касается тех, кто заступает вечером и должен закрывать магазин. За переработанные часы обычно не платят. Обещают "отдать натурой" - то есть выходными. Но обещанного, как известно, три года ждут.

Сначала я терпеливо отмечала на календаре все переработки - по тридцать минут, по сорок, по часу... Но потом поняла - пропащее это дело. А меня в основном "ставят" как раз вечером. Те, кто заступает на смену утром, начинают день с разгрузки палетов. Вечером - расчистка полок от оставшихся за день картонок, разгрузка того, что недоразгрузили утром, касса и, естественно, уборка.

Мой рабочий день, вернее, вечер, начинается обычно с тележек. Железные тележки для покупок штук по пятнадцать одна за другой - и вперед! Вернее - назад, с улицы и парковки - на "стоянку". Все это сооружение на многочисленных колесах гремит, трясется на ухабах и всегда норовит въехать в чей-нибудь автомобиль. Так и хочется обратиться: сеньоры-покупатели, возвращайте тележки на исходные позиции для вашей же безопасности!

Потом меня ждут картонки, касса, ведро и швабра... После закрытия разносим товары, оставленные покупателями, где придется, на свои места.

Иногда кажется, что люди, передумав что-то покупать, специально придумывают место понадежнее. Один раз зеленый салат мы нашли... в морозильнике.

Далее - снова тележки и уборка. Пол моет специальная машина. А мы идем за ней и - по углам, вдоль стен, где машина не достает - и по-старинке машем шваброй. Брюки забрызганы хлоркой, ноги к концу смены болят. Смотрю на часы: уже половина одиннадцатого ночи, снова мы не успеваем все закончить во время.

- Ой, как же это ты каждый день так работаешь? Я бы не смогла! - призналась кассирша-испанка, которой выпало несколько субботних вечеров закрывать магазин. Те, кто заканчивает смену днем, обычно не задерживаются так надолго. Да смогла - не смогла, кто тут об этом спрашивает? С нами регулярно проводят собрания, которые начинаются после смены, то есть часиков этак в одиннадцать ночи.

Присутствовать на них должны даже те, кто работает с утра или у кого в этот день законный выходной. Речь обычно об одном и том же: нас много, покупают мало, надо работать быстрее, активнее, веселее... На разгрузку палета, не взирая на высоту и тяжесть нагруженных на него товаров, - максимум сорок минут.

На прохождение товара через сканирующее стекло на кассе - минимум 25 наименований в минуту. А почему углы на выходе из магазина серые? На коленки и отмывать "Силитом"! За медленную работу на одном из собраний нам обещали ввести штрафы. Народ роптал, но шепотом. А если кто-то протестовал против переработок и тяжестей во весь голос, угадайте, что с ним происходило через очень короткое время? То же, что происходило и с теми, кто задерживался на больничном больше недели. Потому в супермаркетах текучка кадров - обычное дело.

Самое напряженное время в магазине - вечера пятницы и субботы. Такое впечатление, что все специально ждали именно вечера, чтобы за час до закрытия отправиться за покупками. К семи вечера в субботу в магазине полный аншлаг и пустые полки. "А что это у вас нет муки?! А почему кончился сахар? Вечно у вас ничего не подвозят во время!" "А что ты спал весь день, вместо того, чтобы прийти с утра?" - так и хочется ответить очередному бородатому дяденьке, смотрящему на продавца в зале, как на врага народа, укрывающего муку и сахар.

Сверху над кассиром висит камера внутреннего наблюдения. Говорят, что это - для нашей защиты от воров и чтобы можно было предъявить покупателю пленку в случае спорных вопросов по сдаче. Но следит камера и за самим кассиром.

Одну девушку таким образом уличили в том, что она пропускала без оплаты родственников. На девушку чуть не завели уголовное дело, но начальство сжалилось, и она отделалась испугом и увольнением. Вообще камеры натыканы по всему магазину в качестве слежки за потенциальными воришками. Хотя есть и "черные дыры" - не просматривающиеся места, о которых многие, как ни странно, знают. Даже в подсобке есть камеры, чтобы у продавцов ненароком не дрогнула рука.

На любом производстве, как известно, есть брак и отходы. У нас - это товар, срок годности которого истек или на исходе. Товар с порванной упаковкой или разорванный на несколько частей. Например, совершенно съедобная упаковка из восьми йогуртов, порванная на две по четыре - это уже брак.

Консервные банки с тунцом, у которых порвана верхняя бумажная упаковка, надорванная коробка конфет или шоколадная фигура с отломившейся головой...

А с какой жалостью мы отнесли в мусорный контейнер целого омара, который еще даже не успел полностью разморозиться, но уже не имел товарного вида!

А фрукты, а креветки...

Нам брать что то из "брака" категорически запрещено. Даже пробовать кусочек, хотя иногда очень хочется. Обосновывается это просто. Если разрешат брать или покупать такой товар хотя бы по дешевке, персонал магазина будет специально рвать, чтобы самим досталось. Может, в этом и есть резон, но в России так наплевательски к еде не относятся. У нас бы, конечно, брак списали, а потом... Но за нами строго смотрят камеры, и не один человек уже лишился работы только потому, что прихватывал домой кое-что из большой разноцветной кучи некондиции. Многие о такой несправедливости по отношению к персоналу магазина знают, потому после десяти вечера около ближайших мусорных контейнеров собирается небрезгливый народ, выискивающий абсолютно свежие продукты в куче выносимого нами мусора.

Причиной увольнения, кроме уже вышеперечисленных, может стать, например, разговор по мобильнику на кассе, абстрактное "не выдержал испытательного срока" или же причину вообще могут не объяснить - так уж сегодня "карта легла".

После полугодового испытательного срока надо делать постоянный контракт, чего руководство очень не любит. Потому на входе почти всегда висит большой плакат, извещающий о том, что требуется персонал. Во многих других сетях супермаркетов испытательный срок растягивается и на год, после чего в большинстве случаев следует увольнение. Народ об этом знает и, устраиваясь на работу, так и говорит "мне бы хоть на годик".

А в столе у начальства всегда припасена внушительная стопка заявлений от желающих поработать кассирами- грузчиками-уборщиками, раскладывателями по-полочкам...

Так и я вот осталась без работы.

Испания


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //