Как выглядит настоящая война, а не сделанная в Голливуде

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Мы все знаем, что война это кошмар: весь этот ужас и человеческие трагедии, и все эти люди, которые с криками умирают в жидкой грязи. Так было всегда, с самого появления человека – но наши представления о современной войне, как правило, довольно далеки от реальности. Книги, фильмы и компьютерные игры рисуют в нашем воображении феерические картины битв, а на самом деле, многие вещи выглядят совсем по-другому по эту сторону экрана…

Настоящее снайперское искусство – это больше математика, чем соколиная зоркость

Представление:

Снайпер – это одна из тех военных ролей,  которые видеоигры, пожалуй, и в самом деле могут адекватно нам передать. Снайпер по большей части лежит вдали от поля боя, выискивает плохих парней в прицел своей винтовки и аккуратно спускает крючок. Даже суперреалистичные фильмы вроде «Вызывающий бурю» не сильно отличаются от того, что мы видели в очередной части игры Callfield: Battleduty.

Реальность:

Настоящий снайпинг – это в меньшей степени охота за головами, и в большей – комплексное понимание физики. Одно дело подстрелить парня, который стоит в 10, 50 или даже 100 метрах от вас и считает птичек. Совсем другое – совершить это с расстояния в 2,4 километра, как это сделал, например, канадский снайпер Роб Форлонг.

На таком расстоянии вам приходится учитывать скорость и направление ветра, падение пули с расстоянием (да-да, винтовка, фактически «бросает» пулю вдаль, пусть и с очень большой скоростью). Пуля Форлонга к примеру летит к цели 4 секунды и на таком расстоянии падает на 77 метров. Это значит, что ему надо целиться на несколько десятков метров выше своей мишени, чтобы просто попасть в неё. Далее, необходимо учитывать, что порох сгорает с большей скоростью в жаркую  погоду, и с меньшей – в холодную. А пока вы следите за погодой, не забудьте проверить и высоту – разрежённый воздух на большой высоте заставляет пули лететь быстрее и более полого.

Звучит уже намного сложнее, чем прежде, правда? И это мы ещё не коснулись того, как длина и нарезы ствола влияют на произведённый выстрел. Или как вращение Земли воздействует на летящую пулю. Снайперы смертельно опасны не потому, что носят самые крутые пушки, а потому что научились делать оружием математику.

Причём они не делают всё это исключительно в своей голове посреди горячки боя: профессиональные снайперы имеют баллистические таблицы и правила, которые позволяют вычислить параметры точного выстрела. Но независимо от того, пользуются они ими или нет, выстрел – это не просто «потянуть за крючок»,  успешный выстрел является следствием учёта астрономического числа переменных и точного расчёта.

Каждый голливудский бой на мечах заканчивался бы сломанным оружием

Представление:

Погодите, но что может быть не так с боем на мечах? Ведь, в конце концов, существует не так уж много способов ударить острой железякой другого человека. Взгляните, например, на эту боевую сцену из фильма «Царство Господне»:

Или на эту классическую сцену боя из «Убить Билла»:

Или на любую из прекрасных дуэлей в «Пиратах Карибского моря». Что с ними может быть не так?

Реальность:

Вот один важный момент относительно мечей, или, точнее, любых острых лезвий – когда вы бьёте ими о множество других предметов, они перестают быть острыми. В реальной жизни все эти потрясающие парирования клинок-в-клинок очень быстро превратили бы бритвенно острое лезвие в замечательный лом. Они также вызывали бы огромные напряжения в металле, которые с легкостью могли переломить его пополам. Именно поэтому все средневековые руководства по фехтованию вообще не уделяли внимания парированию лезвие-в-лезвие – просто потому, что им такое не пришло бы в голову.

Взгляните на это видео реконструкции боя времён викингов. Обратите внимание, насколько он физичен, как его участники используют щиты и как их мечи ни разу не соприкасаются:

Но что насчёт этих закованных в броню по самые пятки рыцарей с их огромными мечами, которыми кажется можно разрубить человека пополам? Уж они-то точно сделаны не из пластмассы, уж ими-то можно остановить тесак противника? Вынуждены вас разочаровать – большинство стилей боя на мечах всеми силами избегают контакта лезвий.

Схватки истребителей визуально совершенно не впечатляют

Представление:

Эти сцены мы видели множество раз: самолёты делают невероятные кульбиты, садятся друг другу на хвост, сходятся в лоб, делают мёртвые петли, в наушниках раздаётся «Джонни, я прикрою!», а потом – БАМ! – самолёты плохих парней взрываются как маленькие бензоколонки.

Реальность:

К несчастью, в современных схватках истребителей даже «близкие боевые контакты» происходят на расстоянии в несколько километров. Даже стандартная ракета «ближнего действия» ВВС США – а именно «Sidewinder» — имеет минимальную дистанцию действия в один километр. А большинство боёв происходит на куда более внушительном расстоянии. В 1989 году два F-14 сбили два ливийских МИГа. Самое близкое расстояние, на которое они подошли друг к другу составило 2,5 километра – и это только после того, как их ракеты, выпущенные с 22 километров промазали мимо цели. Чтобы дать вам ощущение перспективы – вот как это выглядело в фильме «Топ ган»:

И вот как это выглядело бы из кабины точно такого же самолёта на расстоянии в 2,5 километра:

Мда, это выглядит совсем не так впечатляюще, когда плохой парень, которого вы изо всех сил пытаетесь сбить, на самом деле оказывается пылинкой грязи, прилипшей к стеклу кабины.

И запомните: это ещё бой на ближний дистанции.

Потому что «дальняя дистанция» вообще не различима для невооружённого глаза, и большинство воздушных битв выглядит на самом деле так: Что-то появилось на компьютере, вы отправляете в сторону него ракету, и спустя несколько минут что-то где-то взрывается.

Пулемёты это неутомимые отбойные молотки на поля боя

Представление:

Позволим Профессору Джону Рэмбо объяснить вам теоретические основы стрельбы из пулемёта: «В теории это выглядит примерно так — Вы зажимаете гашетку на пулемёте и не отпускаете, пока весь мир не превратится в кровавый фарш». И не спорьте с этим – это наука.

Реальность:

После первой минуты такой пальбы (и это в том случае, если бы у него хватило на это патронов), Доктор Джон Рэмбо обнаружил бы, что его гигантский отбойный молоток совершенно сник.

А всё дело в том, что пулемёты спроектированы для ведения короткого огня на подавление и точных коротких очередей. Знаменитый М60 из фильма о Рэмбо может выдержать темп стрельбы в 100 выстрелов в минуту. Но вот только после этого его придётся разбирать и целиком менять ствол. Да, вы не ослышались: пулемёты могут строчить без остановки целую минуту, но после этого вам придётся остановиться, разобрать его и поставить совершенно новый ствол, чтобы пострелять ещё одну минуту.

И это относится не только к антикварным железкам времён войны во Вьетнаме: современные разновидности ведут себя не намного лучше. Потому что никакие деньги мира пока не в состоянии остужать полуметровую стальную трубу достаточно быстро, чтобы скомпенсировать тепло, которое выделяется от сотен микроскопических взрывов, которые происходят внутри неё. М249, который пришёл на смену М60, может выдержать темп пальбы 750-800 выстрелов в минуту, если, конечно, вы будете менять ствол – да, именно так, каждую минуту.

Битвы подводных лодок – это самое скучное занятие на свете

Представление:

На мостике всё тихо. Дюжина подводников бесшумно занимаются каждый своим важным делом. Внезапно оглушительный писк радара разрывают тишину. Вас заметила вражеская подлодка! Провести манёвр уклонения!

Реальность:

Большинство людей в курсе, что подводные лодки используют сонар, чтобы «видеть» под водой. Но вот как обычно они это себе представляют:

Достаточно просто, не правда ли? Вы в центре, а другой парень любезно соглашается выглядеть как яркая цветная точка, чтобы его было легко заметить. Вы приказываете стрелку навестись на цветную точку и отправить в неё торпеду, а затем бум – и точка исчезает. Но вот как на самом деле выглядит настоящий сонар:

«Итак, волнистые линии только что пошевелились. Эта война наконец-то становится интересной»

Как, чёрт возьми, сражаться, глядя во что-то вроде этого??

Ну, существует два основных типа сонара: активный и пассивный. Активный чуть больше похож на то, что мы обычно ассоциируем со словом «сонар» — подлодка посылает громкий пинг и затем замеряет, сколько времени ему понадобится, чтобы вернуться обратно. И хотя активный сонар даёт вам много ценной информации — такой как азимут, дальность и скорость, у него есть маленький недостаток – он выдаёт ваше местоположение всем, кому не лень слушать в радиусе нескольких километров.

Именно поэтому подводные лодки 99 процентов времени используют пассивный сонар, который фактически состоит из кучи чрезвычайно чувствительных микрофонов и людей, которые очень много и напряжённо слушают. Этот тип сонара поставляет намного более ценную информацию – например, тип и класс и корабля, а иногда даже позволяет идентифицировать отдельные конкретные корабли, просто по звуку, который они издают. Поскольку пассивный сонар принимает входящие, а не отражённые звуки, определить с его помощью расстояние весьма сложно. Во времена недавних войн даже с помощью компьютеров требовалось до 15 минуты непрерывного прослушивания, чтобы достаточно точно определить параметры для запуска торпеды – и это в том случае, если вражеская подлодка была настолько любезна, что не меняла скорость или направление, в то время как вы за ней охотитесь. А если это окажутся какие-нибудь ушлые русские, которые глушат двигатели или ныряют ниже слоя температурного скачка – то вы полностью теряете их след и можете начинать всё сначала.

Таким образом, Голливуд постоянно лжёт нам о том, как выглядит настоящая война, поскольку реальный бой – это огромное напряжение и сплошная неразбериха, а её результат, как правило, неловок и всё кончается чрезвычайно быстро.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //