Как бедный Израиль социализм построил

Как бедная на природные ресурсы страна смогла построить эффективную экономическую модель.

Итоги состоявшихся в Израиле выборов стали для многих сенсацией: почти 70% израильских избирателей приняли участие в парламентских выборах, демонстрируя самую высокую активность за полтора десятка лет. Несмотря на результаты опросов, снова победила партия «Ликуд» критикуемого Нетаньяху. Что это значит?

Палестинского государства – не будет, Иерусалим останется единым городом, никаких территориальных уступок не предвидится, вопросы военной безопасности останутся первостепенными, потеснив решение других проблем. И всё-таки Израиль останется социальным государством, заботящимся о гражданах, в том числе и бывших наших соотечественниках.

* * *

В Израиле говорят о трёх главных городах так: Иерусалим молится, Тель-Авив веселится, Хайфа работает. При подъезде к столице Севера водитель (грузинский еврей) кивнул на красивую коробку и сказал: «Вон, министерство энергетики. Сидят, бездельники, распределяют и большие бабки получают». Мне, русскому из Москвы, где торчит голубой небоскрёб Газпрома и других сырьевых монстров, и отвечать ничего не хотелось. Хайфа стоит на берегу Средиземного моря, есть полоса прекрасных песчаных пляжей, но этим все сходство с курортами Средиземноморья ограничивается.

гора КАрмель в Хайфе

Большой промышленный конгломерат, центр израильской нефтепереработки, информационных технологий и химической промышленности живёт ещё как самый крупный порт со всеми сопутствующими социальными язвами, как огромный проходной двор. Более трети населения Хайфы составляют репатрианты из разных стран, на каждом углу в Нижнем городе здесь слышится русская речь. В Хайфе находится русский монастырь Святого Илии, принадлежащий Московской патриархии. Хайфа, по сути, израильский город русских. Можно спросить что-то у прохожего на английском, а в ответ услышать: «Ты что, русского не знаешь? Говори нормально». Этот библейский город имеет христианский девиз: «Возлюби ближнего».

Бибейские холмы

Правда, перед 8 марта довелось побывать здесь во время празднования Пурима, а это самый антигуманный праздник из всех известных мне на земле. Древняя история, но поучительная… Не раз о ней писали, а я снова удивлялся: как можно ежегодно радостно праздновать убийство 75 тысяч человек (включая детей), пусть это и было в 486 г. до н.э.? Мы с сыном жили напротив синагоги и общины Хабад-Любавического Центра русскоязычных евреев г. Хайфы.

С вечера среды туда стали приходить родители с наряженными детишками (евреи живут по лунному календарю: затемнело – начался следующий день), взрослые тоже принялись отмечать праздник. В солнечный четверг уже в рабочее время площади были запружены веселящимися, а до вечера по Старому городу ходили пьяные компании евреев-ортодоксов и ряженых, которые демонстративно пили, где угодно.

весёлый Пурим в Хайфе

Я заглянул в большую уличную лавку, туда же вломилась весёлая компания и, установив бутылки на прилавок, начала пить среди белья и пляжной обуви, изредка с рёвом произнося какой-то боевой клич, где слышалось слово «Аман!». Продавщица из русских, не похожая на еврейку, сказала мне, извиняясь: «Вообще-то они хорошие, тихие, но сегодня неуправляемые!».

В пятницу многие евреи семьями отправляются в Иерусалим, чтобы отметить праздник в Старом городе. Мы тоже поехали на двух поездах, в которых было много молодых военнослужащих с автоматами: израильские срочники, отправляясь в увольнение, оружие не сдают, а вдруг…

* * *

Это «вдруг» случается почти на каждый Пурим. Вот и утром 6 марта автомобиль сбил пять человек рядом с трамвайной остановкой в районе квартала Шейх Джарах, возле комплекса и базы Шимон а-Цадик. Террорист врезался в толпу на остановке и в молодых сотрудниц пограничной полиции, стоявших у входа на базу, после чего был подстрелен девушкой-полицейским и госпитализирован. Конечно, накануне выборов в парламент эта попытка теракта была сразу использована политиками.

За возврат высшей меры наказания в Израиле выступил министр иностранных дел – русскоязычный Авигдор Либерман. На экранах появились кадры раненых девушек-полицейских. Но, несмотря на ежедневную опасность, служить в Израиле очень престижно. Большинство молодых людей призывного возраста просто стремятся отдать свой воинский долг. На действительную срочную службу призываются все восемнадцатилетние граждане страны. Юноши служат три года, девушки - два.

К слову, только в Израиле при знакомстве юноша и девушка в первую очередь выясняют друг у друга, кто, где и как служил, а не любимые группы или гаджеты. Часто оказывается, что армейские заслуги и звание барышни намного «круче», чем у кавалера.

В первые месяцы этого года приступили к несению срочной службы 74% подлежащих призыву юношей и 59% девушек. Есть альтернативная служба, но никто не косит, как в России! В армии, конечно, как и везде, много «русских». Министерство абсорбции ведёт огромную работу по привлечению и устройству новых репатриантов. Например, в Хайфе отдел министерства возглавляет Таня Макарова (так и документы подписывает), она обратилась к евреям Украины с призывом покидать опасную страну и приезжать на историческую родину.

Существует «Таглит» – образовательный проект, бесплатный десятидневный тур в Израиль для лиц еврейского происхождения в возрасте от 18 до 26 лет, которые никогда не были в этой стране. Участников сопровождают инструкторы и экскурсоводы. Цель проекта – приобщить молодых людей, проживающих в диаспоре, к еврейскому наследию, познакомить с жизнью современного Израиля. Проект спонсируется мировыми еврейскими общинами и правительством Израиля. Российские евреи весьма любят этот показательный тур и сразу чувствуют атмосферу страны грядущего проживания.

* * *

Признаюсь, что бывшие соотечественники в Израиле отличаются от их соплеменников в России в лучшую сторону: там они становятся истинными евреями – законопослушными, бережными к традициям, терпимыми к другим, без агрессивных комплексов, без жажды разрушения, без поучения русских и постоянной претензии на либерализм без берегов. Спрашиваю у интересной сестры-хозяйки медцентра Ларисы из Харькова: «А что, поддерживают израильтяне Ксению Светлову из «Силы» («Сионистского лагеря»)?

Вот она в предвыборной листовке пишет: «Необходимость принятия закона о гражданских браках я прочувствовала на собственной шкуре. Я выходила замуж и разводилась в раввинате. По собственному опыту, - хорошо знаю, каковы там бюрократические процедуры. Сегодня у меня растут две дочери, и мне бы очень хотелось, чтобы, когда они вырастут, у них было право выбора - заключить брак в раввинате, или же сочетаться гражданским браком». Что она имеет в виду?».

дорожные полицейские Иерусалима

- Знаете, у нас еврей может жениться только на еврейке. Ну, такое государство – поймите! Мой сын чистокровный еврей, а жена от русской мамы в Прибалтике, чего-то там не оформила при отъезде. Так им пришлось брак заключать на Кипре. Это влетело в копеечку! Потом, конечно, дома сыграли свадьбу, пригласили раввина, как положено. Но левые хотят это упростить и голоса лишние получат!

Какие характерные слова с напором: «Ну, государство такое!». И взрывать его, как российские еврейки – не призывает! Прилетел, увидел по РБК: Ирина Прохорова проводит программу «Ненависть как норма». Она пригласила журналистку издательского дома «Коммерсантъ» Анну Норинскую, и они наперебой принялись утверждать, что Немцова убила российская ненависть к инакомыслию, что «с захватом Крыма началась риторика гражданской войны: предатели, пятая колонна, хунта, каратели, бандеровцы».

Прохорова копнула глубже: это, мол, вообще началось с возвращения советского гимна, а теперь, торжествует «риторика погромов». Норинская склонялась к тому, что «во всём начальство виновато», потому что власть должна меняться и твёрдо решать, «кого слушать: Хирурга с Антимайдана или писательницу Улицкую?». О, последняя насоветует. Например, она дала интервью Le Mond, в котором сладострастно рассказала, что российские СМИ манипулируют коллективным сознанием россиян и уже побили мировой рекорд по вранью.

В частности, утверждает писательница, телеканалы «транслировали кадры из Сирии и Венесуэлы, выдавая их за события в Донецке». Зачем это? – на Востоке такого кошмара, как в освобожденном аэропорте Донецка или на станции Дебальцево – не найдёшь. И потом: куда денешь грязный снег, бушлаты военных, русский мат с двух сторон? При этом российская интеллигенция, по убеждению Улицкой, ничего не может сделать, так как свободу слова в России ущемляют. Попробуй её ущеми: книжки Улицкой вовсю выходят, письма от имени ПЕН-центра за её подписью публикуются, русофобская пьеса «Русское варенье» идёт.

В московском центре «Вишневый сад» разгорелся скандал: русский актер побывал в Донецке и отказался играть в спектакле авторши, которая заняла антироссийскую позицию и унижает репликами, вроде: «Русские любят прикидываться дураками, хотя на самом деле они полные идиоты». Тогда Александру Борисову указали в театре на дверь. Вот как «демократично»! Попробовали бы эти либералки в Израиле на ТВ учить, какой гимн исполнять, если он Кнессетом принят, какую риторику использовать (агрессивней израильской – трудно сыскать!). Но там чётко: государство вот такое – выбрала, так подчиняйся, учи иврит, еврейскую историю и литературу.

Учебники там – точно единые, попробуй, скажи, что такая-то отвоёванная земля – не наша или внедри антисемитские взгляды! Поэтому в Израиле общаться и проще, и понятней, и приятней. Анна Норинская на экране негодовала, аж нос дергался: «У нас преследуют всех, кто посмел не любить эту великую страну». А чего ж они живут, если не любят?

Марк Тверской - доктор медицинских наук из Украины, с 1974 года живёт в Израиле. Он автор нескольких книг документальной прозы и сборников юмористических стихотворений, руководитель литературной студии «Анахну» в Хайфе. Написал при жизни Ахмадулиной пародию «Гремучая смесь»:

Кровей во мне: татарин не вполне

с добавкой позапрошлой итальянства...

Белла Ахмадулина

Я не вполне, я из другого царства,

из смеси итальянства и татарства,

поднявшейся на почве европейства

с добавкой вездесущего еврейства.

Уверен, что Земля обетованная всех, нелюбящих страну обитания или не чувствующие родства с ней, считает своими…

* * *

Спрашиваю у той же Ларисы в Хайфе: «Пойдёте 17-го голосовать? - ведь это важно, кто премьером будет, какая политика…». – «У меня два премьера – начальник Роман Барак здесь и муж дома». Она принесла мне кофе, увидела сюжет про Немцова по большому телевизору в холле и вздохнула: «Нам его вдвойне жалко – он же ш наш». – «Говорил, что по легенде – потомок незаконно рожденного сына Петра Первого. Мол, Анна Монс родила в Немецкой слободе Якова Немова – отсюда фамилия. Один учёный ему древо составил» - «Я вас умоляю, - закатила карие глаза Лариса, - я вам за деньги такое дерево выращу… Вот поглядите, какие у меня крупные рыбки в бассейне. Я кормлю их и разговариваю»...

Одним из позитивных результатов прошедших выборов с точки зрения публициста Шамира является то, что «Объединенный арабский список» стал третьей по величине фракцией нового израильского парламента. Причем Шамир подчеркивает, что за этот блок голосовало «немало евреев и прочих израильтян, стоящих на несионистских позициях», а среди 14 депутатов оказался еврей-коммунист Дов Ханин.

Но вообще партия «Хадаш» (коммунисты) выступила слабо. Казалось бы, это удивительно в стране, где существуют коммуны на селе – кибуцы! Но всё объясняется спецификой Израиля: по существу, все предвыборные программы – разные варианты социализма по-еврейски с конкретикой, а не с нашими общеполитическими прожектами и размытыми обещаниями.

Судите сами, при ответе на вопрос: «Какие проблемы, по вашему мнению, следующее правительство страны должно решать в первую очередь?» чаще других выбирались следующие земные варианты-обязательства: 1) вопросы экономики и благосостояния населения – 78%, 2) уничтожение ХАМАС и палестинского террора в целом – 48%, 3) решение жилищной проблемы – 36%. 4) демократизация чиновничьих и религиозных процедур – 33%. Понимаете?

Вот взялись, например, считать, какая партия пообещает жильё за столько-то зарплат. Сейчас в среднем по стране – 140 зарплат (мол, недопустимо много), а у нас – посчитайте! Доротея Литвак из Хайфы издала сборник шуток «Доврался до истины», у неё есть такой афоризм: «Люди теперь могут жить дольше, но часто им негде».

Левая Ксения Светлова стала как журналистка и политик приводить пример несправедливости: одна пожилая мать приехала с сыном из Белоруссии, тот не мог устроиться на хорошую работу и подался в Канаду. Минская еврейка осталась одна и получила пособие по старости всего… 2 600 шекелей или 650 долларов: «На эти деньги очень трудно жить!».

Да, нелегко, но как прожить в России, если средняя пенсия сегодня 200 долларов, а цены на продукты сопоставимы? Мы жили рядом с хайфским рынком – там овощи и фрукты дешевле, чем у нас (купил груши - 90 руб., помидоры – 50, клубника – 150 за кг), мясо и рыба средиземноморская, свежайшая – подороже, чем у нас. Молоко – полдоллара и выше, дешёвое пиво – один доллар, а сок – того меньше. И так далее.

Для сравнения можно зайти в тамошний магазин «Елисеевский» - полно российских продуктов. Официальная статистика: средняя зарплата в Хайфе – 1445 долларов, хлеб – 1,97 большая буханка; картофель 1 кг – 1; яйца 12 шт. – 4; автобус – 1,5; вино среднее – 10 долларов. Одежда на распродажах – очень дешёвая. Так что жить куда легче, чем у нас. Да ещё климат, фонды помощи, родственники, могучее министерство социальной политики.

Некоторые утверждают, что это, мол, еврейские деньги США и всего мира, но Израиль - экономически независимое государство, которое производит ВВП на душу населения в 34 тысячи долларов! Для такой маленькой страны огромная цифра.

В Германии этот показатель – 45 901 доллар, в Пуэрто-Рико – 28509, в разорённой Греции – 21722, в «энергетической державе» России – только 14680 долларов. Но ведь мало произвести, надо ещё разумно и справедливо распределить! Почему у правительства страны без нефти и леса есть деньги для строительства социального государства, которое опять трещит по швам в России? Ответ прост и давно всем известен. В правительстве Медведева, в органах власти и СМИ работают евреи, которые прекрасно знают, что в Израиле вся система налогообложения основывается на принципе резидентства.

Каждые пять лет на Земле обетованной проводят изучение потребительской корзины. Исходя из этого, все израильское население делится на 10 групп, основным критерием при этом является покупательная способность каждой категории населения. Если существует необходимость, государство доплачивает определенные установленные выплаты, чтобы поднять до уровня прожиточного минимума. Надо сказать, что в Израиле прожиточный минимум составляет 450 долларов США или 1800 шекелей, тогда как минимальная заработная плата составляет 900 долларов, или 3600 шекелей. Пособие по старости (не пенсия!) – 2600 шекелей. Существует специальная шкала, которая имеет название прогрессивной, то есть с увеличением доходов увеличивается процент подоходного налога.

К примеру, если заработная плата не превышает 1952 шекелей или 487 долларов США, то подоходный налог с нее взимается в размере 10%, если заработная плата превышает 1950 шекелей и не больше 3890 шекелей – подоходный налог взимается в размере 20% и т.д. Если доходы гражданина Израиля превышают сумму 18590 шекелей в месяц, подоходный – 50%, то есть государство взимает половину заработанной суммы. И никто не протестует (ворчат порой, что арабские граждане получают огромные пособия на детей) и никто не уклоняется, чего якобы боятся наши власти, которые на самом деле стоят на стороне баснословно богатых и не желающих социальной справедливости.

Когда написал о поездке на своей страничке в Фейсбуке, один правильный читатель начал подкалывать: «Легенды легендами, а интересно было бы узнать, не беседовал ли автор с проживающими в Израиле палестинцами и если да, то каково их мнение о коренных жителях Израиля и русскоязычных иммигрантах той же национальности?». Намёк понял: сочувствую палестинцам - жили на своей земле, и вдруг свалилось на голову какое-то агрессивное, жестокое государство Израиль. Но я ведь о другом! В нашей Конституции записано, что Россия – социальное государство, но, побывав в Израиле, я окончательно понял, что это – не так…

Известный русский писатель-эмигрант Владимир Максимов, когда вернулся в уничтожаемую ельцинистами Россию, ужаснулся и стал выступать в редких патриотических СМИ по многим кричащим проблемам, в интервью для телепрограммы «Русский дом» он коснулся еврейского вопроса и сказал вскользь: «Евреи в России должны стать такими же, как в Израиле».

Вернувшись из предвыборного Израиля, из Хайфы и Иерусалима, я окончательно через много лет понял, что имел в виду Владимир Емельянович и за что наши творцы-либералы и певцы безбрежного рынка недолюбливают Израиль: там надо встраиваться в социализм по-израильски и становиться патриотами. А это для них – невыносимо.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //