Как правильно выбирать летнюю резину


Сбербанкофобия. Пропитанная ненавистью, лживая статья о Германе Грефе, главе Сбербанка России


Что нужно знать перед походом весной в шинный магазин?

При выборе зимней резины мы не только ломаем голову по поводу шипов или «липучки», но иногда даже посматриваем шинные тесты. К летним шинам такого пиетета, в основном, не наблюдается. А зря.

Вода

Зимой, как известно, на дорогах бывает скользко. Виной тому – лёд и укатанный снег. Но летом вода, уже в жидком состоянии, бывает не менее опасна.

Когда асфальт сухой, то практически любая резина будет за него цепляться. И цепляться очень уверенно. И чем большая площадь контакта резины с асфальтом – тем, в целом, лучше. Именно поэтому в автоспорте лучшие шины для гонок – это так называемые слики, которые не имеют никакого протектора. То есть – абсолютно «лысые». Слики обеспечивают отличный «держак», но только до поры до времени, а именно – до первого дождя. На плёнке воды слики «всплывают» с полной потерей контакта шины с дорогой – это называется аквапланированием. Именно поэтому любые дорожные шины, предназначенные для повседневной эксплуатации, имеют протектор – систему продольных, поперечных и прочих канавок, по которым отводится вода из пятна контакта.

Опасность аквапланирования заключается в том, что начинается оно внезапно – при достижении определённой скорости. Аквапланирование не так опасно на переднем приводе, когда передние колёса и тянут, и задают направление движения. В самом начале акваланирования резко пропадает тяга на ведущих колёсах, автомобиль снижает скорость, и сцепление с асфальтом восстанавливается. А водитель зачастую даже не успевает испугаться.

Другое дело на заднем приводе. Автомобиль «всплывает» на передних колёсах, а задние продолжают тянуть. И тянуть очень хорошо, так как они катятся по следу передних, которые оставляют для задних «сухие» дорожки. Если водитель не почувствовал пропадание реактивного усилия на руле и не снизил скорость, то последствия плачевны – полная потеря управляемости с непредсказуемым вылетом или в кювет, или на «встречку».

Испытание на аквапланирование – одно из главных во всех шинных тестах. И на этот параметр нужно смотреть особенно внимательно.

Но одним только аквапланированием не исчерпывается опасность мокрой дороги. Ведь сам по себе влажный асфальт имеет значительно меньший коэффициент сцепления, чем сухой. И тут в дело вступает не только протектор, но и качество резиновой смеси. В первом приближении – чем дороже шина, тем сложнее её состав, который будет лучше цепляться за влажный асфальт. Но и здесь есть нюансы. Например, более дешёвая, но более мягкая резина мелкоизрезанного протектора за мокрый асфальт может цепляться лучше, чем дорогая, но жёсткая и состоящая из крупных «шашек» протектора. Зато первая будет совсем беспомощной на сухом покрытии и явно не будет экономить топливо. Что ещё раз показывает, что шина – продукт компромиссный.

Для влажного асфальта также крайне важен возраст шины. Дело в том, что яркое летнее солнце своим жёстким ультрафиолетом быстро приводит шины в негодность. В резине образуются так называемые перекисные радикалы, ставящие жирный крест на эластичности. Во времена своей автомобильной юности я поддался искушению купить б/у шины с ещё вполне шикарным по высоте протектором. Но не обратил внимания на дату выпуска. И во время первого же дождика чуть не поседел, когда покатился по влажному асфальту как зимой по льду. Когда же позже посмотрел дату выпуска шин, то чуть не обалдел – им было более 10 лет! А сама резина протектора по твёрдости и «скользкости» мало отличалась от пластика типа полипропилена.

Принято считать, что максимальный возраст шины, при котором ещё сохраняются её свойства – 5 лет.

Всесезонность

Самый крупный рынок сбыта всесезонных шин – это США. На севере и северо-востоке страны там бывают и снежные бури, и гололёд. Но нечасто. Никто ради этих 2-3 недель в году там зимние шины не покупает. Но и летние брать особого резона нет – скорости на интерстейтах (межштатных магистралях) невысокие, радиусы поворотов стремятся к бесконечности, а повышенное сопротивление качению не особо заметно на фоне и без того прожорливых пикапов и полноразмерных седанов.

Другое дело у нас, а также в Японии и Европе. И я являюсь стойким приверженцем мнения, что всесезонные шины зимой мало отличаются от летних, а летом – от зимних.

Есть и вовсе опасный стереотип, когда зимние нешипованные шины стыдливо или по незнанию именуют всесезонными. Летом по раскалённому асфальту ездить на них не менее опасно, чем на летних по льду. Мягкий, не рассчитанный на высокие температуры протектор превращается в подобие поролона, а мелкоизрезанный протектор ещё больше усугубляет непотребную размазанность реакций автомобиля на таких шинах.

Экономичность

В последнее время наметился тренд на так называемые «эко»-шины с пониженным сопротивлением качению. Что ж, дело это хорошее, но как любое инженерное решение, оно имеет и обратную сторону. А именно – имеем повышенную жёсткость, как следствие – заметное снижение комфорта. Ведь снижение сопротивления качению достигается довольно примитивным способом – уменьшением амплитуды гистерезиса, в данном случае – способности шины амортизировать удары о неровности дороги. Также делается более крупная «нарезка» протектора, что увеличивает шум от качения шин, что также не способствует комфорту передвижения.

Асимметричный рисунок протектора

Такой рисунок протектора является универсальными, как говорится, – на все случаи жизни. Но только до той поры, пока вы не начинаете предъявлять к шине каких-либо специальных требований.

В асимметричном рисунке наружная часть протектора отвечает за повышенное сцепление в поворотах, а внутренняя – за более активный отвод воды для предотвращения аквапланирования. Соответственно, снаружи нарезка крупнее, а иногда и сама резина жёстче.

Но чем сильнее «асимметричность», тем меньше стабильности в поведении автомобиля. Впрочем, обычный автовладелец на каком-нибудь Kia Rio или VW Polo Sedan этого не заметит. А вот на «горячем хэтче», да на гоночной трассе – очень может быть. Более того – ведущие шинные гиганты производят специальные шины для... конкретных моделей автомобилей, например, для BMW M5 каркас и материал протектора одной и той же шины могут отличаться от таковых для Porsche 911. Впрочем, если вы участвуете на своём заряженном автомобиле в трек-днях, то вы и так всё знаете о шинах.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //