Как три девочки Вера, Надежда, Любовь стали символом христианской стойкости

Как три девочки в Древнем Риме стали символом христианской стойкости

Они получили имена в честь христианских добродетелей и своей жизнью выразили их смысл. 30 сентября церковь вспоминает сестер-мучениц Веру, Надежду, Любовь и их мать Софию, которые приняли смерть в годы римских гонений на христианство.

История

Святитель Димитрий Ростовский пишет: в царствование императора Адриана (II век н.э.) жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София. Она была христианкой и имела трех дочерей, коим дала имена по христианским добродетелям — Вера, Надежда, Любовь. София воспитывала их в благочестии, и чем дальше росли дочери, чем красивее становились, тем больше внимания к себе привлекали.

В один из дней о дочерях услыхал римский чиновник Антиох и пожелал их увидеть. Но, как только девочки предстали перед ним, он понял, что они христианки. «Ибо не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа», — говорил Димитрий Ростовский.

Антиох донес об этом императору, и тот приказал доставить сестер с матерью во дворец. Так началась история мученичества за веру, ставшая одной из ярчайших страниц христианского предания. На тот момент, сообщает редактор жития, Вере было двенадцать лет, Надежде — десять, а Любови — девять.

Император, видя их молодость, попытался уговорить их отказаться от веры. Девочек отправили к знатной язычнице, которая должна была переубедить их, а затем призвали прилюдно принести жертву языческой богине Артемиде. Они отказались, и тогда терпение Адриана лопнуло. Сестер подвергли пыткам и затем казнили, а мать София скончалась тремя днями позже на их могиле.

Адриан

Закон, предписывающий предавать христиан смертной казни, если на суде они не откажутся от веры, достался Адриану «в наследство» от предыдущего императора Траяна. Адриан принял его, хотя и попытался ввести ряд ограничений. Так, он запретил досудебную расправу над христианами толпы — подобное широко практиковалось со времен Нерона, обвинившего христиан в поджоге Рима в 64 году. При Адриане же появились и первые публичные защитники христианства.

Как мог этот человек, ревнитель закона и любитель греческой культуры предать казни малолетних детей? Вероятно, здесь имеют место два объяснения.

В годы правления Адриана случилось очередное иудейское восстание: в попытке обрести независимость от Римской империи иудеи вытеснили римлян из Иерусалима и захватили сверх того около 50 городов в Палестине. Восстание было жестоко подавлено, его участников казнили. В этот период римское общество было настроено к иудеям предельно негативно. Христиане же вызывали еще больший гнев: отказываясь поклоняться римским богам, они совершали то, что в Риме называли «оскорблением величества». По мнению римлян, в этом проявлялось неуважение к власти и готовность к мятежу.

Вторая причина более прозаична. Биограф императора Элий Спартиан пишет: в одном из путешествий Адриан простудил голову и остаток жизни мучился головными болями. Из-за этого он сделался вспыльчив и агрессивен: в это время он «лишил жизни многих либо открыто, либо коварным образом». Одной из жертв последнего периода жизни Адриана стала его собственная жена Сабина: в Риме ходили слухи, что император отравил ее. Вероятно, именно в этот момент к нему и привели христианских девушек — Веру, Надежду и Любовь.

Праздник

Церковь учит: мученичество Веры, Надежды и Любови — это образец стойкости в деле стояния за веру и пример добродетелей, в честь которых сестры получили имена.

Праздник в честь мучениц установлен, вероятно, в VI веке. К этому времени относят первые письменные свидетельства их почитания. Некоторые западные богословы полагали: поскольку упоминаний о сестрах нет в древних мартирологах (списках мучеников), возможно, они являются лишь персонификациями христианских добродетелей. Однако уже в документах папы Григория I (VI–VII века) появляются указания на нахождение мощей мучениц: по этим документам, они находились в крипте одного из кладбищ на Аврелиевой дороге — эта дорога, строительство которой началось в III веке до н.э., начиналась в Риме и шла по средиземноморскому побережью Италии. Позже мощи святых сестер и их матери перенесли в церковь на Марсовом поле в столице Италии, а в 777 году они оказались в соборе города Эшо в Эльзасе (современная Франция). Здесь они находятся до сих пор.

Первые редакции жития святых мучениц появились в VII веке. В оригинальном греческом тексте, с которого сделан славянский перевод, имена сестер звучали как Пистис, Елпис и Агапи — переводчик заменил их на славянские эквиваленты Вера, Надежда, Любовь. В ряде рукописей переводили и имя их матери — София, что значит «Премудрость». В народном сознании на Руси почитание святых сестер стало женским праздником. По традиции этот день женщины начинали с плача по своим родным и близким: плач связывали с памятью о Софии, проливавшей слезы о своих дочерях.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //