Изоляция страны на примере одного японского острова


Когда с нами что–то происходит, хочется понять, как это было у других. Вот например: оказаться в одиночестве — это наказание или благо? Существует множество примеров, когда люди сознательно удалялись от мирской жизни. Да что люди, целые страны отгораживались от мира железным занавесом. Среди них особенное место в истории занимает Япония — страна, изолировавшая себя на долгих двести лет. Сако́ку (鎖国, — «Страна на цепи») — так японцы назвали политику самоизоляции.

А начиналось все довольно невинно. В 1542 году у южных берегов Японии терпит крушение португальский корабль. Так японцы впервые увидели европейцев. В те времена на каждом корабле были святые отцы, — миссионеры, которые по замыслу святой церкви должны были обращать в христианство туземцев на новых землях. В Японии христианская религия не встретила никакого сопротивления. Напротив, японцы посчитали христианство разновидностью буддизма, отождествляли Бога с Буддой, а Богоматерь с богиней милосердия Каннон. На местных феодалов красивые христианские обряды произвели неизгладимое впечатление, и они с удовольствием приняли новую веру, а вместе с ними и их вассалы. Даже буддийские монахи не видели ничего зазорного в посещении христианских храмов. Через 35 лет в Японии насчитывалось уже около 130 тысяч японцев–христиан и несколько сотен церквей.

Такой успех надо было закрепить, и в 1585 году португальские иезуиты добиваются у папы римского в 1585 году монопольного права на ведение торговли и миссионерской деятельности в стране Восходящего Солнца. И хотя в 1580 году испанцы подписали договор с Португалией, по которому португальские колонии могли иметь свою, независимую от Испании администрацию, это нисколько не помешало испанским монахам–францисканцам с Филиппин высадиться в Японии и начать нести японскому народу свое понимание истинной веры. Между христианскими миссионерами начались серьезные распри.

Как понятно, интерес к новым землям не ограничивался одним лишь намерением обратить иноверцев в истинную веру. Торговля — вот двигатель прогресса. Португальцы, а затем и испанцы активно занимались торговлей, продавая местным феодалам аркебузы и мушкеты, порох и пушки. Начался период длительных междоусобных войн. Разбогатевшие на торговле и вооруженные огнестрельным оружием феодалы южных островов отказывались подчиняться центральной власти. Нередко на их стороне с оружием в руках выступали и европейцы. В конце 1597 года центральная власть осознав, что необходимо ограничить вмешательство иностранцев в дела страны, издала указ, запрещающий японцам под страхом смертной казни принимать христианство. Всем миссионерам было предписано немедленно покинуть страну. В назидание многие христианские проповедники были казнены, церкви разрушены, а местное население должно было доказывать неприятие христианства, прилюдно топча медные таблички с изображением Иисуса (см. пост Japonist'а).

После подавления в 1637 году восстания крестьян в Симабаре, большинство из которых были католиками, был введён закон, запрещающий японцам любое общение с иностранцами. Под страхом смертной было запрещено покидать территорию страны, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Из страны были высланы все европейцы: как испанцы, так и португальцы. Только голландцы, единственные из европейцев, получили право вести торговлю, поскольку они оказали помощь в подавлении Симбарского восстания, исповедовали кальвинизм и совсем не занимались миссионерской деятельностью.

Им разрешили построить торговую факторию в Хирадо. Но тут голландцы совершили непозволительную оплошность, — по старинному обычаю выбили на построенных домах и складах даты постройки. Но поскольку любые христианские символы, в том числе и христианское летоисчисление, были запрещены в Японии, то факторию полностью разрушили, а голландцев выселили на небольшой насыпной остров Дэдзима в гавани Нагасаки (120 метров в длину на 75 метров в ширину), который стал единственным местом в Японии, куда могла ступить нога иностранца. Количество кораблей было строго ограничено (пять, в отдельные годы — два, а то и один корабль в год).

В течение двухсотлетнего периода через Дэдзиму в Японию поступали европейские товары, инструменты, и, в первую очередь, знания. Попадавшие в страну иностранные вещи разбирались и тщательно изучались. За два столетия японцы купили более 10 тысяч иностранных книг, охватывающих самые разнообразные науки: по астрономии, навигации, кораблестроению, математике, медицине, географии, ботанике и т.д. Японские переводчики трудились день и ночь. Несмотря на разрыв отношений с европейскими странами, в Японии внимательно следили за достижениями европейской науки и культуры.

Япония в отличие от Индии, Индонезии и других стран Юго–Восточной Азии сумела сохранить свою независимость. На двести лет в стране воцарились мир и спокойствие, которые были прерваны появлением в 1853 году у берегов страны Восходящего Солнца "черных кораблей" под командованием американского коммодора Мэттью Перри. Угрожая обстрелять город Эдо американцы принудили сегуна подписать "Договор о мире и дружбе", установивший дипломатические отношения между Японией и США.

В стране наступило смутное время, закончившееся уничтожением сёгуната и возрождением власти императора. Впереди были вторжения в Китай, Порт–Артур, присоединение Кореи, интервенция в Сибири и на Дальнем Востоке, захват Маньчжурии, oккупация французского Индокитая (Вьетнама) и Пёрл–Харбор. Джин был выпущен из бутылки.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //