Как «Альфа-банк» любит США и Армату ненавидит

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Альфа-банк против патриотов России, да и вообще против России: зачем «Альфа-банк» хочет обанкротить производителя танка «Армата»?

Частный коммерческий банк «Альфа-банк» атаковал корпорацию «Уралвагоназвод» перед Днем Победы, чтобы взыскать долги с ее «дочки» – Челябинского тракторного завода. С чем связаны угрозы банка о банкротстве и почему он выбрал такую «непатриотичную» стратегию?

«Альфа-банк» решил действовать агрессивно: после просрочки очередной выплаты по кредиту со стороны «Челябинского тракторного завода – Уралтрак» один из крупнейших частных банков России не только подготовил иски о взыскании всей задолженности с заемщика в размере 6 млрд рублей и 39,7 млн долларов, но и пригрозил, что готов добиваться через суд банкротства материнской корпорации «Уралвагонзавод».

В предвыборной кампании Владимира Путина 2012 года «Уралвагонзавод» стал символом народной поддержки президента. Запрос на стабильность заводских рабочих противопоставлялся протестам против нечестных выборов и рокировки Медведева и Путина, который выражали представители среднего класса в Москве и других крупных городах России.

Кризис на Украине привел к попаданию корпорации под санкции США и Евросоюза. Но Кремль обеспечил оборонный заказ принятием обширной программы модернизации вооруженных сил, а затем сосредоточился на перспективах импортозамещения. На юбилейном параде Победы 9 мая корпорация отличилась, представив новое поколение бронированной техники и танк «Армата» Т-14.

Ничего личного, только бизнес

Момент для повышения ставок в «выбивании» долгов «Альфа-банком» был рассчитан предельно точно – в день генеральной репетиции парада 7 мая, когда один из танков «Армата» неожиданно заглох. За крупнейшим владельцем банка, миллиардером Михаилом Фридманом, давно закрепилась репутация человека, умело использующего судебные разбирательства для достижения своих целей. В ближний круг Путина Фридман никогда не входил, на место в правительстве не претендовал, объясняя это своим еврейским происхождением, и в итоге избежал санкций США и Евросоюза. Сегодня российский предприниматель уходит от действия антиофшорного закона и претендует на то, чтобы стать налоговым резидентом в Великобритании.

Ничего личного, только бизнес – так Фридман не раз объяснял вчерашним партнерам по бизнесу новости о начале очередной судебной тяжбы против них. То же самое он мог бы сказать и руководству «Уралвагонзавода»: капиталист патриота не разумеет, а с бизнесом у патриота, как правило, не все гладко. С газетных передовиц еще не сошли сообщения о преследовании «Альфа-банком» третьей по объему перевозок авиакомпании «ЮТэйр», как банк вознамерился ударить по финансовой стабильности «Уралвагонзавода» – единственного производителя танков в России.

Корпорация, на 100% принадлежащая государству через Росимущество, объединяет 40 предприятий со штаб-квартирой в Нижнем Тагиле. Она обеспечивает более 27 тыс. рабочих мест. «Уралвагонзавод» выпускает военную и строительную технику, а также железнодорожные вагоны, причем в пропорциях 50 на 50. Правда, в кризис заказы на гражданскую технику сокращаются на 30%, говорил гендиректор корпорации Олег Сиенко. В том числе и по этой причине в феврале 2015 года корпорацию включили в список 199 системообразующих предприятий России. Целью этого решения было создать условие для выделения государственной антикризисной помощи.

Проблемный актив

С тех пор руководство корпорации обозначило требуемый масштаб поддержки: в общей сложности «Уралвагонзаводу» нужно получить госгарантии на 75 млрд рублей, 15 млрд из которых необходимы «ЧТЗ – Уралтрак», чтобы расплатиться с кредиторами, в том числе с «Альфа-банком». Убытки проблемного актива, как его называют в корпорации, в 2013 году составили 2,5 млрд рублей, а общая сумма убытков приблизилась к 9 млрд. В конце прошлого года подрядчики завода подали иск о его банкротстве, задолженность по зарплате приблизилась к 200 млн рублей и рабочие вышли на митинг.

«ЧТЗ – Уралтрак» в советские времена был рассчитан на выпуск 70 тыс. тракторов в год. Такие объемы сегодня на российском рынке не востребованы. Сообщалось, что завод может получить 4,7 млрд рублей от государства для осуществления антикризисной программы, подразумевающей в числе прочего сокращение производственных площадей с 400 тыс. до 100 тыс. квадратных метров. Более того, из-за откладываемой модернизации продукция завода оказалась неконкурентоспособна. По сути, завод конкурирует с техникой Siemens, Caterpillar и JBC. Но есть и российские конкуренты: «Объединенные машиностроительные заводы» и «Силовые машины». Ситуацию осложнило и вступление в ВТО, которое обеспечило больший допуск на российский рынок китайских производителей.

Еще недавно в «ЧТЗ – Уралтрак» планировались массовые сокращения – 5 тыс. человек должны были уйти. Но возможность получить госгарантии и поставлять технику по программе импортозамещения дают надежду руководству «Уралвагонзавода» на оживление. Сам же завод находится на контроле у губернатора Челябинской области, администрация которого винит в плачевном состоянии предприятия его менеджмент. Однако несмотря на то, что завод запросил господдержку, сроки ее предоставления официально не назывались.

Непатриотичный шантаж

«Чистой воды шантаж», – заявил РБК гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко, комментируя претензии «Альфа-банка». Он также назвал действия банка «вероломным нападением без предупреждения». Но в банке считают, что глава корпорации своими заявлениями оказывает давление на суд. С его точки зрения, «ЧТЗ – Уралтрак» не просто просрочил очередную выплату и после угрозы иском выплатил 325 млн рублей, к концу апреля 2015 года предприятие должно было полностью рассчитаться по кредиту. Кроме того, вопреки заявлениям руководства «Уралвагонзавода» не вся просроченная задолженность была выплачена.

В «Альфа-банке» не увидели и оснований для пролонгации кредита: «финансовое положение предприятия ухудшается, сроки предоставления государственных гарантий не обозначены, а заложенная производственная недвижимость неликвидна, ее стоимость недостаточна для покрытия долга». Все осложняется коллективным иском о признании «ЧТЗ – Уралтрак» банкротом от подрядчиков завода. При этом в банке подчеркивают, что готовы к переговорам и открыты для предложений со стороны «Уралвагонзавода».

Но в корпорации называют неконструктивной позицию банка именно потому, что к погашению предъявляется вся сумма долгов тракторного завода. Весь расчет в этом случае идет исключительно на помощь государства. Но и «Альфа-банк» делает все, чтобы ускорить выделение правительством средств или гарантий заводу. Так как если дело о банкротстве будет возбуждено, то правительство не сможет предоставить свои гарантии, в чем банк, конечно же, не заинтересован. «Покушение» на «Уралвагонзавод», который выступал поручителем по кредиту «ЧТЗ – Уралтрак», призвано максимально ускорить процесс выделения помощи.

Фактически «Альфа-банк» идет на шантаж, чтобы на выгодных для себя условиях реструктурировать долг завода за счет государства. Его стратегия в том, что он заберет свой иск о банкротстве «Уралвагонзавода», как только правительство согласится выдать гарантии. Но для этого нужно также, чтобы кредитор и заемщик пришли к согласию. Примерно так банк действовал против авиакомпании «ЮТэйр», которая должна получить 19,2 млрд рублей госгарантий.

Пока же арбитражный суд арестовал денежные средства «Уралвагонзавода» и его «дочки» «ЧТЗ – Уралтрак» в качестве обеспечения по кредиту на 523,5 млн рублей. Но менеджмент корпорации заявляет, что не понимает, чем вызвана агрессивная позиция банка, ведь «Альфа-банк» сам предложил свой кредит. Тем не менее с прошлого года просрочка по розничным кредитам у «Альфа-банка» выросла на 52%, а по корпоративным – на 34%. Многие заемщики банка испытывают трудности с погашением долгов. Кризис в российской экономике в банке назвали «изменением рыночной ситуации» и по итогам 2014 года впервые за 13 лет высшее руководство «Альфа-банка» не получило бонусы, также были урезаны зарплаты.

В кризис частный банк решил действовать бескомпромиссно и на основании кредитных соглашений возвращать долги целиком, особенно если эти долги предприятие не в силах больше выплачивать и за компанию это может сделать государство.

Зная, что иск о банкротстве «Уралвагонзавода», у которого есть контракт на производство до 2020 года 2,3 тыс. танков «Армата» на сумму около 1 трлн рублей, может вызывать проблемы при реализации государственного оборонного заказа, «Альфа-банк» отчаянно привлек внимание правительства к неплатежеспособности «ЧТЗ – Уралтрака».

Но тем, кто считает, что олигарх Фридман демонстрирует свое влияние на российскую экономику и оборонзаказ, следует напомнить, что в 2009 году «Альфа-банк» подавал иски о банкротстве «РусАла» и уже добился своего от «ЮТэйр». На примере своей деятельности банк показывает не только работающую схему взыскания долгов в кризисной ситуации, но и то, как устроен российский капитализм, когда правительство отказывается приватизировать неэффективные производства и в целях социальной стабильности сохраняет рабочие места ценой растущих бюджетных расходов. Расходы эти в кризис увеличиваются, в том числе на выплату долгов.

В то же время «Альфа-банк» не может позволить себе терпеть убытки, расплачиваясь за патриотизм. В капиталистической системе нет такого понятия. Если что-то неэффективно, оно должно быть упразднено. Но Россия к этому не готова. В интервью РБК гендиректор «Уралвагонзавода» даже намекнул на непатриотизм хозяев «Альфа-банка»: «Люди хотят получить досрочно деньги, я не знаю, зачем они им так быстро понадобились. Может, они бежать собрались из страны».


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //