История советской «Хиросимы»


4 июля 1961 года в Северной Атлантике на советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-19 с баллистическими ракетами на борту произошла авария на ядерной энергетической установке.

К-19 являлась первой подводной лодкой проекта 658, разработанного в ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"). Она была заложена в 1958 году в Северодвинске (Архангельская область) на заводе 402 (ныне Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"), спущена на воду в 1959 году, вступила в строй 12 ноября 1960 года. В июне 1961 года АПЛ была включена в состав Северного флота.

К-19 имела главную энергетическую установку, включающую два водоводяных реактора, размещенных последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля в средней части корпуса. Она была первой советской ракетоносной атомной подводной лодкой. На ее вооружении состояли торпеды и три межконтинентальные баллистические ракеты с надводным стартом.

Этим атомоходом, построенным в рекордно короткие сроки, Советский Союз отвечал на вызов США, уже имевших на вооружении атомный подводный ракетоносец "Джордж Вашингтон".

В июне — июле 1961 года в Атлантическом океане проходили боевые учения СССР под кодовым названием "Полярный круг". Военно-морской флот отрабатывал взаимодействие надводных и подводных кораблей. В учениях принимала участие и К-19, командиром которой был капитан 1-го ранга Николай Затеев.

Подводной лодке необходимо было выйти из Атлантики через Норвежское море в Северный Ледовитый океан и, имитируя действия "условного противника", подойти к берегам Советского Союза со стороны Северного полюса, а затем, всплыв из-под арктического льда в непосредственной близости от "советского военного пространства", она должна была произвести "ракетную атаку". Цель — проверка эффективности советской противолодочной защиты, прикрывающей северные моря от американских подлодок.

Во время учений, чтобы избежать обнаружения, К-19 шла под паковыми льдами. Ее курс пролегал между Гренландией и Исландией через забитый льдами Датский пролив.

На выходе из него, 4 июля 1961 года в 04:15, на 16-е сутки плавания, когда подводная лодка находилась на стометровой глубине в Северной Атлантике, в ста милях от американской военно-морской базы, расположенной на норвежском острове Ян-Майен, на ней сработала аварийная защита реактора левого борта.

Причиной аварии послужило резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось впоследствии, течь на неотключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя. Температура в активной зоне повысилась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов.

Авария атомного реактора могла привести к взрыву лодки, а впоследствии — к глобальной экологической катастрофе — радиоактивному отравлению вод Мирового океана.

Командир подлодки дал команду на всплытие и принял решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения. В течение двух часов, находясь в зоне воздействия радиации, подводники без защитных костюмов (их не было тогда), голыми руками, в армейских противогазах, которые не защищают от излучения, смонтировали систему охлаждения и спасли подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ.

В ходе ликвидации аварии личный состав неоднократно в течении длительного времени находился в зоне воздействия радиации, 42 члена экипажа получили большие дозы облучения, в результате распространения активных газов и аэрозолей осложнилась радиационная обстановка в обитаемых отсеках лодки. Через четыре с половиной часа после возникновения аварии у облучившихся моряков начали появляться признаки лучевой болезни — у 15 человек тяжелой, 11 — средней и 16 — легкой степени.

Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна передатчика дальней связи и командир подлодки не мог сообщить об аварии командованию флота. После всего случившегося Николай Затеев принял решение возвращаться в базу, хотя туда нужно было идти более трех суток. Через какое-то время с помощью аварийного передатчика удалось связаться с участвовавшими в учениях двумя средними дизельными подводными лодками, которые пришли на помощь. С одной из подлодок удалось связаться со штабом флота и сообщить об аварии на АПЛ. К вечеру 4 июля с К-19 на две подлодки были эвакуированы 65 моряков, а еще через день ее оставили все члены экипажа. Перед этим механизмы атомного ракетоносца были приведены в нерабочее состояние.

Еще через несколько дней, когда к месту аварии подошли направленные штабом флота надводные корабли с медицинскими группами, К-19 взяли на буксир и перевели на базу. Все эти дни две дизельные подлодки, на которые были эвакуированы члены экипажа АПЛ, держали К-19 под прицелом торпедных аппаратов — если бы на нее попытались проникнуть иностранные военные, то ее бы потопили.

Через 87 часов после аварии весь экипаж К-19 был госпитализирован. Восемь человек, получивших максимальные дозы радиации, скончались в течение недели. Двоих похоронили в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), а шестерых — в Москве на Кузьминском кладбище. Остальные долгое время проходили курс лечения.

Правительственной комиссией действия экипажа по ликвидации аварии были признаны правильными, многие (в том числе посмертно) получили ордена и медали.

Атомная подлодка К-19 была отправлена в ремонт. В 1962-1964 годах на ней были заменены оба атомных реактора, были модернизированы навигационный и ракетный комплексы. АПЛ потом много плавала, успешно совершала ракетные стрельбы и решала задачи боевой подготовки. Но после аварии 1961 года К-19 получила у моряков прозвище "Хиросима" и репутацию "несчастливого" корабля. На ней были аварии, пожары, не избежала она и столкновений — над водой и под водой.

15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море К-19 столкнулась с американской субмариной "Гэтоу" (Gato), пытавшейся осуществлять скрытное слежение за советским атомоходом. Оба корабля получили повреждения.

Авария, произошедшая с К-19 24 февраля 1972 года при несении боевой службы в Северной Атлантике, была трагической: в результате пожара в отсеках корабля погибли 28 человек.

После ЧП 1972 года подлодку отправили на судоремонтный завод "Звездочка" в Северодвинск, где ее обновили, модернизировали. Отремонтированная подлодка К-19 еще не раз выходила на боевые дежурства в морские и океанские глубины.

В 1979 году АПЛ была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Стала называться КС-19. В 1990 году выведена из боевого состава в резерв, в 1992 году переименована в БС-19.

В мае 2002 года лодка была доставлена на судоремонтный завод "Нерпа" (Снежногорск). В 2003 году на ней была произведена выгрузка активных зон ядерных реакторов, а затем разделка и утилизация. Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных завода "Нерпа".

Долгое время авария 1961 года на К-19 была засекречена.

О трагедии К-19 стало известно в 1990-е годы. Вышли в свет газетные публикации, книги. В 2002 году широкой публике был представлен американский кинофильм "К-19. Оставляющая вдов" (K-19: The Widowmaker), главные роли в котором сыграли Харрисон Форд и Лиам Нисон.

В 2006 году бывший президент СССР Михаил Горбачев обращался в Нобелевский комитет с предложением номинировать на Премию мира экипаж советской атомной подводной лодки К-19.

В память о подвиге членов экипажа К-19 на месте их захоронения на Кузьминском кладбище в Москве на средства энергокомпании "Мосэнерго" в 1998 году был воздвигнут мемориал.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //