История острова Фазанов


Река Бидасоа.

Для Испании и Франции 1648 год – год окончания первого военного конфликта, затронувшего практически все европейские страны (кроме Швейцарии), известного нам под названием Тридцатилетней войны - не стал мирным, противостояние этих двух держав продолжалось вплоть до 1659 года, закончившись подписанием Пиренейского мирного договора, означавшим окончание Золотого века для Испании в политическом смысле.

Договор был подписан на Острове Фазанов, расположенном на реке Бидасоа, по которой проходила граница между Испанией и Францией. С той поры и по сей день шесть месяцев в году Остров Фазанов принадлежит Франции, а оставшиеся шесть месяцев – Испании.

На страничке острова в Википедии указана площадь Острова Фазанов - 6820 кв. м. Сведения, скажем так, несколько устарели. Обмеры, проведенные в 1620 году, показали, что длина острова составляла 160 метров, ширина же его в разных местах изменялась от 22 до 40 метров.

Течение реки Бидасоа за многие годы внесло свои коррективы в эти размеры, в 2009 году длина острова составляла уже 130 метров, а ширина уменьшилась до 15-ти. На сегодняшний день совместными усилиями Испании и Франции берега Острова Фазанов укреплены и изменения его очертаний остановлены, общая площадь острова менее 2000 кв.м.


Гравюра. Автор Robert Nanteuil. Кардинал Мазарини в своем дворце

В том 1659 году Остров оказался идеальным местом для встречи представителей французской стороны - кардинала Мазарини, и испанской - дона Луиса де Аро. Переговоры были сложными, длительными, начались 13 августа, а закончились только 7 ноября. Для их проведения на острове был построен павильон, а также два моста, соединяющие остров с территориями каждой из стран-участниц переговоров.

Остров фазанов. Гравюра

Мосты, опирающиеся на лодки, были построены по одному проекту, но каждая из сторон строила и украшала их своими силами и по своему вкусу. То же касалось и павильона – интерьеры обеих его частей были разными, но симметричными, это символизировало равноправие сторон переговоров, объединял их общий зал, в котором Мазарини и де Аро сидели за символически одинаковыми столами. За интерьер испанской части павильона, а также отделку испанского моста отвечал знаменитый художник Диего Веласкес. Как известно, Веласкес был придворным художником, но живопись была не единственной его придворной обязанностью. В свое время в качестве награды за картину «Изгнание морисков» Диего был удостоен почетного звания хранителя королевской двери, а с 1634 года находился в звании хранителя королевского гардероба.

Несколько слов о том, что это за странные «хранители». В давнишние неспокойные времена при строительстве королевских резиденций архитекторы добивались, чтобы наиболее безопасным местом оказывались саmera regis (королевские палаты).

Версаль. Покои королевы

В первых постройках это была просто королевская спальня и прилегающая к ней гардеробная комната. Сюда допускались только близкие, проверенные, надежные люди, поскольку в королевской спальне и гардеробной комнате хранились казна, драгоценности, оружие, документы и прочие ценные и важные вещи. Со временем слуги, допускаемые в спальню короля, стали не просто хранителями, но и распорядителями имущества и финансов – естественно и за пределами спальни. Примерно по такому же принципу формировались обязанности и привилегии прочих хранителей.

Хранители дверей – по своей сути камергеры-привратники. К ближайшим слугам короля они не относились, но всё же были им замечены и пользовались некоторым доверием. Хранители дверей присматривали за прочими слугами, распределяли комнаты резиденции между слугами и гостями короля, присматривали за тем, чтобы имущество, находящееся в этих комнатах и резиденции в целом, не разворовывалось – и в те времена были любители умыкнуть что-то плохо лежащее.

Хранители гардероба проделали исторический путь от людей, всего лишь ответственных за хранение и транспортировку оружия, одежды, архива, ценностей и прочих вещей до лиц, ответственных за снабжение двора и армии, за логистику и обеспечение их передвижения, что особенно важно было во времена военных действий. Штат хранителей гардероба выполнял и секретарскую работу для короля, вел часть его переписки, а потому хранил малую королевскую печать.

Остров Фазанов на старинных гравюрах и фотографии начала прошлого века

Конечно, функции разных хранителей при разных дворах отличались, но, в любом случае, должно быть понятно, что свои картины Веласкес писал, скажем так, в свободное от основных обязанностей время – естественно, были и какие-то поблажки, если королю хотелось увидеть быстрый результат творчества мастера, но это было скорее исключением, чем правилом. Тем более, что к описываемым событиям Веласкес уже занимал должность дворцового управляющего, ответственного за мебелировку и украшение покоев короля, устроительство праздников и выездов. Такая нагрузка выматывала художника, и, в конце концов, в 1660 году через два месяца после бракосочетания молодого Людовика XIV (Короля-Солнце) и испанской инфанты Марии-Терезии, вернувшись в умирающий от жары Мадрид, он заболел и через несколько дней скончался.

Бракосочетание короля Людовика IV и Марии-Терезии Австрийской

Но это будет чуть позже. Пока Веласкес работает в штате испанской команды. В команде кардинала Мазарини один из тех, кто отвечает за организацию переговоров - Шарль де Кастельмор, граф д’Артаньян, когда-то начинавший карьеру в качестве курьера кардинала. Д’Артаньян поддерживал Мазарини и во времена изгнания. Он предан и отважен, за что приближен к кардиналу, который поручает ему щекотливые и тайные дела, предоставляя практически полную свободу действий. Почти через 200 лет после описываемых событий Александр Дюма романтизирует имя Д’Артаньяна в своих толстых (труды Дюма, как и Жорж Санд издатели оплачивали построчно) романах о трёх мушкетерах, омолодив свой персонаж лет так на 35, и заставив его поучаствовать в тех событиях, во время которых реальный Д’Артаньян был совсем мальчишкой.

Диего Веласкес. Сдача Бреды

Во времена Веласкеса обычный мушкетер выглядел, как крайний левый персонаж на его картине «Сдача Бреды» с мушкетом на плече. Сам Д’Артаньян был, скорее всего, одет более пышно, возможно, как мушкетеры на картине Рембрандта, и, конечно же, у него были перчатки для каждой руки, а не две правых, как у персонажа картины «Ночной дозор».

Рембрандт. Ночной дозор

Ещё на стадии организации переговоров, стороны подписали пакт о равной роскоши, дабы ни одна сторона не затмевала другую, а потому роскошно выглядели и те, и другие, очевидцы писали, что это было редкое по своей помпезности событие. Каждая сторона старалась подчеркнуть своё богатство.

Слева - предполагаемый автопортрет Диего Веласкеса. Справа - знак ордена Сантьяго

К примеру, костюм Веласкеса был украшен драгоценными камнями, в том числе бриллиантами, серебром, его шею украшало тяжелое золотое ожерелье, а ближе к концу переговоров за заслуги перед короной Испании грудь Веласкеса будет украшена и отделанным сверкающими алмазами знаком рыцарского ордена Сантьяго. Символ ордена нарисован и на картине «Менины», хранящейся сегодня в музее Прадо – по преданию красный орденский крест нарисовал своей рукой король Испании уже после кончины художника. Предание это вызывает споры, как и то, что персонаж с крестом – автопортрет художника. Правда это или нет, но версия очень гармонична.

Диего Веласкес. Менины

Подписание Пиренейского мира было столь значительным событием, что с каждой стороны было более трёх сотен участников переговоров, которые все эти месяцы жили, естественно, не на самом острове, а на своей земле, ночью на Острове Фазанов оставалась только стража. Кардинал Мазарини (Mazarino) со своей свитой ночевал в замке d'Urtubie – сегодня шато открыт для посещения, а дон де Аро и его сторонники каждую ночь возвращился в Fuenterrabia.

Подписание Пиренейского мира

Пиренейский мирный договор был подписан 7 ноября 1659 года, он положил конец двадцатичетырехлетним военным действиями между Францией и Испание.

Гобелен. Подписание Пиренейского мира

В память об этом дне на Острове Фазанов установлен памятный монумент, у которого каждые полгода производится торжественная передача острова от одной страны к другой. В «испанские» дни островом управляет администрация испанского городка Ирун, во «французские» - администрация городка Андай.

Сегодняшний Ирун.

Несмотря на свой скромный размер, который в свое время удивил Виктора Гюго во время его поездки в страну басков, остров известен не только Пиренейской конференцией. В 1615 году на острове Людовик XIII познакомился со своей испанской невестой, Анной Австрийской. В это же время её брат Филипп IV познакомился со своей невестой, Елизаветой Французской.

Пиренейский мир предусматривал также монархический брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией-Терезой Австрийской. Знакомство будущих супругов произошло на Острове Фазанов, в 1659 году, а в июне 1660, как вы помните, том же Острове была проведена церемония их бракосочетания, которой руководил Диего Веласкес. Мария Терезия станет матерью единственного выжившего законного наследника Короля-Солнце, Людовика Великикого Дофина.

Жан Леон Жером. Людовик XIV и Мольер

В 1679 году на Острове Фазанов Карл II Околдованный Испанский, физически уродливый, эпиллептик, у которого язык не помещался во рту, отчего он говорил нечленораздельно, познакомился со своей первой женой, признанной красавицей Марией Луизой Орлеанской. Красота не принесла счастье Марии Луизе, муж её пережил и женился еще раз, на Марии Нойбургской. Ни в одном браке детей не было – у Карла было недержание всего, чего только можно.

Монумент на Острове Фазанов

В 1721 Людовик XV (Возлюбленный) на Острове знакомится со своей невестой Марианной Викторией Испанской. Но свадьба не сложилась. Людовик женился на Марии Лещинской, а Марианна стала королевой Португалии, супругой короля Жозе I. В общем, не Остров Фазанов, а какой-то Остров Свиданий.

В 1965 был открыт Международный мост Бидасоа, соединивший Испанию и Францию, с которого можно посмотреть на Остров Фазанов, побывать на Острове вряд ли получится – посещение Острова туристам пока запрещено.






Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2017   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //