Как участие России во Всемирной выставке в 1851 году укрепило русофобские предубеждения Европы


Торжественная церемония открытия выставки английской королевой, картина Генри Кортни Селуза.

165 лет назад, 1 мая 1851 года, в Лондоне торжественно открылась первая Всемирная выставка. В специально построенном для этой цели гигантском здании из железа и стекла, названном "Хрустальным дворцом", делегации 28 стран демонстрировали свои достижения в области промышленности, искусств и ремесел.

Всего на выставке было представлено порядка 100 тысяч изделий со всех континентов. Разумеется, наиболее представительной была экспозиция Великобритании и ее многочисленных колоний, состоявшая из более чем 40 тысяч экспонатов. Второе место занимала Франция (27 тысяч), третье - Германские государства (12 тысяч, из них Пруссия - полторы тысячи), четвертое - США (пять тысяч), пятое - Бельгия (четыре тысячи), шестое - Голландия (около трех тысяч).

На этом фоне российская экспозиция, насчитывавшая 854 экспоната, выглядела не очень внушительно. Надо отметить, что в Западной Европе в те времена отношение к Российской Империи было далеко не благожелательным. В газетах, журналах и выступлениях политиков ее постоянно выставляли как жестокую восточную деспотию, в которой десятки миллионов рабов трудятся, создавая несметные сокровища для кучки алчных паразитов, держащих народ в повиновении с помощью репрессивного аппарата и военной силы.

Участие России во Всемирной выставке не разрушило, а лишь укрепило эти русофобские предубеждения. Дело в том, что российская экспозиция состояла почти исключительно из предметов роскоши. Вычурные бронзовые светильники, яшмовые и малахитовые чаши и вазы выше человеческого роста, большие двустворчатые двери из малахита и ювелирные изделия из драгоценных камней должны были продемонстрировать богатство страны и искусство ее мастеров, однако, эффект получился обратным. Английские и французские газеты язвительно писали, что русская знать похваляется дорогими безделушками в то время как народ прозябает в нищете. Также отмечалось отсутствие в экспозиции каких-либо технических изделий, предметов промышленного, транспортного и сельскохозяйственного назначения, а на этом фоне шли рассуждения об экономической отсталости Российской Империи.

В общем, у маркиза де Кюстина было много последователей, психологически готовивших население Англии и Франции к будущей войне с "восточными варварами", до которой оставалось всего два года.

Подборка рисунков английских художников, запечатлевших внешний вид и интерьеры Хрустального дворца во время проведения выставки:


Общий вид центральной галереи.

Канадская экспозиция.

Выставка предметов домашнего обихода - пианино, камины, мебель, люстры, канделябры и различные элементы декора.

Индийская экспозиция.

Зал станков и иного промышленного оборудования.

Фонтан и конная статуя королевы Виктории в центральной галерее.

Российский раздел.

Снаружи Хрустальный дворец украшали аллегорические скульптуры, олицетворяющие Европу, Америку, Азию и Африку.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //